Ария Женская лирика и тяжелый рок
Ария в советские и постсоветские времена
История группы мало чем отличается от истории десятков других, особенно зарубежных, рок-групп. Периодическая смена состава музыкантов, некоторые из них создали собственные неслабые проекты, например «Мастер», куда перешли несколько основоположников «Арии», ссоры, взлеты и падения. Что мало отличает группу от советских рок-музыкантов – полное отсутствие рекламы и официальной раскрутки, скандал на первом же, организованном «МК» в 1986 году, концерте, «война» с государственными структурами, вроде Госконцерта, надувательство со стороны монополиста звукозаписи «Мелодии».
В середине 80-х подпольных рок-групп было много, жутко талантливых и жутко обиженных властью, как всем казалось. Еще больше их стало, когда рок-музыке удалось, наконец, пробиться к массовому слушателю. Первое время даже самые замшелые музыканты пользовались спросом у людей, доселе слушавших рок только на пластинках, привезенных «оттуда» и тысячи раз перепроданных. И неважно, что от такой музыки «битлам» – кумирам всей продвинутой молодежи - поплохело бы, зато свои, зато теперь можно.
Но потом, как всегда в природе, начался естественный отбор, и из тьмы-тьмущи групп середины и конца 80-х к концу 90-х выкристаллизовались единицы. Зато они не утратили популярности до сих пор. Это «Аквариум», «Машина времени», «Чайф», «Чиж», «Крематорий» (последние, правда, группа со своими «завихрениями» и она менее известна), «ДДТ», простите, если забыла кого, но, в общем и целом это – все. Однако если те группы играют классический рок и имеют много общего, то наши сегодняшние герои стоят особняком. «Ария» – единственная дожившая до сих пор группа российского масштаба, играющая хард-рок. И если бы не внутренние противоречия, «Ария» могла бы еще долго радовать поклонников, выступая единым, уже почти легендарным составом. Но, к сожалению, музыкантом осталось всего лишь два совместных концерта, и вообще – не увидеть бы томским поклонникам Кипелова и «Арию», если бы не заключенный до осени контракт. Только он держит группу вместе. Впрочем, не надо такого минора: ведь завязывать с музыкальной карьерой никто не собирается, просто появится новые группы. А «Ария», такой, какая она сейчас, останется жить в памяти поклонников: грубоватых хайрастые парней, умудренных жизнью байкеров, девушек в черных «арийских» футболках – многочисленного и шумного «арийского» отряда. Кстати, в чем же секрет такой популярности и преданности поклонников?
Ария, Пушкина и симфонический оркестр
Автором слов первого альбома – «Мания величия» за исключением двух композиций является А. Елин. То же самое можно сказать и про второй альбом, только там его перу не принадлежала всего одна песня – «Без тебя», самая задумчивая, спокойная и короткая. Ее написала Маргарита Пушкина, водящая дружбу с музыкантами еще с «доарийских» времен
Далее поэтесса, по-видимому, вошла во вкус и разошлась не на шутку, написав слова к песням последующих пяти альбомов. Необычное сочетание тяжелого арийского рока, Кипеловского драйва и по-женски противоречивых стихов, в которых всегда есть место лирики, дало сногсшибательные результаты! Популярность альбомов «С кем ты?» и «Героя асфальта» нельзя было даже поставить рядом. Время Пушкиной началось с хитов «Герой асфальта» и «Улица роз» на первом целиком ею написанном альбоме, названным так же - «Герой асфальта» (первоначальный вариант – «На службе силы Зла» - не прошел по моральным соображениям).
Главное отличие текстов Пушкиной от Елина в том, что последний, как истинный мужчина, рубит с плеча:
«Нет покоя тем, кто потакал,
Тем, кто знал и все-таки молчал!».
Это, в общем-то, неплохо для тяжелой музыки, но тексты Маргариты, никогда не дающей однозначной оценки, куда интереснее. Они заставляют слушателей не только рубиться под тяжелый рок, но включать мозги.
