Боливар столько выдержать просто не мог

Случилось то, что должно было случиться, и о чем давно предупреждали городскую общественность те, кто постоянно отслеживает все значимые события, происходящие в средствах массовой информации Череповца. Решением учредителей (а им, как известно, является «Издательский Дом «Череповец», за спиной которого стоит «Северсталь») редакторский пост старейшей череповецкой газеты «Речь» покинула добрейшая и, казалось, вечная на этом месте, «Лучший менеджер России 2001 года» (как это не комично), Лариса Ивановна Кот, менеджмент которой и довел, в конце концов, эту газету «до ручки».  Ее знаковый уход оказался закономерным итогом той политики сдачи всех позиций и бездарного разбазаривания огромных ресурсов, которая планомерно велась сначала  целой плеядой редакторов и журналистов «Речи», а затем, по мере сил, и новыми учредителями газеты. Из лидера и «закоперщика» общественного мнения и массовых настроений горожан, за десять «постперестроечных» лет, эта газета превратилась в хронического аутсайдера и дешевого поставщика бесплатной аудитории и журналистов для агрессивных молодых конкурентов, потеряв не только внезапно свалившуюся на нее самостоятельность, но и доступную здравому смыслу верную ориентацию,  которая вот уже пару-тройку лет напоминала ужимки какого-то «летучего голландца», шарахающегося из стороны в стороны под ударом любых волн.
  Вещим оказался и комикс художника газеты В.Кирикова, опубликованный 31 декабря 2001 года, на котором вся «звездная» редакция конца 2001 года, усевшись на какую-то уж совсем дохлую клячу, рассчитывала всем кагором добраться до конца пути. Увы, сей Боливар явно не был рассчитан на перевозку такого количества очевидного балласта, и, уже за полгода, давно потерявший журналистскую потенцию «ударный кулак» редакционной коллегии полностью распался. Один ушел делать «правильный PR на «Аммофос», другой в другое издание, а Лариса Ивановна, как говорят, «навострила лыжи» на пресс-службу главы Законодательного Собрания области г-на Тихомирова.
  Что дальше? Пока обязанности редактора «Речи» исполняет молодой В. Загоскин, которого, как надо полагать, взяли не так уж и давно из новостной службы радио «Трансмит» с дальним прицелом.  Ходят слухи, что через два месяца и уже на постоянной основе его сменит нынешний редактор наиболее успешной общественно-политической газеты города «Голос Череповца» Елена Бегляк. Не берусь судить о  том, сделает ли Бегляк весьма ответственный для себя шаг, но в любом случае встающих: либо перед ней, либо перед совсем новым человеком, проблем будет, как говорится, «целый вагон и маленькая тележка».
Что же ее ждет? С чем придется побороться?!
Во - первых,  отвратительная организационная культура «речевцев», ноги которой тянутся еще с «совсковских» времен, когда в коллективе есть «очень большие начальники», которые все знают и мелкие сошки – журналисты, которые в этой газете болтаются вообще не знамо почему.
Во – вторых, звездно-полосатая уверенность очень многих пишущих персонажей газеты в своей уникальности и незаменимости. Случается в жизни, что даже очевидные и хронические внешние неудачи не могут поколебать уверенность кое-кого, что проблема не столько  в ситуации, сколько и в них самих. Без своей команды ни Бегляк, ни кому другому там делать просто нечего. Сожрут, «засаботируют».
В- третьих, Бегляк придется перепозиционировать всю непонятную сейчас ориентацию этого издания. Что это за газета на сегодняшний момент? Кому она предназначена? Какова его содержательная составляющая? Это газета для младенцев. Да. Для пенсионеров. Да, Для молодых и старых карьеристов. Да. Во общем, для всех и не для кого.  Ее называют «новостной», но новости в ней идут прямо за настоящими «Новостями» «Канала-12» и теряют к утру всякую актуальность. Она перепечатывает без всякого чувства меры материалы центральных изданий, пытаясь выбить почву у «ГЧ» ориентированного на поколение 20-30 –летних.  Но в то же время,  журналистов «ГЧ»,  работающих на местном материале, это тема получается куда как лучше. Она пытается выводить на свои полосы молодых журналистов, но командной игры не получается никак!
Во общем Бегляк, выражаясь модным нынче управленческим сленгом, придется сделать нашей журналисткой старушке «полный реинжиниринг», или, если попроще, как выражается мой друг Коля Светляков, «сначала всех выгнать, все перестроить, а потом снова начинать всех собирать, но под какую-то дееспособную идею». Короче, Бегляк не позавидуешь. Ей предстоит, с одной стороны ломать сразу две и поставившие на колени эту газету традиции. Первую, идущую еще с советских времен, и почему то упорно утверждающую, что «Речь» всегда первая, самая важная и самая уважаемая газета в городе, несмотря даже на бросающиеся в глаза очевидные несоответствия этому мнению. И вторую, идущую где-то с 1995 года, когда члены коллектива «Речи» тех лет, словно на заклание, не веря в свои силы, понесли акции своего предприятия на продажу новым хозяевам. Хозяин то пришел, даже поддержал немного потенциального утопленника на плаву, а журналисты, в итоге, потеряв такое важное профессиональное качества для людей этого цеха, как боевитость и внутреннюю независимость, ускорили свое движение вверх по дороге идущей вниз, которую еще никто не остановил. Без команды, без коллектива, способного противостоять несправедливым нападкам учредителей и горой стать за своего лидера, отстаивать права жить без довлеющей над сознанием цензуры, сильной и обновленной главной общественно-политической газеты города не воссоздать.


Рецензии