Новые

Говорят, в Америке за полгода до премьеры новой серии знаменитой киносаги Джорджа Лукаса её бойкие поклонники разбили палаточный лагерь у кинотеатра, таким образом первыми заняв очередь. Когда же билеты поступили в продажу, они на радостях скупили несколько сотен. Главное, что им было хорошо.
С трудом можно себе представить палаточный лагерь у фонтана перед «Пушкинским». Представьте себе, что где-нибудь в середине декабря, с утречка, к лестнице подходит компания молодых людей с рюкзаками, достают палатки, вбивают в гранит (там, кажется, именно гранит) колышки, разжигают костёр и кайфуют до мая месяца. Неуважительно стоящий спиной зелёный Пушкин непременно покраснел бы за них.
В России премьера «Атаки клонов» состоялась на день раньше, чем в остальном мире, на следующий день после дня рождения великого и ужасного Джорджа Лукаса, джедая кинематографа. Ради этого стоило бороться с ГКЧП в 1991, штурмовать Белый дом в 1993 и всенародно избирать президентов в 1996 и 2000. Теперь мы окончательно поняли, что находимся в общем мировом… нет, не месте, а русле. Русле событий, движений, явлений и прочего, прочего, прочего.
Но стоит разобраться, что такое «Атака клонов». Врать не буду, не смотрел и, судя по всему, не посмотрю ближайшие пару лет. Предыдущую «Скрытую угрозу» увидел только в 2001 году, хотя вышла двумя годами раньше.
В 1977 году  молодой и энергичный режиссёр Джордж Лукас снял гениальный (без преувеличения) фильм «Звёздные войны». До того момента он был известен как автор всего двух фильмов – «ТНХ 1138» (1970) и «Американские граффити» (1973). «Звёздные войны» начинались ещё году в 1974 или 1975, когда Лукас на нескольких страницах набросал сюжетную линию эпопеи, а также нарисовал две фантастические картины. Собственно говоря, процесс создания ленты уже многократно описан, поэтому ничего нового добавить к этому нельзя.
Как известно, Лукас всегда был помешан на кинематографе. По его собственным словам, в юности, когда он только делал первые шаги в кинематографе, на него неизгладимое впечатление производили ленты Акиры Куросавы, такие, например, как выдающиеся «Семь самураев». Поэтому неудивительно, что сюжет «Звёздных войн» был подсказан одним из фильмов гениального японца – «Три негодяя в скрытой крепости». Это само по себе весьма символично, поскольку свидетельствует о том, что «Звёздные войны» - продукт исключительно кинематографический. На роль Оби Ван Каноби Лукас приглашал снимать Тосиро Мифуне, бравого самурая из фильмов Куросавы, но в итоге роль получил замечательный британец Алек Гиннес. Для него роль стала настоящим кошмаром, поскольку для большинства зрителей мира он оставался именно рыцарем джедаем, а не, к примеру, героем фильма «Мост через реку Квай» или персонажем «иллингских» комедий 50-х годов.
Творение Лукаса по выходе на экран пользовалось колоссальным успехом у зрителей и критиков. Первые были в восторге от головокружительных спецэффектов, вторые находили в картине множественные явные и скрытые цитаты из киноклассики. А вот цитата из солидного киножурнала того времени: «Это своего рода краткий курс истории кино, рассказанный в форме сказки». Добавим: постмодернистской сказки. В те годы постмодернизм как таковой ещё не достиг пика популярности, можно сказать, его ещё не существовало в качестве самостоятельного художественного направления. Как написали в «Премьере», «Пойдите и придумайте вещь более постмодернистскую, чем лазерный меч». Sic! Для киноманов «Звёздные войны» действительно были великолепным пиршеством, да и теперь они таковыми остаются. Какие только жанры не смешались в картине: приключения, вестерн, мелодрама, комедия, детское кино, философская притча, военная эпопея и, разумеется, собственно фантастика. Кроме того, и некоторые актёры, там снимавшиеся, к тому времени уже стали легендами – уже упоминавшийся Алек Гиннес и Питер Кашинг, специализировавшийся на дешёвых, но порой шедевральных фильмах ужасов.
Последовавшие за «Звёздными войнами» два продолжения (1980 и 1983 годов) оказались значительно слабее первой части, вероятно, потому, что ставил их уже не Джордж Лукас, к тому времени переключившийся на продюсерскую деятельности, а также потому, что у новых режиссёров не было такой молодцеватой прыти и всепоглощающего желания «объять необъятное».
