О математике

Некоторым возрастам склонно иметь неприятие к философии. Думается, что это некая внутренняя самозащита. Подросток думает о философии, но не произносит эти мысли вслух. Он думает обо всем. И о вселенной, и о жизни, и о человеке, и о многом, многом другом. И это есть хороший знак. Напротив, отрицательным знаком является отсутствие таких мыслей, что свидетельствует об ограниченности субъекта в интеллектуальном плане.
Становясь старше, я часто сталкивался с теми же именами, что изучал в школе, но на сей раз они представали предо мной в ином обличии. Поначалу это воспринималось чуть ли не с ужасом. О чем я говорю? О том, как подросток, который боится впускать в себя философские мысли, реагирует на информацию, свидетельствующую о том, что Рене Декарт, оказывается, философ, и только потом - математик. С еще большим ужасом воспринимается аналогичная информация про Лейбница. Еще более невероятным фактом кажутся философствования Бруно, Галилея, Ломоносова и многих других ученых, которые сами-то и постарались вбить различного рода догмы и стандарты в маленькие детские головы учащихся современных школ. Любое ими сказанное воспринималось как нечто неоспоримое. Проходит время, и они сами же все опровергают.
Еще позже я понимаю, что любой научный деятель – это в первую очередь философ. В обратном случае он либо плохой научный деятель, либо не ученый вообще.
Осознав все это, я подумал, что, наверно, раз уж многие философы были математиками (или наоборот – математики философами), то и сама математика должна иметь свой философский смысл. Понял я это давно, но докопался до частицы этого смысла совсем недавно. Лет этак в 23.
Раскрытый мною смысл математических уравнений носит экзистенциальный или даже просто пессимистичный характер. Возьмем, к примеру, какое-нибудь математическое уравнение:
2х+3у=0
Казалось бы, какой у него может быть философский смысл. Ну, в крайнем случае, какой-нибудь экономический или технический.
Но обратите внимание, что приравниваются совершенно различные значения, и, что самое главное – с одной стороны ноль.
Оказывается, ноль можно разделить и придать ему значение.
Такова и человеческая жизнь. Сама по себе она бессмысленна, как и все сущее, но если создать какие-либо границы, пределы, подразделить все на отдельные части, то в рамках указанных элементов смысл обязательно появится. А большинство людей, да и все человечество именно таким образом и находит смысл в своем существовании. Временами отдельные субъекты перестают искать этот смысл, но в таком случае вступает в действие общество, навязывая свои правила, законы, нормы, границы и т. д. и т. п.
С другой стороны, это уравнение свидетельствует о тщетности человеческих стараний. Оно говорит Вам – что бы Вы ни делали, все в итоге будет равняться нулю и только нулю.


Рецензии