Мазай и зайцы япона быль

  В рассказе использованы комментарии: В.Н.Марковой, И.Л.Львовой

----------------------------
сквозь дымку луна...
в сарае Мазай пьет сакэ,
и зайцы вокруг...
(старинное хайку)
----------------------------

        Крестьянин Мазай - по прозвищу "Сютэн"(1), из округа Исикари, любил рассказывать разные случаи из своей жизни. Он поведал мне историю, которая непостижимым образом перекликается с одним из классических  хайку - вероятно, и в старину происходили подобные удивительные события.
      
 Однажды, перед праздником Сэцубун(2), Мазай решил насобирать немного плавника на берегу. Вы знаете наше побережье:  то место, где мыс Носяппу далеко  врезается  в море, течение в проливе Рисири ничуть не уступает горной реке Урю.  Все берега забиты плавником - это всегда бывает во времена молевого сплава на реках далекой северной страны.
      
 Микадо издал специальный указ, запрещающий брать вынесенные на берег бревна,  мудро опасаясь какой-нибудь неизвестной доселе заразы. Но бедные крестьяне  и рыбаки частенько ослушивались Высочайшего распоряжения, применяя эти дары моря для строительства,  отопления  и  других нужд. Уличенных наказывали прилюдно. Они терпели суровый приговор, но по-прежнему занимались своим промыслом.

        Вот Мазай и отправился на поиски плавника ранней весной - в это время года Императорская стража не так зорко следит за побережьем - северные реки еще скованы льдом. В ближних бухтах все, до малейшей щепочки, уже собрали жители его деревни, и на своей утлой лодчонке он поплыл в далекий и глухой залив - Мазай надеялся найти несколько хороших крупных бревен. Потом он их привяжет к лодке и неспешно доставит прямиком к порогу своей лачуги. Его жалкая хижина стояла так близко у воды, что с крыльца можно было помочиться в море – одна из чудаковатых привычек Мазая.

        Не отплыв еще и трех ри(3) от дома, в одной из бухт, Мазай увидел страшную картину: начался прилив, а десятки  зайцев собрались на нескольких полузатопленных островках посреди лагуны. Своими мордочками они были  похожи на маленьких самураев. Сходство это усиливали ушки, напоминающие связанные узлом на затылке волосы, как это обычно делают мужчины.

        Видимо, во время отлива, когда вода далеко ушла от берега и обнажила неглубокое дно, пробрались они на рифы полакомиться молодыми северными кораллами, увлеклись и не заметили начала прилива.

        Вода все прибывала, и Мазай, простой, добродушный человек, решил спасти зайцев  от  неминуемой гибели, "Пусть в своей жизни я нарушаю один из Пяти запретов(4), но когда-нибудь этот поступок  позволит  и мне посидеть в Чаше чистого лотоса(5)", - думал он. Мазай подплывал к каждому островку и пересаживал зайцев в свою лодку.  Постепенно, от их веса лодка так низко осела,  что чуть не черпала бортами воду.

        Спасая зайцев, он задумался. Вначале он подумал об извести,  которой не хватает молодому заячьему организму и, в поисках ее,  приходится с риском для жизни обгладывать кораллы. Потом подумал о себе, своей жизни, а потом, привычно уже, о своем последующем перевоплощении.

        "Если я после смерти стану зайцем,  то хрен полезу на эти островки. А если и полезу, то уж точно  успею сбежать на берег. Эти зайцы  -  наверное,  бывшие трусливые самураи или глупые государственные чиновники,  которые наказаны за свои прижизненные  деяния",  - примерно так думал Мазай, но вслух, зачем-то, спросил у зайцев:

        - Эй! Вы кто, самураи?

        Те обрадовались  и все,  как один,  закивали головами и задвигали ушами.

        "Не буду я сегодня бревна брать - они настучат на  меня,  потом хлопот не оберешься.  И зайчатины не поем..." - грустно стало Мазаю, и он молча высадил зайцев на берег,  только вслед им  подумал  нехорошо: "Не зря их всегда с барабаном рисуют..." - и свистнул от досады.

        Окончив свой рассказ, Мазай вздохнул и, не предлагая  мне, как того требует наш обычай, налил себе в чашечку холодного сакэ из третьего кувшина. Два предыдущих он осушил за время нашего разговора, и они валялись пустые на полу рядом с ним.

        Тема последующих перевоплощений живого существа меня интересовала и как ученого, изучающего это явление, и как обычного человека. Я решил поместить эту незамысловатую историю в свой научный труд как иллюстрацию  и спросил Мазая, кому он уже рассказывал об этом происшествии?

        Вместо ответа он достал из-за пазухи небольшой свиток и аккуратно положил его передо мной. Развернув, я с трудом прочитал небрежные, скорописью нарисованные, иероглифы (ну и почерк у этих врачей!):

        "ЭПИКРИЗ" - гласила надпись.

         Далее говорилось,  что крестьянин Мазай был
доставлен в окружную лечебницу в тяжелом состоянии. Он пытался ловить руками невидимых зайцев, при этом разговаривал с ними почтительно, обращаясь к ним как к государственным служащим или самураям. Предварительный диагноз "встреча с оборотнями" не подтвердился.  Окончательный диагноз - "белая горячка". После проведенного курса лечения, отправлен домой под наблюдение деревенского психиатра.

        - Вот так, Некрасо-сан, реинкарнация - это такая, блин, штука... – Мазай еще раз  вздохнул  и  швырнул опустевший кувшин из-под сакэ в дальний угол.

        Дождь уже прекратился. Я поблагодарил хозяина за гостеприимство и вышел из сарая, в котором мы с ним сидели, и где он обычно проводил целые дни. Скоро ко мне должен был зайти сосед, перекинуться партийкой-другой в го, поэтому я спешил. «А сакэ надо подогревать!..»  - неприязненно подумал я о Мазае и торопливо зашагал  деревенской улицей к своему дому.

___________________________
1) "Сютэн" - в буквальном переводе - "пьяница" (здесь и далее  прим.переводчика)

2) Сэцубун - праздник начала весны, отмечавшийся четвертого числа второго месяца по лунному календарю

3) Ри - мера длины, около четырех километров.

4) Пять запретов - пять священных заповедей буддизма:  не  убий,  не укради, не прелюбодействуй, не богохульствуй, не пьянствуй.

5) Чаша чистого лотоса - согласно буддийским религиозным  представлениям, каждый праведник,   удостоившийся рая, восседает там в венчике лотоса.

(публикация: газета "Губернiя" г. Петрозаводск № 31/ 2002)


Рецензии
класс! Просто Класс! Проняло. Хорошо. Понравилось. С уважением А.

Александра Лиходед   01.06.2003 08:09     Заявить о нарушении
Спасибо. Мне тоже нравится.
А как Вам в рецензии стих Лиснерпа?
С уважением,

Ростислав Чентемиров   01.06.2003 10:44   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.