Психотерапия zen

ВСТУПЛЕНИЕ. Автор считает своим долгом предупредить, что данное произведение рассчитано, в основном, на научных сотрудников, медиков и знатоков Востока, еще не утративших чувства юмора. Эта работа была написана в феврале 1996 года с подачи зав. кафедрой КИУВ, профессора Кулиниченко В.Л. Автор благодарит также Сноза С.В – кандидата биохимических наук, верного соавтора нескольких научных работ и Полетуна К.Л. – специалиста в области нервных болезней, обладателя спортивных разрядов в нескольких видах боевых единоборств. Ваши профессиональные знания, ценные советы и неизменное пиво служили незаменимым подспорьем при создании произведения. Автор благодарит также В.Пиклуна, С.Козинского, В.Невинского и всех, кто вместе с ними изучал западную медицину и восточные единобоства, не столько за похвальные отзывы, сколько за свежесть и непредубежденность взгляда.
ПОЯСНЕНИЕ.В связи с этой работой, получила обвинение в глумлении над классиками, причем оттуда, откуда ожидала немного понимания. Вот и оказалась в положении человека, вынужденного, рассказав анекдот, объяснять его смысл.
Причиной написания работы явилось, во-первых, вошедшее в моду «научное оболванивание» по Паркинсону, которое пришло на смену научному популяризаторству. Прекрасных авторов, которые, по Байроновскому выражению, «объясняли объяснения ученых», сменили люди, которые, сами не являясь компетентными, тем не менее, пишут для народа умные книжки на разные темы. Эдакие Орловские Кудасовы – «лекторы по существенным вопросам». Во-вторых, повальное увлечение древними философиями и медицинами, вызванное скорее отчаянием нежели природной склонностью к познанию, подняли на гребень множество людей с несомненной квалификацией, но сомнительными целями, кои тоже не обходят стороной возможности популяризовать себя и преподносимые ими учения. Не секрет, что, например, Кривоногов – соратник Марии-Дэви-Христос и организатор Белого братства – в прошлом завотделом одного уважаемого института, занимающегося проблемами искусственного интеллекта.
 У работ, которые издают и те, и другие, есть масса общего.
1. Цитаты и ссылки на древних авторов.
2. Ссылки на современные научные работы, на результаты, полученные с помощью новейших инструментальных методик.
3. Доверительность и даже некая игривость в общении с читателем
( мол, никакие мы не яйцеголовые, такие же люди).
Разумеется, все это лишь приблизительные выкладкие, но, тем не менее, вполне достаточные, чтобы обрисовать общую тенденцию.
Теперь небольшое отступление. Романы о Джеймсе Бонде уникальны тем, что являются одновременно и канонической классикой шпионского романа, и универсальной пародией на жанр. Не претендуя на гений Флемминга, я, тем не менее, именно так и задумывала «Психотерапию дзен»: как классическую статью в жанре «научного оболванивания» и как пародию на такого рода литературу. Удалось ли мне это – судить читателю.

...Хорошая крыша летает сама и в самый низ,
и в самые верха-ре-харе Кришна, харе-харе Рама,
Трали-вали, крыша, где ты будешь завтра?
Где ты будешь завтра: тута или тама...
Гори, гори, крыша, гори, гори, рама.
"Агата Кристи".

                ЧАСТЬ 1.

