Порядка нет как нет

Помните старую байку: "Мама, кто такой Карл Маркс?" - "А... это такой, ну, экономист". - "Как наша тетя Роза?" - "Нет, тетя Роза - старший экономист".
Когда читаешь в газетах иные размышления на экономическую или финансовую тему, создается впечатление, что все они написаны именно "старшими экономистами". Умные слова вроде "трэнд" (не спутать с "брэндом"), "факторинг", "фиксинг" и прочие дымовой завесой обволакивают суть вопроса, да так, что даже вашему покорному слуге, который вроде по статусу должен знать значение этих колдовских заклинаний, страшно становится. Ну а слово "транш" употребляет сейчас всякая домохозяйка, причем не менее точно используя термин, чем отдельные кухарки обоего пола, которые, как ни странно, в полном соответствии с заветами Ильича имеют-таки непосредственное отношение к управлению государством.

Как-то, зайдя в гости к знакомым, я случайно перелистал учебник, по которому занимается младший член семьи, - "Экономическая и социальная география мира. 10 класс", издательство "Просвещение", 2000 год, авторы - Ю. Н. Гладких и С. Б. Лавров. И честно говоря, был поражен. О промышленности, о распределении ресурсов, о демографических, природных, логистических факторах, о региональной экономической специфике - причем с точки зрения общемировых процессов - там было написано умнее, разностороннее, понятнее и логичнее, чем в разнообразных аналитических бюллетенях плодящихся ныне в России (читай: в столице) специальных институтов и фондов. Неужто каждый школьник должен знать то, что с умным видом рассказывают непосвященным золотоочкастые "старшие экономисты"? (Когда мы с коллегами поделились этим впечатлением с одним действительно серьезным специалистом, он вздохнул: "Эх... Было бы хорошо, если бы они хоть раз заглянули в школьный учебник...")
И в итоге наши граждане, внимательно выслушивая экономические прогнозы, чувствуют себя причастными к некоему таинственному общегосударственному действу вроде шаманских плясок. А сами тем временем живут сугубо частной жизнью - кто-то маринует кабачки, кто-то торгует запчастями, кто-то ломает голову, как быть с обменом квартиры. В этом контексте все комментарии наших аналитиков для граждан - прежде всего тема беседы на некую важную тему - род психотерапии. Это, кстати, в ментальности заложено издавна - при царе говорили "про войну с турками", при совдепе - про международное положение, сейчас про курс доллара и евро. А много веков назад рассказывали былины про Владимира Красно Солнышко и Святогора-богатыря. (Былины эти, напомним, не в Киеве были сложены, а в глухих олонецких лесах за тысячи верст.) Просто нужно поговорить о том, что далеко-далеко, высоко-высоко...
Ведь по большому счету мы живем не в государстве, да, собственно говоря, жить в некоем абстрактном "государстве" невозможно. Мы живем дома, на улице, на работе, в трамвае, в театре, в интернете наконец. Государство - это ведь даже не страна, это некий аппарат, который мы нанимаем для того, чтобы он обеспечивал наши нужды, причем в основном карательные - в изначальном смысле слова. Чтобы защищал от внешних врагов (разных диких режимов и террористов) и от внутренних - от хулиганов, бандитов и т. д. В том, что этот механизм у нас в России работает плохо, виноваты отчасти мы сами. Кстати, анархисты предлагают вообще обходиться без государства. И ей-богу, глядя иногда на наши органы, неспособные справиться с преступностью, на коррумпированных чиновников, на состояние экономики, начинаешь задумываться, что в этом что-то есть. Но так или иначе - оставим мы государство или когда-нибудь решим обойтись без него, живем мы, как уже было сказано, "на местах". Тем более что правительство и прочее руководство в Москве высоко сидит и далеко глядит - в смысле стратегического планирования.
То есть решает центральное руководство ряд общих задач, таких как обороноспособность, выплата долгов бывшего СССР и даже царского правительства, отраслевые и структурные реформы и прочее. Но проследить за каждым из 89 субъектов Федерации из единого центра, даже при современном развитии средств связи и телекоммуникаций, невозможно. Какие вертикали власти ни выстраивай.
