Математика литераторов. очерк первый. задача пифагора
школу и слушают твои беседы.
- Вот сколько, - ответил Пифагор, - половина изучает математику,
четверть - природу, седьмая часть проводит время в размышлении, и,
кроме того, есть еще три женщины.
В учебнике задача там, где уравнения.
Cоставляем уравнение:
X/2 + X/4 + X/7 + 3 = X
Приводим к общему знаменателю (с дробями вроде 11/28), получаем
в ответе X=28. С ответом совпадает. Подставляем в уравнение -
да, совпадает.
Формулировка задачи забавна, литературна. Математика важнее
всех, природа - вполовину меньше, проводить время в размышлении -
сомнительное занятие, во всяком случае, не изучение, а женщины
вообще "кроме того".
А если кто изучает и математику, и природу? Наверняка кто-то
из изучающих проводит время в размышлениях. Да это совсем не та
задача! Уравнение не годится. К тому же Пифагор не применял
уравнений и не приводил дроби к общему знаменателю. Ничего этого
тогда не было. И что теперь делать ? Эти X/2, X/4 и X/7 могут
совмещаться, да еще 3 женщины могут входить то ли в X/2, то ли 2 в
природу, одна в размышления, или еще как.
Впрочем, нет - в условии сказано "кроме того".
А все-таки, женщины - ученики, или они "кроме" учеников? (У меня
- ученики) Допустим, у Пифагора женщины не ученики. Тогда про
учеников известно только то, что половина учит математику,
четверть... и т.д. Но тогда годится любое число, которое делится
на 2, на 4 и на 7. Таких чисел сколько угодно. Например, учеников
может быть 2x4x7=56, а также 560,5600... И во всех случаях три
женщины кроме того. Вряд ли Пифагор ставил такую дурную задачу
(математики называют похожие задачи "тривиальными"). Значит, 3
входит в искомое число X, а остальное - совмещенные полностью или
частично половина, четверть и X/7.
И кто сказал, что у задачи одно решение? Может быть, если
по-разному распределять учеников по предметам, подойдет несколько
чисел? Совсем непонятно, как решать.
Рассмотренный тривиальный случай дает подсказку. Рассмотрим
те самые большие числа: 56,5600... Если вычесть указанные доли,
остается больше 3 учеников, которые "кроме" (X/2+X/4+X/7).
Попробуем почувствовать (но не доказать), что большие числа не
подходят. Ведь математики, натуралисты и размышляющие в сумме
образуют некоторую ДОЛЮ общего числа учеников; тогда те, что кроме,
тоже образуют каую-то ДОЛЮ. А при увеличении общего числа все доли
растут, и именно поэтому при больших числах остается больше 3
женщин.
Теперь видно, как решать задачу. Проверим число, которое
заведомо делится на 2,4,7 - это 2x4x7=56. Оно не подходит -
56 - (56/2 + 56/4 +56/7) = 56 - (28+14+8) = 56 -50 =6 (остается не
3, а 6 женщин). Много. Числа больше 56, по вышенедоказанным
соображениям, пробовать не стоит - не подойдут. Пробуем числа,
меньшие, чем 56, но такие, чтобы делились на 2,4 и 7. Есть такое
число: 28. Пробуем - подходит. А меньше, чем 28, таких чисел нет (то
есть таких, что делятся на 2,4,7). Если бы оказались, пришлось бы
пробовать и их, накладывая по-разному доли.
Итак, задача решается не уравнением, а перебором (можно было
делать его и с единицы). При этом суть задачи в строгом
доказательстве того, что среди чисел, больших 28, больше нет
подходящих!
Предусматривал ли Пифагор все эти умные вещи, или мы их сами
придумали? Скорее всего - предусматривал. Здесь вправду простой
вариант задачки, для детей. Числа нарочно были подобраны так, чтобы
получилось единственное решение без совмещения.
Задача "половина изучает математику, четверть - природу, восьмая
часть проводит время в размышлении, и, кроме того, есть еще восемь
женщин" имеет три решения: 64, 32 и 16.
ПОСЛЕ того, как мы изучили проблему (по-английски problem – задача),
да, так вот, хотя бы изучили, но так и не решили задачу, все же можно и
поразмышлять. Математик ставит задачу; инженер ее решает;
философ обдумывает - а та ли это вообще задача, которую следует
решать? Кто же тогда литератор?
А есть еще и монахи, и разбойники.
--------------------------------------------
(Следующий очерк - про четвертое измерение)
Свидетельство о публикации №202072600016