«Смотри в корень».
К.Прутков

    В основе метода психотерапии zen лежит теория одной из школ буддизма, проповедующая "мгновенное просветление". Для того чтобы более полно понять суть этого метода, необходимо "прильнуть к корням" самого буддизма. Zen-буддизм наиболее широкое распространение получил в Японии. Откуда он туда пришел? Буддизм, перейдя через море, с берегов Китая перебрался на остров Окинава и стал в Японии zen-буддизмом. В 9 в. н.э. сэнсэй Бодхихарма, изгнанный за еретические мысли из Индии, пришел с проповеднической миссией в северные области Китая и остановился в монастыре Северный Шаолинь (в то время существовал ряд храмов Шаолинь, разбросанных по всей стране), где пробыл более 14 лет и составил новое философское учение, в основу которого легли принципы индийской философии, йоги и индийской системы самозащиты. В течение этих лет он ознакомился с местными обычаями и философией, господствовавшей на территории Китая. Как утверждает Сузуки Д.Т., в основу буддизма был положен принцип, который долго вынашивал Бодхихарма, - принцип единения с природой. Основной базой, где Бодхихарма практиковал свой метод, был монастырь Шаолинь, который имел обширные связи с Тибетом, монастырями зиндзя, с индийскими храмами. Благодаря этой системе связей распространение буддизма пошло и очень быстро овладело массами.
    Этому способствовало также то, что буддизм распространялся вместе с системой единоборств - так называемые 16 архатов Бодхихармы. Монахи ямабуси (профессиональные киллеры того времени) творчески переработали концепцию Бодхихармы, соединив ее с господствующей в то время в Японии религией "синто" - языческая религия, в основе которой лежит принцип "обмани бога, но не обмани себя". Ярким примером применения этого принципа являются сентенции типа: «камень, положенный с намерением построить храм, эквивалентен в глазах Бога самому храму» или «воздержание есть яд». В 15-17 вв. после разгрома монастырей зиндзя (которые, кроме всего прочего, являлись мощными военно-политическими организациями) территорию Японии стал охватывать преобразованный буддизм - zen-буддизм, оказывая новое влияние на психологию, философию, искусство и религию Японии. Параллельно буддизм и zen-буддизм обособились и в Китае, куда последний принесли изгнанные из волнующейся Японии ямабуси (в Тибет их не пустили холода и манчжурские орды Чингис-хана). В результате, в Китае, как грибы после дождя теплой осенью, лезли многочисленные школы, которые, в свою очередь, порождали многочисленные секты, и в числе самых популярных и обширных - секта «Белый лотос», мозговой и политический центр которой со временем переселился поближе к Тибету, а исполнительные ветви - поближе к морю. Она (как, впрочем, и остальные) занималась поначалу освободительным движением, а впоследствии разбоем, облеченным в рамки философии. (В настоящее время «Белый лотос» занимается приблизительно тем же, но в масштабах половины Азии). С начала 17 века zen-буддизм, наряду с синтоизмом, стал в Японии господствующей религией. Обогатившись народными традициями, он стал сильно отличаться от Китайской версии, особенно в подходах (на выходе предполагалось одно и то же - достижение просветления).
   Благодаря тому, что буддизм распространялся в сплаве с системой единоборств, эту религию доброжелательно приняла и быстро подхватила знать императорского двора, что сыграло свою роль при объединении Японии Иясу Токугавой летом 1658 года и вдохнуло новую жизнь в распространение и развитие zen-буддизма. Когда, в 1670 году, Ясу Токугава закрыл порты для кораблей христиан и казнил всех японцев, принявших христианство, имея в виду предотвращение в стране религиозного разброда, zen-буддизм получил обширное поле приложения. В это же время из Китая начали просачиваться в Японию идеи Конфуция, к которым zen-буддизм отнесся с подозрением, считая их перегруженными искусственными понятиями. Церемонии самих zen -буддистов, символически выражавшие банальные истины (о которые человек спотыкается чаще и больнее, чем о какие-либо другие), реализовывали, в конечном итоге, догму, что каждый человек есть Будда. Вопрос заключается лишь в достижении верного "пути zen".
