История цвета первый вариант, виртуально сожжена

В прошлом варианте были допущены грубые фактические ошибки. К счастью, они были замечены искушенными критиками, коим я выражаю всемерную признательность.

Исправленный вариант можно прочесть тут:
http://www.proza.ru:8004/2002/07/04-35
 
Те же, кто любит учится на чужих ошибках, все же могут прочесть первый вариант, выбрав предпоследнюю из редакций (в конце этого текста есть ссылочки на редакции произведений)


Рецензии
Уважаемый Константин! Выполняя свое обещание, излагаю некоторые свои соображения по историческим аспектам вашего повествования.

Насколько я понял из письма, вам уже указывали на, прямо скажем, довольно странные представления о расселении ариев, на основе которых вы строите свои гипотезы. Не вдаваясь подробно в данную область, отмечу следующее. Греков ни при каких условиях «арийцами» называть нельзя, и уж тем более, «арийцами до мозга костей». Это важно учитывать, поскольку любые подобные рассуждения автоматически становятся чистой воды спекуляцией. Ариями могут называться лишь те народы, в мифологии которых этот термин зафиксирован, а именно - потомки индоариев (все индийские современные языки), и иранцы - собственно арии по самоназванию (все современные народы, говорящие на языках иранской группы). Следовательно, представители различных европейских ветвей индоевропейской языковой семьи (греки, германцы, кельты, балтославяне и пр.) так именоваться не должны. Вы же в своем эссе, очевидно, имеете ввиду вовсе не ариев (расселение которых, кстати, происходило отнюдь не в 9 тысячелетии до н.э., а преимущественно в эпоху бронзы, до конца 2-го тысячелетия до н.э.), а гипотетических праиндоевропейцев. Соответственно, не приходится говорить ни о какой «истинно арийской цветовой палитре» и т.п.

О ваших экспериментах со сравнительным языкознанием я судить не буду, т.к. для этого нужно быть палеолингвистом. Однако, вызывают откровенное удивление чрезвычайно смелые рассуждения вроде «красный, белый, желтый и черный цвета соответствуют четырем философским категориям, на которые древние арийцы раскладывали любое явление». Боюсь, вся эта ваша конструкция выглядит совершенно умозрительной, искусственной, хотя и основывается на совершенно верно подмеченных вами любопытных феноменах архаического мировосприятия.

На самом деле, желая подтвердить или опровергнуть нечто подобное на таком «популярном» уровне, можно подобрать сколько угодно аргументов. К примеру, навскидку - в авестийских текстах отражено представление вовсе не четырех сторонах света, которые, как вы утверждаете, характерны для мировоззрения ариев, а о ШЕСТИ! Это шесть окраинных каршваров, частей мира, по которым назывались ветра, направления и т.п. – северный, южный, два западных, и два восточных. А уж кого-кого, а создателей Авесты трудно заподозрить в неарийском происхождении :-). Вот вам и «восхитительная симметрия арийской культуры». Между прочим, тем же самым восточным иранцам искусственная синяя краска была отлично известна, и применялась вовсю – ее делали из лазурита, который добывали в Бактрии в огромных количествах. Во многом этим, быть может, и объясняется пресловутая любовь персов (и потом парфян) к синей краске.

Да, и кстати – когда это греки применяли синюю краску в вазописи?! Что-то не припомню. Разве что на некоторых полихромных сосудах около середины 4 в. до н.э., может быть.

В целом, ваши рассуждения о применении разных красок в античности я не способен оценить однозначно. Такие вещи надо серьезно аргументировать на широком материале – ведь очень многое из того, о чем вы пишете, может объясняться чисто техническими аспектами нанесения изображения (к примеру, в той же вазописи), разной стоимостью и доступностью натуральных красителей и технологий их изготовления.

Дмитрий Чистов   10.06.2002 20:35     Заявить о нарушении
Да, Дмитрий, большое спасибо. Эта статья содержит все наиболее завиральные идеи, пришедшие мне в голову; оттого я и остерегался ее публиковать, не посоветовавшись со специалистами. Теперь, кажется, я готов сформулировать свою гипотезу значительно более осторожно, не кидаясь броскими терминами типа "арийцы до мозга костей". Относительно лингвистического аспекта я тоже многое уяснил благодаря любезным рецензентам с истфорума.

Что же касается синего цвета в вазописи (им еще в крашеных статуэтках), то это факт. Вазы с синеволосыми персонажами (густая синяя краска) я видел несколько раз; нет никакого сомнения, что это действительно синяя краска, ибо все остальное - краснофигурная классика; так что полихромные сосуды тут ни при чем. На статуях Зевса на волосах часто находят следы синей краски; впрочем, последнее сведение из популярной статьи, не относящейся, правда, к теме, что позволяет принять на веру.

Моя гипотеза такова: поскольку греки, согласно Платону, считали синий цвет светло-черным, художники таким образом могли интерпретировать легендарные выражения типа "светлокудрый"; именно такой цвет волос приписывался богам.

Все арийские сентенции я, несомненно, выброшу из окончательного варианта. Согласен, мои познания в этом вопросе оказались не на высоте; более того, совершенно ошибочны. Слишком много беллетристики вокруг этой темы, поневоле путаешься.

Еще раз благодарю за участие в обсуждении.

Торкель Клюпп   11.06.2002 11:24   Заявить о нарушении