Фрагменты

"Как раз в тиши и глади, где царит только познанное и только знание, откровение сущего мельчает до превращения в кажущееся ничто, забытое, но уже более не безразличное."
M. Heidegger =Vom Wesen der Wahrheit=

  Что произошло, когда мы читали вышеприведенный Фрагмент? Или точнее, что происходило с нами в этот короткий отрезок времени? Сторонний наблюдатель, внимательно регистрирующий движения тела и частоту моргания век, вряд ли смог бы сопоставить показания умозрительного прибора с последствиями действий читающего. Уже одно это говорит о невероятной сложности так называемых психических процессов. Тем не менее, все наверняка согласятся, что что-то все таки произошло. Текст был распознан и временно сохранен в сознании, причем мог подвергнуться дальнейшей обработке со стороны ассоциативных устройств. Могли ли при этом возникать эмоции? Вероятность этого невелика. Глаза не смогли уловить командных сигналов синтаксиса - восклицательных, или более могущественной смеси вопросительных и восклицательных знаков. Сами отдельные слова, принявшие участие в построении фразы, тоже принадлежат к маленькой, сплоченной и приветливой группе пособия по философии для поступающих в вузы. Скорее всего пытливое сознание искало привычные и успокаивающие образы (трудно предположить, что русскоговорящий читатель воспринял цитату как графику).
 
    Вот например - "откровение сущего", ага: видать оно (сущее) долго носило в себе наболевшее, но все же решилось на чистосердечное признание; или у него пошла носом кровь от избытка чувств. Гораздо труднее уловить смысл в последних словах цитаты - как так: забыть, но стать небезразличным? С вами это когда-нибудь бывало? Ну допустим вы случайно забыли купить пиццу как наказала утром мама, и вдруг обнаруживаете себя крайне озабоченным. Чем - не помните (так по условию) но все же охвачены нервозностью по поводу отсутствия. Скорее всего, мозг, подумав немного, с легким сердцем отнесет интерес к забытому к излишней глубокомысленности автора.

    И все-же не все так просто. Мы даже не подозреваем, что при прочтении любого текста с нами пытаются говорить. И даже не с нами, мы суть media, посредством которой кто-то устанавливает загадочный диалог. Этот кто-то непрерывно воспроизводит и обогащает сам себя, беседует сам с собой, пристально изучает себя. Кто же это? Это Язык. И ему нет никакого дела до того, "правильно" ли мы воспринимаем сказанное или блуждаем в потемках.

  Язык проявляет себя через слова - особым образом сформированные звучания. Жизнь Языка зависит от его носителей, когда исчезают с лица земли носители, Язык становится мертвым, лишь глиняные таблички напоминают о его былом величии и красоте. Сменяются поколения, и Язык переходит из одной комнаты чудесного дворца в другую, чтобы еще раз найти себя в бесконечных отражениях зеркальных толкований. Язык постоянно и настойчиво обращается к нам, зовет нас за собой, и старается удержать нас в себе, храня нас в мысли. Мы же находимся в гармонии с Языком, пока не выпускаем его из памяти. Потому что забвение будет вечным источником нашего беспокойства.


Рецензии