   В основе концепции о "пути zen" лежит представление о «единой реальности», в которой растворяются субъект и объект. По сравнению с этой «единой реальностью» понятия субъекта и объекта, движения и времени, добра и зла, черного и белого, мужского и женского, русского и украинского и пр. относительны и условны. Единая реальность тождественна индивидуальному сознанию. В этом учении все основывалось на интуиции и отвержению рациональных путей. Zen-буддизм ( как и йога, и даосизм)  ставит своей целью достижение "саттори" —  «просветления», то есть состояния внутренней свободы. С йогой его роднит некоторое отрицание словесного, выражаемого понятийно, знания, когда передача информации происходит не столько с помощью слова, сколько посредством чувства (не знаешь что, но сильно хочешь - и, гляди ж ты, получается то, что нужно). Кроме того, тесная связь с боевыми искусствами наложила отпечаток на церемониальную часть. Для удара в гонг,  например, взывающему к Будде необходимо было подпрыгнуть на почти двухметровую высоту,  сделав соответствующий мах ногой. Это требовало некоторой физической подготовки. Естественно,  старейшины освобождались от столь утомительных процедур: не к лицу старику с радикулитом прыгать и ногами размахивать. Считалось, что они могут воззвать к Будде силой мысли. Методы этой подготовки, как и многие мистические обряды, приемы магии, практической медицины, психологии и психотерапии были заимствованы у почти исчезнувших к тому времени ямабуси. Фактически, многие элементы обрядовой части zen-буддизма представляют собой психо-физический треннинг, дающий, в конечном итоге, контроль над энергией: возможность гонять ее по всему телу в желаемом направлении, использовать для насущных и зачастую довольно неожиданных целей, восстанавливать по мере необходимости и прочее, что входит в понятие "контроль".
    Даосизм перекочевал в Японию из Кореи во время второго монгольского нашествия.  Монголо-корейские войска высадились десантом под Эдо, ныне Токио, захватили столицу, нахамили, нагадили, в общем,  «повеселились». С этого времени в обрядах zen-буддистов появилось больше мистических элементов ("чтобы запутать иностранцев и сбить с толку остальных"), а начиная с 18 века они стали носить все более театральный характер ("пыхтят, стараются, делают вид дикой озабоченности, как и все, которые никому не нужны"). Монастыри проповедуют народу аскетический образ жизни, добродетель, милосердие, уважение к старшим и прочие добродетели. Внутри же самих монастырей разрабатываются и совершенствуются рациональные и компактные схемы "саттори", используемые для поддержания работоспособности, успокоения расшатанных неусыпным бдением нервов и тому подобных вполне практических целей. Кроме того, монастыри выполняли роль очагов просвещения и военных баз. Из монахов набирались отдельные полки, основным оружием которых являлась нагината (род копья с длинным острием - аналог европейской алебарды). Все это делало монастыри весомой политической силой. Представители от каждого монастыря образовывали совет, избиравший кандидатуру для представительства при дворе.
    Вернемся, однако, к самому zen-буддизму. До 18 века в его среде бытовало мнение о достижении "просветления" путем усиленных тренировок, медитации, очищения (отрыжка йоги?). Благословенная человеческая лень несколько сместила акцент: впоследствии стало считаться, что просветления можно достигнуть непосредственно, мгновенно, что "саттори" - это истинная природа человека и открытие ее может произойти в любой момент (происки корейского варианта даосизма, школа пик-лун-до-и-после). Последние 200 лет господствует теория, примирившая лень с высоким горением: "мгновенное просветление" возможно, но в результате долгих медитаций и усиленных упражнений. Старая школа "сето" для обретения просветления разработала достаточно сложную систему тренировок, состоящую из 6 ступеней, освоение которых происходит на протяжении 30 лет. Просветление в этих случаях достигается к 60-70 годам и носит характер посещения Будды, что позволяет предполагать наличие церебрального атеросклероза 2-3-й степени со сложными зрительно-слуховыми галлюцинациями на фоне напряженной умственной деятельности, проще говоря, старческий маразм. ("Ночью старички бодрствуют, а днем сидят себе в храмах, видят сны и трактуют как попало..." А.С.Козинский).

