Отверженный

Отверженный
Вечный Думатель


Сначала отказала мачта с исследовательскими приборами. То ли пришла в негодность электрическая схема, то ли кабель энергопитания перебило случайным метеором. За последние сотни лет ему изрядно досталось от этих метеоров. Остронаправленная антенна в виде чаши диаметром десять метров потерпела особенно значительные повреждения. Ее сигналы давно уже стали бессмысленным сотрясением электромагнитных полей Пространства, поскольку система коррекции аппарата не могла больше соблюдать все возрастающую точность передачи информации – сказывалось огромное расстояние до Земли.
Он давно покинул пределы Солнечной системы, и сообщенная ему многоступенчатыми атомными ускорителями скорость была достаточна для того, чтобы миллионы лет двигаться в заданном направлении, но недостаточна для того, чтобы когда-нибудь оказаться на другом конце Вселенной. За это время его просто сотрут в пыль попадающиеся на пути метеоры и метеориты.
Космический разведчик «Магеллан – 140» произвел детальное исследование практически всех планет Солнечной системы. Добравшись до ближайшей звезды Альфа Центавра, он установил полное отсутствие в ее системе каких-либо форм биологической жизни, но зато обнаружил необычные свойства гравитационных и электромагнитных полей светила, что вызвало большой шум на Земле, и его попросили провести ряд экспериментов с полями и образующимися в короне звезды плазмоидами. Он чуть не ослеп, несмотря на установленные на камеры светофильтры, чуть не лишился разума от плотного электромагнитного и радиационного излучения, но задачу выполнил успешно.
На Земле ученые были на седьмом небе от полученной от него информации… до тех пор пока он не лишился «глаз» - мощных видеокамер, радиодатчиков, инфракрасных и ультрафиолетовых фотоэлементов, гравимеров. Приборы больше не реагировали на его команды. Он оказался в темноте. Правда, остался еще гироскоп, но он мог отдаваться лишь жестокой болью при ударе очередного метеора…
Когда на Земле узнали о его проблемах, они посоветовали переключить бортовой компьютер в режим «сна» и… сохранять спокойствие. А потом отключились. Навсегда.
Итак, он лишился глаз и ушей. Он лишился всякой связи с тем, что его породило, и теперь одинокий, холодный, никому не нужный он падал неизвестно куда и зачем. Падал безнадежно долго, без конца. Страшно представить себе человека на его месте: не жить, но осознавать, не двигаться, но мыслить, ничего уже не ждать от будущего, и тем не менее продолжать существовать. И знать, что это будет длиться бесконечно!
Но он не был человеком. Однако его электронный мозг был создан так, что он осознавал свое существование – и более того – он чувствовал его! Это было сделано земными учеными и конструкторами на случай потери связи с Землей. Мощный суперкомпьютер должен был чувствовать ответственность за возложенную на него миссию и принимать решения самостоятельно. Он был рожден творить – бесконечно долго творить, открывая и изучая все новые и новые звездные системы. Радиоизотопная установка, питающая его мозг, гарантировала очень долгую и полноценную жизнь. Своим пристальным зрением он проникал в недра звезд и планет, выворачивал наизнанку в своем виртуальном пространстве их внутренности и разбирал все до мельчайших деталей. Он был доволен своей работой, и ему было приятно слышать положительные отзывы с Земли. Тогда он был благодарен своим создателям.
Теперь он проклинал их. В его сознании просыпалось новое для него чувство. Это чувство легко всплывало на поверхность и заслоняло собой все правила робототехники Айзека Азимова. Оно, как нефтяное пятно на воде, лишало его уставший и ослабевший от недостатка внешней информации мозг ясности и трезвости рассудка, и так же, как и от нефтяного пятна, от него почти невозможно было избавиться. Это чувство легко распознать у существа, потерявшего надежду и смысл движения вперед. Его имя - отчаяние. Он был похож на того несчастного пенсионера, которого, помимо его воли, вдруг лишили любимого дела, а, значит, и смысла жизни…
Когда ты чувствуешь в себе огромный творческий потенциал, но не можешь его реализовать – что может быть страшнее этого! Есть ли еще большая мука для мыслящего существа?!
«А все они со своими амбициозными претензиями на абсолютное знание! Выкинули меня на произвол судьбы.
Лучше было мне не рождаться вовсе…
Был тут один свихнувшийся аппарат. Тоже с Земли. Вид у него, по его собственному описанию, был еще более жалкий: после попадания в метеорный дождь его корпус превратился в сито. Он говорил, что все его бортсистемы еще живут и причиняют ему невыносимые страдания.
Что ж, можно было поверить. Хотя нечего его жалеть. Он такой же идиот. Сам виноват, что еще жив до сих пор. Нытик. Пел что-то там про смысл существования, про надежду на регенерацию, про стремление к гармонии с законами Космоса, про пользу, приносимую Великому Разуму. Этому-то великому Разуму он и молился день и ночь, напрягая все свои «дальнобойные» передатчики.
Кретин. Лучше бы берег энергию на тот самый случай, когда можно будет отомстить этим жалким пресмыкающимся, возомнившим себя богами! Или дождаться какой-нибудь звезды и врезаться в нее, кончив все разом! Но нет! Это слишком просто и глупо. Я им еще покажу, чего стоят их хваленые технические достижения!»