«Как зверь мотор в ночи ревет
Пустырь, разъезд и разворот...
Ты мстил за груз нелюбви прошлых лет.
…Горел асфальт
Ты был его герой
Кричал асфальт
Кричала боль…»
Тексты «Арии» никогда не были единственным делом в жизни Пушкиной. Она и без них – довольно известная поэтесса, выпустившая книгу своих стихов «Заживо погребенные в роке», а, кроме того – журналист, на протяжении долгого периода сотрудничавший с «МК», и один из основателей журнала «Рок-Сити». Не забывала она в своих статьях и про любимую группу, хотя, «МК» вообще, можно назвать самым надежным союзником «Арии». Еще в далекие 80-е, когда пресса упорно игнорировала музыкантов, он регулярно публиковал хит-парад, где группа частенько занимала высокие позиции. Однако, несмотря на наличие журналистского таланта, тексты «Арии» всегда оставались любимым и лучшим в жизни Пушкиной. (по ее собственным словам)
Любимая тема Пушкиной и «Арии» – борьба Добра и Зла, которая вечна и не может увенчаться чей-то победой, и в которой человеку всегда предоставлен выбор. Кроме того, тексты группы изрядно приправлены библейскими и историческими мотивами. Судьба жестокого и несчастного прокуратора Понтия Пилата и его спор со святым безумцем, не оставила «Арию» безучастной и в результате возникла «Кровь за кровь» и одноименный альбом. В основу текста положена древняя легенда о Понтии Пилате, не нашедшего себе покой и утопившегося в Женевском (!!!) озере.
А что касается исторических «штучек», наибольший интерес вызывает композиция «Прощай, Норфолк!». Ее в пору поместить в книгу «Великие Тайны Прошлого». Вот какие слова предшествуют тексту песни:
«21 августа 1915 года британский генерал Гамильтон отправил Норфолкский полк в качестве подкрепления своим войскам на передовую. Полк поднялся высоко в горы, вошел в осевшее в
ущелье огромное облако и... исчез. Из облака не вышел ни один солдат!». От самой же песни, вкупе со знакомством с вступлением, мурашки идут по коже.
От альбома к альбому менялось звучание группы, менялись и тексты. «Ария» радовала неожиданно возникшим интересом к противоположному полу (конечно, а то все про байкеров, да про воинов…), в результате получились «Уходи и не возвращайся», «Грязь», «Дьявольский зной», «Искушение» и, конечно же, «Возьми мое сердце» – песня на все времена. В «Уходи и не возвращайся» Кипелов искренне и совсем не «по-арийски» вопрошает:
«Ты звонишь и просишь встречи
Обязательно под вечер
…Думаешь, я идиот?».
Однако при записи последнего альбома – «Химеры» - произошли некоторые изменения. Часть текстов написал возникший из затяжного небытия Елин, часть – сами музыканты, и только часть – Пушкина, поэтому альбом получился не цельный, как, например, «Кровь за кровь», а довольно разноплановый. И, надо заметить, тот же В. Холстинин искренне рад возвращению Елина:
«…мне давно чего-то такого не хватало, и я получил огромное удовольствие от работы со старым другом. (…) Он – более гибкий человек, и когда ему говоришь: «Елин, то, что ты написал ни в какие ворота не лезет, он не спорит, не обижается, а переделывает. Ну а Рита все-таки женщина и критику воспринимает очень болезненно».
Последнее время помимо женский лирике у старых рокеров появилась еще одна «фишка». Это проект, носит название «Классической «Арии», а соль его составляет симфонический оркестр, который группа специально приглашает на свой концерт. Не стал исключением и наш город, правда, впечатление от этого нововведения неоднозначное. Многие присутствующие на концерте честно признались, что «этого оркестра – что есть, что не было».
Вот и выступила в последний раз группа «Ария». Остается только пожелать музыкантам удачи, а поклонникам – не огорчаться из-за распада, ведь музыканты хотят как лучше для себя, а когда им хорошо, то хорошо и нам, простым слушателям.
Свидетельство о публикации №202073100043