Реклама в Азербайджане или быстро сказка сказывается...
Сцена: звезда азербайджанской эстрады (!) стирает белье (руками!).
Я ничего не имею против Айгюн, но с ее то маникюром…
С развалом Советского Союза Азербайджан вошел в так нами любимую стадию капиталистического развития, настолько любимую, что мы решили в ней немного задержаться, как 18-ти летняя девица, носящая комбинезоны и косички, борясь с неминуемым взрослением. Хотя здесь больше подходит сравнение с лилипутами мистера Дж. Свифта. Неминуемой составляющей нового строя стала конкуренция и как ее логическое продолжение – продвижение (далее промоушен). Реклама буквально нахлынула девятым валом на наши не защищенные умы. На начальном этапе, как и полагается, случались накладки. Но время шло, а накладки просто не желали устраняться. Я не прошу сравнивать уровень нашей рекламы с той же американской. Что Вы, упаси Бог, Америка занимается промоушеном не одно столетие и, как говориться, съела на этом не один пирожок с котятами. Не будем ходить так далеко – Россия. Она вместе с нами вступила на этот нелегкий путь и, как видим, обошла на первом же повороте. Да, возможно соотношение сил не то, но я говорю не о количестве, а о качестве. А качество довольно больная тема для Азербайджана.
Объект рекламы: колбаса.
Сцена: толпа встречающих некую красавицу убегает следом за коробкой колбасы, а далее еще большая несуразица. Да уж, прям не Баку начала 21 века, а Поволжье начала 20.
Долгое время, за не имением профессионально подготовленных кадров, рекламой занимались все, начиная с плотников, заканчивая архитекторами. Отсюда непонятная страсть наших рекламодателей к внешней рекламе, или, проще говоря, плакатам и прочим атрибутам украшения дорог. (Им бедным никто не объяснил, что по эффективности, внешняя реклама занимает только 4 место, уступая аудиовизуальным и печатным видам рекламы). Но образование не стоит на месте и во многих ВУЗах появились факультеты рекламного дела. Существует так же Азербайджанское представительство Международной Ассоциации Рекламистов, которая так же вкладывает свою лепту в «подготовку кадров»… и что же? Где эти кадры? Ушли в небытие, оставив пылиться свои дипломы, так как спроса на них нет. Если вы сможете найти хотя бы одно рекламное агентство, где хотя бы 15% служащих – дипломированные специалисты – бросьте в меня камень (виртуально ). И не надо ссылаться на несостоятельность нашего образования – из 25 студентов выпуска Азербайджанского Государственного Экономического Университета 2001 года за десятерых я могу поручиться. (Разве я еще не упоминала, что являюсь одной из безработных дипломированных специалистов? – поэтому и злая такая )
Объект рекламы: ресторан.
Сцена: перечисление огромнейшего списка имен, которые как бы должны привлечь посетителей, причем узнаваемость имен не имеет значение – главное, чтобы список был подлиннее, чем у конкурентов. Брррр … No comments.
А как же засилье роликов иностранного производства, так неудачно продублированные? Да большая их часть просто не подходит под психологический портрет среднестатистического азербайджанца. Это же прямое нарушение одного из основных принципов создания рекламного обращения, но не буду уходить в дебри теории рекламного дела.
Тоже самое твориться и с внешней рекламой. Чего только стоит биллборд (рекламный щит) рядом с Тязя базаром (простите за ужасное «произношение», но за неимением должной раскладки клавиатуры и шрифтов…), на котором изображена огромная люстра. Я до сих пор не могу понять, что же он рекламирует?
Объект рекламы: водка.
Сцена: два друга встречаются … и все это заканчивается фразой «Ты мой родной!». Мне нравиться!
Чтобы не показаться необъективной, скажу парочку добрых слов в адрес рекламы «по-азербайджански». Единственное направление, которое удачно используется в наших рекламных роликах – это юмор. Здесь уж мы преуспели. Тут и «Парни из Баку», и, на мой взгляд, удачные ролики 106fm с участием двух прелестных наследников бессмертного дела Чарли Чаплина. Но, опять таки, не для каждого товара или услуги годится такой подход. Помните рекламный ролик банка, где служитель этого самого банка кричит на клиента. Может это и смешно, но этот банк вызвал у меня не самое лучшее впечатление.
Заключение.
Развиваться надо, товарищи, вернее, господа!
Свидетельство о публикации №202060700019