Взять хотя бы уборку и освещение улиц. Этот вопрос находится полностью в ведении местных властей и оплачивается полностью из местных бюджетов: будь то Петербург, Выборг или Няндома. Но почему-то получается, что в разных местах эти вопросы решаются по-разному. И дело тут не только в размерах бюджета. К примеру, в том же Новгороде Великом и улицы лучше убирают, и транспорт лучше ходит, чем у нас в Петербурге или даже вовсе зажиточной Москве.
Не так давно вице-премьер Валентина Матвиенко, опоздав на 20 минут на заседание, где она должна была председательствовать, посетовала на пробки, из которых не выбраться. Кто-то из доброхотов посоветовал ей ездить на метро. Да вот беда - рядом с домом Валентины Ивановны метро еще не построили. Но Матвиенко - вице-премьер, у нее и машина с мигалкой, да и посодействовать строительству метро она, наверное, в состоянии. Не то что простые граждане. Но зато проблему может уменьшить местная власть, ведь пробки не только от большого количества автомобилей на улице - им способствуют скользкие и заснеженные неубранные улицы, неправильно организованное движение, неработающие светофоры, отсутствие регулировщиков на наиболее напряженных перекрестках...
Это я к тому, что не все зависит от количества денег, ведь деньги можно истратить не так, да и просто разворовать. Поэтому главное - это все-таки эффективное управление. Или как его обычно называет народ: "Чтобы порядок был". А порядка нет, раз целый федеральный министр не может по своему стольному граду проехать. Поэтому если и переносить столицу, так не к нам, а туда, где улицы убирают и где люди не попадают на больничную койку, поскользнувшись на неубранном льду. К примеру, внимательные читатели "НВ" заметили, что на этой неделе не было традиционной странички "Планета". А все потому, что ответственный за ее подготовку редактор лежит с серьезной травмой, полученной при попытке перехода Большого проспекта Васильевского острова.
Эффективное управление - основа развитой экономики. И не количество денег дает возможность правильно руководить, а как раз наоборот - если управлять правильно, то и деньги приложатся. Есть такое понятие - "депрессивный регион". В России их много. И земля хорошая, и индустрия в наследство от советской власти осталась (производственные помещения, какие-никакие станки, машины - и одновременно люди без работы, станки стоят, рабочие горькую пьют на пособие). И никакой бизнес туда не идет, хоть ты тресни. Ни кафе, ни рынков, ни заправок нормальных. И чаще всего повинна местная власть. Вот вам и связка "политика - экономика". Это не былинные байки про транши МВФ, а просто-таки понятная всем бытовуха.
Говорят о социальной сфере, бременем ложащейся на неоперившиеся бюджеты. Хорошо. Возьмем такую сферу деятельности, как санаторно-курортное дело. Не базы с боулингами и саунами, а реальную оздоровительную систему, в том числе и льготные путевки по социальному страхованию. На Северо-Западе, например в Сарой Руссе, столько минеральных вод и лечебных грязей, сколько можно найти разве что только в Карловых Варах. Но в Старой Руссе санаторий - не просто оздоровительное учреждение, а градообразующее предприятие. Которое дает занятость огромному количеству людей - врачам, обслуживающему персоналу, музеям и даже монастырям, которые посещают туристы, прибывшие на кислые воды. А также небольшим кафе и ресторанчикам, которых, конечно, не так много, как в нашем городе, но все же. Ведь это как в романсе: "По обычаю Старо-Русскому,/ По обычаю Петербургскому.../ Мы не можем жить без шампанского".
А еще у курорта есть отложенный эффект - это то, что лечившиеся и оздоравливавшиеся здесь граждане меньше болеют, а значит, меньше бюллетенят, их предприятия не несут убытки, не загружается дополнительными пациентами медицина, освобождаются койки в больницах, и меньше становятся очереди в поликлиниках. Да, а облагают курорты налогами так, будто они нефть добывают или сталь варят. Цены на путевки растут, не все могут их себе позволить (с нашим-то не вполне внятным социальным налогом), а значит, больше болеют, предприятия несут убытки. Старая Русса в свою очередь недополучит тех денег, на которые рассчитывали бабушки на рынке, торгующие сувенирами, медом и калиновым сиропом, музеи, кафе, интернет-клуб... А вы говорите, экономика. Налоговая политика - это тоже управление, которое может быть эффективным и неэффективным. Но это уже отнюдь не на региональном уровне.


Рецензии