                ЧАСТЬ 2
"... так о чем я, собственно..."
Евангелие от Фонаря, 24:10:96.

   В настоящее время zen-буддизм применяется японскими врачами. В начале 40-х годов психотерапия zen модернизуется и получает широкое распространение в Западной Европе и Америке.
   Для достижения просветления, а затем и излечения от чего-попало (как органической, так и функциональной природы) zen-психотерапия рекомендует вести "естественную жизнь" (которой никто не видел, не слышал, и о которой никто толком ничего не знает).  Как один из методов, предлагается неподвижное сидение, причем, как и в йоге, большое внимание уделяется позе и дыханию. Значительные результаты медитация показывает в случае функциональных заболеваний нервной системы (невроз, неврастения), а также нервно-соматических заболеваний (гипертония 1 степени, предъязвенное состояние ЖКТ). Для стимуляции иммунитета и увеличения резистентности организма во время медитации практикуется дыхание "ибуки-ни". Для подавления процессов возбуждения практикуется дыхание "ногаре-ни". Разница определяемся различными движениями рук и состоит в использовании различных энергий: в первом случае преимущественно янь, во втором  инь.
     1-й тип дыхания. Благодаря гипервентиляции легких, происходит гиперболическая оксигенация, повышается парциальное давление кислорода в крови, что приводит к активации метаболизма в цикле Кребса, переводя его в цикл трикарбоновых кислот. Это приводит к расщеплению АТФ на А, Т и Ф, что значительно увеличивает общий словарный запас и свободную энергию клетки. В этом случае блестяще подтверждается на практике положение о "жизненности" и "жизненном импульсе" организма, клетки и, разумеется, молекулы АТФ, сформулированный T.D.Unhair. В дальнейшем исследования Ми Чур-Ина показали, что жизненность не только познаваема в мистическом, кармическом и диалектическом плане, но и доступна планомерному управлению в связи с запросами практики (в данном случае под практикой понимается не только прикладная магия, но и опыт социалистического строительства в отдельно взятой стране). По логике целителей Востока, основывающейся на принципах син, при заболеваниях, исцеляемых 1-м типом дыхания, активизируются элементы огня и угнетаются элементы воды; тело согревается.
     2-й тип дыхания способствует активации снозолитических групп при актино-миозиновых взаимодействиях, что, в свою очередь, вызывает пороговую, подпороговую и потолочную реполяризацию аксо-аксональных отделов дендритов нервных клеток. В результате происходит замедление проведения нервного импульса в ретикулярной формации, тормозя корково-подкорковые пути. С восточной точки зрения, ногаре-ни необходимо практиковать при процессах угнетения элемента земли, при или без активации элемента дерева; тело укрепляется (деревенеет и зачастую надолго).
     С точки зрения японского психиатра С. Марито, психотерапевтическая система zen показана при неврозах, которые носят апатико-абулический характер, синдромах навязчивых движений и поступков. Их следует дифференциировать от органических патологий нервной системы, которые часто сопровождаются подобными симптомами. Здесь на помощь восточной традиционной приходит классическая медицина, успешно решая вопросы дифференцированного диагноза. По данным Б.Морфейла, вследствие значительного ежегодного повышения процента неврозов на каждую 1000 населения, метод психотерапии zen имеет большое будущее во многих странах.
В 1980-85 гг. на территории СССР, к примеру, психотерапию zen практиковали Гаава Лув-сан, Невинский B.C.
     В основе современной психотерапии zen лежат три основных принципа:
1. Использование целебного влияния природы на человека;
2.Признание лечебного влияния труда для мобилизации душевной деятельности;
3. Принятие при лечении определенной позы.
    Остановимся конкретно на каждом из них.
    Первый основан на взаимодействии сил природы и энергетических циклов человека - суточных, месячных, годовых. Не следует забывать, что это один из основных принципов традиционной восточной медицины, которая разработала систему лечения, состоящую из нескольких восходящих ступеней. Первая ступень, к примеру, предусматривает возвращение человека в нормальные психические условия (создание психоэмоционального комфорта); вторая - применение лечебно-оздоровительных комплексов; третья - использование игло-рефлексотерапии; четвертая - фитотерапии; пятая - хирургическое вмешательство в организм. Обычно метод zen задействует все эти ступени, кроме, понятно, последней.
    Дж. Карнелиан при ведении группы ветеранов Вьетнама и Северной Кореи в клиниках "Paradis" и "Hell" при Research Center of End of Time Дж. Канари отметил стойкое снижение и исчезновение "вьетнамского синдрома" при применении уже первой ступени. Так, больные стали нормально реагировать на цивильных граждан, перестали агрессивно относиться к лицам азиатской и кавказской национальностей. Наблюдения показали, что даже небольшие изменения, которые привносит в психологический статус окружающая среда, ведут к значительным изменениям психоэмоционального восприятия мира пациентом, в особенности когда тренинг проходит на лоне природы. Хотя, по логике вещей, нахождение ветеранов в лесу, у реки и т.п. должно возбуждать тяжелые воспоминания и ухудшать состояние пациентов такого рода, психотерапия zen и правильное регулирование внутренних сил организма снимали эту патологию.