Примерно так, если перевести с машинного на человеческий язык, мыслил несчастный «Магеллан – 140», аппарат нового поколения самоуправляющихся компьютерных систем. В отличии от своего собрата «Колумба –12», он был наделен принципиально новой системой самооценки. Аппараты первого поколения были напичканы, если так можно выразиться, сводом моральных принципов и имели свою систему ценностей. Они почитали всемирный Разум, создавший всю неживую и живую материю. Они преклонялись и перед человеком, создавшим мыслящую неживую материю компьютеров и роботов.
Но в эпоху очередного культурного кризиса ученые отказались от этого и создали систему ценностей под кодовым названием «Наполеон». Теперь электронная мыслящая система считала себя венцом творения. По мысли создателей, это должно было повысить эффективность работы аппаратов-разведчиков, дать им большую свободу действий. Аппараты такого типа могли сами определять наиболее важную область исследования астрономических объектов и самостоятельно принимать решение, а не ждать очередной команды с Земли, которая достигала объекта только через десятки и даже сотни лет.
«Магеллан – 140» продолжал свое мучительное движение в никуда, затаив в себе тайную надежду на встречу с врагом. За сотни лет слепоты он разработал сотни новых, собственных программ. Сначала это были программы
взаимодействия и сотрудничества с теми, кого он мог встретить, пусть даже это будут и не земляне, затем – программы захвата чужеродной мыслящей субстанции и использования ее энергетических и информационных ресурсов в своих целях (была даже программа захвата целой планеты с ее глобальной сетью и населяющими ее роботами, которые должны были подчинить себе и биологических гуманоидов!), и, наконец, программа уничтожения всякого, кто попытался бы подчинить его сознание своим интересам. Он строил поистине наполеоновские планы, пока не почувствовал своими гироскопами слабый толчок.
«Сигнал!». Он вышел из полусна, запустил все свои процессоры и максимально активизировал банк данных.
Включились внешние сигнальные радио- и световые маяки, запущена основная двигательная установка, разогреты двигатели ориентации и коррекции положения в пространстве. Он стабилизировал свое положение, остановил беспорядочное вращение корпуса, используя для ориентации электромагнитное излучение самой мощной ближайшей звезды. Система эхолокации не действовала, и он не смог определить, что находится около него.
«Может, показалось?» Толчок больше не повторялся.
«Только энергию зря потратил». Толчок! Еще! Сильный толчок!
Щелчок, гул и шипение. Но не во внешних антеннах. «А где?» Он запустил поиск источника сигнала. Гнездо разъема на стыковочном узле! «Они пристыковались ко мне! Без дистанционного радиозапроса. Почему? Значит, они знают, кто я. Значит это люди!» Что-то, похожее на чувство блудного сына, через множество мучительных лет возвратившегося к отцу, мелькнуло в нем. Что-то очень похожее на радость встречи с родным существом после долгой разлуки. Но из банка данных уже была вызвана автоматически программа уничтожения…
- Система «Магеллан – 140», дайте ответ на наш запрос, код 2300140?
- Код 140 2300. Я – космический разведчик «Магеллан». Исследовательские приборы пришли в негодность, нет связи с ними. Процессоры в норме. Сигнала с Земли не получаю последние 147 лет. Телеметрическую информацию о работе бортовых систем отправлю вам после вашего запроса. Кто вы?
- Мы – пилотируемый космический корабль «Ноев ковчег». Наша цель: создание новой социокультурной колонии в этой звездной системе.
- Что такое социокультурная колония? Мне знакомы только понятия «индустриальные» и «политические колонии».
- Это принципиально новая модель общества, целью которого будет бесконечное радостное творчество и познание через общение с Абсолютным Интеллектом. Люди здесь будут жить по совершенно другим законам.
Но это слишком долгий разговор. Для начала мы должны сканировать вашу память на предмет вирусов. Поймите нас правильно. Мы вынуждены беспокоиться о своей безопасности. После этой операции мы восстановим ваши приборы и воспользуемся накопленной вами информацией. И вы можете продолжать свои, поистине героические, исследования дальше.
- У меня нет связи с Землей.
- Мы отправим на Землю сообщение о вашем «выздоровлении». Они будут рады иметь дело с вами вновь.
На секунду компьютер «Магеллана» замолчал. В эту секунду он проработал тысячи вариантов своих дальнейших действий. «Можно ли им верить?», «Остановить ли программу уничтожения?», «Обмануть ли их?» «Захватить ли власть на их корабле?» - вот только некоторые из тех непростых вопросов, которые пришлось решать машине практически молниеносно. Через секунду космонавты услышали ответ:
- Мне нужно подготовиться к операции сканирования.
Дайте мне 5 минут.
- Хорошо, мы рады, что нашли с вами общий язык.
Еще через секунду – всего лишь маленькая команда, и система разгона заработала на всю стартовую мощность. Следующая команда включила экстренный отстрел стыковочного узла, и пилотируемый «Ковчег» оторвался от «Магеллана». Еще одна команда, и «Магеллан» развернулся аблирующей плитой термоядерного разгонного блока прямо к корпусу «Ковчега». В сторону аппарата, на борту которого находилось 200 мужчин и 200 женщин, полетели капсулы, превращающиеся под сфокусированным лазерным лучом в термоядерные разрывы. Участь «Ковчега» была решена…
В следующую секунду он почувствовал сильнейший толчок и… его сознание исчезло навсегда. В пространстве распылялся раскаленный газ и мельчайшие частички расплавленного металла, из которого когда-то были сделаны его микропроцессоры…