Вообще-то можно ещё довольно долго расписывать первый фильм, доказывая, что гениальное кинополотно и приводя тому подтверждения. Но для истинных поклонников киносериала и просто всех, кто любит хорошее кино, подобная затея покажется излишней и утомительной. Всё ведь и так понятно. Так что лучше будет, если мы сделаем скачок во времени и перенесёмся в наш 2002 год.
Более всего шума по поводу картины «Атака клонов» (как и по поводу выхода на экраны три года назад ленты «Скрытая угроза») было поднято вокруг спецэффектов. В издания подробно расписывалось и расписывается, на какие технические ухищрения шли Джордж Лукас и его товарищи, чтобы добиться необходимого результата. Вот специально по заказу Лукаса японская компания создала новейшую цифровую кинокамеру, на которую фильм и был снят. Вот вместо актёров (предположим) были задействованы нарисованные персонажи. Вот третье, вот четвёртое.
Но, кажется, не хотят замечать одного прискорбного факта: вместе с пришедшими техническими новшествами исчезла красота прежних спецэффектов. «Атака клонов», в отличие от первой (то есть, выходит, четвёртой) части сериала, не доставляет того самого эстетического удовольствия. Спецэффект для 1977 года были революционными, вызвав многочисленные подражания. Современные компьютерные спецэффекты совершенно не красивы и не обаятельны. Пожалуй, слово «обаятельны» самое подходящее. Видя, как космические корабли бороздят просторы Вселенной, как на небе сияет два солнца, невольно проникаешься романтикой космоса. В первых «Звёздных войнах» было более человечного, нежели в нынешних сериях. Там была необходимая доза морали, нравоучения, предложенного в виде фантастического сказания. Смотрите, дети, так, как делает жестокая Империя, делать нельзя. Да и самих людей было больше. Ныне их вытеснили отвратительные компьютерные твари. Даже мастер Йода, которого в своё время делал кудесник Френк Оз, стал оцифрованным и, как говорят, мочил противника врукопашную. Первый фильм был уникальным и стал событием из разряда вон выходящих, теперь же новые ленты, к сожалению, выдержаны в русле и ничем не отличаются от массовой голливудской продукции.
Сюжет и диалоги никогда не играли в «Звёздных войнах» особенной роли и служили лишь мотивацией происходящего. Уплывающее в небо краткое изложение основных событий в начале фильмов стало классикой. Впрочем, за Империей угадывался Третий рейх (в симметричном построении полков имперских солдат угадывается влияние Ленни Риффеншталь), за Дартом Вейдером какой-нибудь группенфюрер СС, а за всей киносказкой вечный сюжет борьбы добра и зла. Сейчас от вечной истории не осталось и следа, фильмы превращаются в насыщенные действием поделки, где рассуждения о морали задвинуты на тридцать третий план. Не боясь громких слов, скажу, что новые фильмы лишились общечеловеческого духовного содержания. Удивительно, что джедаи, эти носители чести и мудрости, не подверглись повальному осмеянию. Наверное, по инерции или из-за ошибки создателя.
Также доподлинно известно, что Лукас писал новую серию, заранее ориентируясь на возросшие потребности публики. Им, де, нужна любовь, которой в сериале крайне мало (представлена она лишь романом принцессы Леа и космическим ковбоем Ханом Соло). Хорошо, решил знаменитый режиссёр, и добавил в сюжет любви. Но чтобы без постельных сцен, всё-таки дети будут смотреть. Конечно, какие могут быть разговоры. Удручает не то, что в фильме возникла любовь (от неё никуда не деться, жизнь всё-таки, хоть и будущая), а то, что заранее учитывались пожелания зрителей. В 77-ом революционно настроенный режиссёр-постмодернист такого себе позволить не мог. Теперь миллиардер Джордж Лукас может. 
Не хочется думать, что он, Лукас, отважился на создание продолжения, исходя лишь из коммерческих соображений. В интервью он говорит, что изначально планировал создать шесть частей (вернее, целых девять, но потом решил, что девять это слишком много), поэтому настало время для выполнения планов. Может быть, но, видимо, в наше время благие намерения всегда вызывают подозрения.
Как бы то ни было, зрители с удовольствием смотрят «Атаку клонов», как пересматривают старые «Звёздные войны». У тех, кто смотрел фильм в 77-ом, уже появились дети, и вот теперь они приобщаются к фантастике. А в перерывах между сеансами есть время для ностальгии.


Рецензии