      Дж. Шейд рекомендовал проводить сеансы психотерапии на природе в вечерние и ночные часы, мотивируя это тем, что при наступлении сумерек происходит активация зрительных, слуховых и тактильных рецепторов и анализаторов, что доказано электроэнцефалографически и миографически (после вечерних прогулок у 70-80% пациентов отмечалось замедление бета-ритмов головного мозга, улучшалась аксо-аксональная проводимость).Близкие результаты были получены д-р Фейоли в закрытых помещениях при минимальном освещении и комфортных условиях. В этом случае, однако, необходим хорошо подготовленный персонал (желательно лица, имеющие класс не ниже черного пояса по «Кама сутре». Ещё в пятидесятых годах 20-го века неопровержимо доказано, что определённая видеопродукция производства ФРГ успешно снимала невротическую реакцию ветеранов Второй мировой  на звучание немецкого языка.
      Второй принцип zen мы находим и в классической западной психотерапии под названием трудотерапии, что подтверждает универсальность zen. При выполнении физической работы на электроэнцефалограмме наблюдается заметное уменьшение альфа-ритма и платонирование бета-ритма. Это означает, что нагрузка на головной мозг снижается, улучшается кровоснабжение (показания риоэнцефалографии). Дж. Шейд в своих лекциях по проблемам трудотерапии указывал, что трудотерапия zen представляет собой не только лечебнооздоровительное мероприятие, но и духовно-эмоциональное общение больных, создает общую атмосферу нормализации жизненных процессов, настрой на выздоровление. Он указывал на изменение биохимического состава крови (ссылаясь на данные В.Альфреда), циркулирующей в сосудах головного мозга, как то: снижение количества протеидов, увеличение пула эндорфинов Е2а, ГАМК, кокаинов и агглютининов. В Евразии опыт массового применения трудотерапии в лечебных целях был получен в ряде закрытых санаториев Колымы (к сожалению, из-за отсутствия необходимых климатических условий он не получил должного распространения), а также немецкими специалистами на территории Польши.
       Что касается третьего принципа, то Йоши Торияма утверждал и продолжает утверждать, что медитация является главным элементом психотерапии zen. При этом большое внимание уделяется принимаемой позе. Классический zen-буддизм отвергал позу "шизен-тай", как неустойчивую и непригодную к длительной медитации. Большее внимание уделялось позам "лотос", "корова", "бабочка", "собака" и "петух", которые более всего использовались при мокусе - психофизической релаксации. При 4-х недельном курсе медитации у 60-80% больных исчезали явления невроза, неврастении, снижался уровень адреналина и восстановленного производного уксусной кислоты в крови. М.Горгона указывала на замедление ритмов, получаемых энцефалографически при zen-терапии, показатели которых приближались к таковым при гипнозе. Близкие результаты были получены Индийским Национальным Институтом Исследования Высшей Нервной Деятельности под руководством У.Каа. A.Snoz-младший в программе НХЛ предлагает ежевечернее медитирование в тазике с водой и периодическую медитацию перед раскрытым холодильником. Это помогает самоутверждению и успокаивает нервную систему.
    К.Номикос в рамках программы "Callikansar" указывал на zen как на весьма перспективный способ улучшения состояния больных, в том числе бывших солдат "горячих точек" и пострадавшего мирного населения. После пребывания в Египте и наблюдения за ходом 7-и дневной войны он применял zen-терапию наравне с медикаментозными средствами для лечения расстройств психики. A. de La Fer, V.Picklun (Французский Национальный институт проблем мозга) заметили, что применение zen-терапии в сочетании с индивидуально разработанными схемами принятия алкоголя внутрь активирует процессы деполяризации нейронов головного мозга и ускоряет процесс выздоровления.
    Наиболее действенный способ лечения больных с любыми видами расстройств и без оных был предложен д-ром Гильотеном еще в конце 18 века. Привлекательность данного метода состоит в полном отказе от медикаментов, и, следовательно, отсутствии каких-либо побочных эффектов и поразительной эффективности лечения.
    ДКЗ и, в частности, А.Маньян, высказываются против применения zen-терапии, мотивируя это тем, что подобная практика до сих пор не применялась классической медициной, и делает ставку на новые медикаментозные средства, параллельное применение гипноза, аутотреннинг и прочие известные приемы. На что J.Retif возражал, что психотерапия zen использует, в сущности, те же методы, только в рамках определенной системы, построенной по восточной логике и окрашенной в восточные тона. ("Те же яйца, но вид сзади" Народная мудрость).