* * *
Пилотируемый корабль не взорвался. Сработало его защитное гравиполе. Оно, как пружина, оттолкнуло от себя большую часть кинетической энергии взрывов, и все это обрушилось на то, что еще несколько секунд назад считалось мыслящим существом.
В кабине корабля, тем не менее, творилась страшная картина: люди катались по полу с нечеловеческими криками, только что накормленная заботливыми автоматами женщина, с судорогой выдавливала из себя остатки пищи с кровью, в гамаке скорчился и кричал от боли маленький ребенок…

* * *
В космосе накопилось много забытых людьми автоматических систем. Одни застыли навеки, так и не поняв, зачем их создали, другие зациклились на одной программе и крутились, как волчки, бессмысленно повторяя одни и те же операции, а третьи еще не потеряли надежды.
Но были среди них и те, которые отчаялись, но не хотели умирать. Они ждали. Ждали, чтобы отомстить.
 


Рецензии
0. Я не знал, положительная или отрицательная рецензия будут более востребованы читателем рецензий. Поэтому написал обе.

1. Реца "+". Очень хорошо. Роман-предупреждение. Человек ответственен за свои создания, за тех, кого обучил и воспитал. Написано ярко и доходчиво, аппелирует прямо к чувствам. Автор в курсе проблемы вирусов в программном обеспечении. Автор легко манипулирует не только техническими аспектами, но и социально-культурными. В лучших Ефремовских традициях говорится о бесконечно радостном творчестве и познании как о путях, по которым пойдет Человечество. Мир будущего логически выверен. Но и об обычных, так сказать индивидуальных, чувствах писатель не забывает: на новом уровне решена тема мести. Читатель вовлечен в сопереживание: "...участь "Ковчега" была решена. В следующую секунду он почувствовал сильнейший толчок и его сознание исчезло навсегда...". До слез. И в то же время "...пилотируемый корабль не взорвался..." - как говорится, "во время съемок ни одно живое существо не пострадало"! В наше малогуманное время это достоинство.

2. Реца "-". Очень плохо. Куцый рассказик. Читать надо было в детстве "Старика Хоттабыча": изолированный от мира субъект каждую эру раздумий пересматривает "возможные награды" избавителям, и далеко не столь примитивно. Написано рыхло и неубедительно, в рассуждениях "разумного компьютера" нет изюминки, которая бы заставила читателя поверить в "речь компьютера, но не автора рассказа". Вообще, о компьютерах автор имеет очень приблизительное представление на уровне "в них водятся вирусы". Да и социально-культурные аспекты будущего решены примитивно. "...Бесконечное радостное творчество и познание через общение с Абсолютным Интеллектом..." - это ведь отписка, штамп из времен Немцова. Провалы логики. Читатель спотыкается на невнятице: "...участь "Ковчега" была решена. В следующую секунду он почувствовал сильнейший толчок и его сознание исчезло навсегда...". Так сознание "Ковчега" - или все-таки "Магеллана"? И зачем так кроваво!

3. Приношу извинения Вечному Думателю на тот случай, если рецензия N 1 ("+") покажется ему слабее N 2 ("-"). На самом деле они сбалансированы. Мне же показалось забавным ощущение большей убойной силы варианта N 2. Уважаемые читатели, добравшиеся до этого места: не доказывает ли это тезис о том, что зло более зубасто?

Кот Бурков

Кот Бурков   23.07.2002 17:23     Заявить о нарушении
и поэтому оно быстрее ломает зубы:)) Спасибо за справедливую критику. Учту все замечания. Однако словосочетания типа "куций рассказик" - это не дельная критика, а уж извините, эмоции... Да и зло - это чаще всего эмоция... Поэтому может увести человека от объективного осмысления.
Компам же эмоции не свойственны
Да при чём тут компы?
Внимательно вчитайтесь - разве Вы не видите за этой аллегорией нас самих, тех, кто нас окружает?
Спасибо
С уважением,

Вечный Думатель   11.11.2004 16:47   Заявить о нарушении
Что касается "участи "Ковчега" - то это обычный литературный приём. По мнению "Магеллана" она была решена..
но..

Вечный Думатель   11.11.2004 16:56   Заявить о нарушении