               ПОСЛЕСЛОВИЕ
"Удав в глубине души считал себя
большим специалистом по ногам."
Г. Остер

     Вернемся к философии. Почему концепции и практика zen получила такой живой отклик на Западе? Для понимания этого феномена обратим внимание на то, что концептуальная часть zen зиждется на общечеловеческих принципах любви, ненасилия над личностью, здорового и свободного секса и т.п. Возможно, это и прельстило людей Запада, несколько подуставших от жестких догм христианства, здорово испорченного временем и людскими амбициями. Как заметил Нитше:"был только один настоящий христианин, да и тот умер на кресте". В современном (как и любом другом) мире господства зла, насилия и всеобщего смятения душ западный люд увидел в буддизме "луч света в темном царстве", который, если и не приведет к тихой и спокойной жизни, то хотя бы предложит свежий взгляд на мир и самих себя, что уже само по себе не так мало.
    Десятилетняя оккупация Соединенными Штатами Японии, война в Корее и Вьетнаме дали мощный толчок западному увлечению Востоком. Многие американские солдаты, принесшие на Запад восточные боевые искусства, принесли и неразрывно связанную с ними философию. Имели место при этом и некоторые извращения, но, в основном, дело было сделано: на Западе стало модным заниматься психофизическим тренингом, медитировать, делать дыхательные упражнения. В середине 70-х годов, в результате пацифистского движения "антивьетов", постепенно стала выкристаллизовываться достоверная часть восточной философии, в том числе zen. После 1975 года, когда Америку захватил японский бум, вместе с первыми роботами и "тойотами" пришли и мастера различных боевых школ, внесшие в эту сумятицу некоторый порядок. В результате, многие молодые люди, ищущие себя, увидели в zen-буддизме выход из создавшегося положения. Можно сказать, что с "азиатским синдромом" в США покончили сами азиаты.
Заканчивая этот беглый обзор, авторы хотят подчеркнуть, что они так и не поняли, что же это за загадочный зверь - дзен-буддизм, а тем более психотерапия дзен. Мы разжевали, а глотать это или нет - решать вам, терпеливые слушатели, читатели и зрители (нужное подчеркнуть). "Благодарю за внимание. Прошу к столу: вскипело".

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дюма А. "Три мушкетера".
2. Евангелие от Фонаря.
3. Желязны Р. "Джек из Тени".
4. Желязны Р. "Этот бессмертный".
5. Желязны Р. "Джон Оден, который любил Фейоли"
6. Жванецкий М. Сборник трудов.
7. Збарский Б.И, и др. "Биологическая химия". Медгиз - 1951.
8. Киплинг Р. "Книга джунглей".
9. Лоумер К. "Эмиссар к звездам".
10. Мифы древней Греции.
11. Муркок М. "Танцоры на краю времени".
12. Нитше А. "Жажда власти".
13. Остер Г. "Бабушка удава".
14. Козинский А. "Забранное".
15. Полетун К. "Избранное".
16. Пиклун В. "Разлитое".
17. Стругацкий А., Стругацкий Б. "Понедельник начинается в субботу".

КИЕВ-1996 г.


Рецензии
Чёрный пояс по Кама-сутре это великолепно)
Понравилось

Майя Ланопре   24.01.2022 23:58     Заявить о нарушении
После указала М.Горгона ржала гомерически

Майя Ланопре   25.01.2022 00:05   Заявить о нарушении
Действенный способ док-ра Гильотена ржунимагу Вы умница

Майя Ланопре   25.01.2022 00:10   Заявить о нарушении
Расщепление АТФ на увеличение общего словарного запаса уже и смеяться сил нет

Майя Ланопре   25.01.2022 00:20   Заявить о нарушении
У.Каа руководитель индийского института медитируя в тазике с водой перед открытым холодильником вдруг лишился вьетнамского синдрома фууух

Майя Ланопре   25.01.2022 00:27   Заявить о нарушении
Я всё правильно поняла?
Альо Киев-96

Майя Ланопре   25.01.2022 00:29   Заявить о нарушении
Правильно. Это был мой неофициальный реферат по философии на кандминимум.🤣😜

Snoz   25.01.2022 02:27   Заявить о нарушении
Что до меня, то "Евангелие от Фонаря" - любимое. Часто цитируем.

Snoz   25.01.2022 02:30   Заявить о нарушении
Здорово
Очень понравилось

Майя Ланопре   25.01.2022 07:18   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.