Курение и реклама - как нам задымляют мозги

Мы часто не задумываемся о том, как средства массовой информации и реклама могут влиять на наше мировосприятие, и, следовательно, на наши поступки. И уж тем более, редко кто размышляет над тем, что является первопричиной, источником различных шумих в прессе или массированных рекламных компаний. Впрочем, задумываться тут особенно не над чем, ведь достаточно ясно что движет всем этим банальное желание заработать побольше денег. Как говорится, шерше ля мани.
Рассмотрим этот процесс на примере табачной продукции.
Итак, гипотеза: табачные компании вышли на новый маркетинговый уровень - если раньше они рекламировали конкретные виды сигарет, то теперь активно пропагандируют курение в целом.
Доказательство:
Сейчас в прессе идет активное муссирование антитабачной кампании, а именно:
1. Редкая газета не написала, насколько курение вредно для здоровья.
Но: при этом те же газеты часто напоминают, что организмы у всех людей разные.
Результат: человек, читая про вред курения, подсознательно полагает, что его это может и не коснуться. И это ему подтверждают рассказы в новостях о всяких долгожителях, которые всю жизнь курили, и боевики, где крутые герои по жизни курят, и репортажи о плохой окружающей среде (люди думают, что вокруг итак все плохо, так что курение сильно дело не испортит).
2. Очень много говорилось о том, как в США куча людей выиграла многомиллионные иски к табачным корпорациям.
Это (особенно для наших русских, по жизни фанатеющих от халявы) как будто прямой призыв начинать курить. Типа, вы, ребята, курите, а потом (может быть) получите за это много-много денег.
Причем эти сообщения носили явно избыточный характер, следовательно, репортажи были заказными.
3. Идет активное обсуждение вновь принятого закона "Об ограничении курения табака".
Сам закон, на мой взгляд, реально ничего не ограничивает, а наоборот, стимулирует людей начинать курить.
Например такая статья:
" Федеральные органы исполнительной власти по здравоохранению, федеральные органы исполнительной власти по образованию и федеральные органы исполнительной власти по культуре обязаны через средства массовой информации регулярно осуществлять пропаганду знаний о вреде курения табака" - это как раз то, о чем я писал в п. 1, скрытая реклама курения.
И вообще, большинство статей этого закона просто смешны, и никак не ограничивают людей в курении, а табачные компании в производстве и продаже сигарет. Разве что создает мелкие неудобства, вызывающие лишь раздражение, но никак не желание курить меньше.
А ведь ограничить курение реально довольно просто - повысить акцизы на табак, так, чтобы пачка сигарет стоила минимум рублей двадцать пять, и народ станет курить меньше. Только это никому не выгодно, т.к. государство (читай - чиновники) имеет с табачных компаний очень хороший куш.
Но самое основное - не сам закон, а его активное обсуждение. Практически по всем каналам прошли (и не по одному разу) различные ток-шоу, где множество известных личностей обсуждало необходимость и действенность этого закона и спорило о вреде курения вообще. Причем, нельзя сказать, что в спорах однозначно побеждали противники курения.
Вообще, любое появление на экране телевизора известного человека, который говорит, что курит чуть ли не с пеленок (и при этом прекрасно выглядит) - отличный стимул для некурящих (особенно подростков) начинать курить. Точно так же, как и противник курения, который не может ясно и логично излагать свои мысли. Впрочем, повторюсь, любые разговоры о курении с экрана телевизора - по сути есть скрытая реклама табака.
Таким образом, результат всех этих ограничений таков: темп роста производства отечественной табачной продукции за первое полугодие 2002 г. составил 15% (Экономика и Жизнь, №32, август 2002г.). Сравните, например, с ростом ВВП  5-6%.
Теперь об открытой рекламе.
К счастью, Законом "О рекламе" сейчас запрещена открытая реклама сигарет с экрана телевизора. Зато никто не отменял другие виды рекламы.
К примеру, рекламные щиты. Проходя каждый день мимо нескольких рекламных щитов я заметил интересную особенность: Во-первых, они тематически закреплены, т.е. на щите, где обычно висит реклама сигарет, практически никогда не появится, к примеру реклама пива. Во-вторых, реклама на щитах меняется с интервалом примерно раз в месяц или в две недели. И в-третьих, рекламируются разные марки сигарет, но сюжеты плакатов всегда примерно одни и те же - довольные жизнью люди и/или пачки сигарет на красивом фоне. Поэтому названия сигарет от такой рекламы в голове не оседают, остается только связка: сигареты - счастливые люди. Из чего следует простой вывод - рекламируются не конкретные сигареты, а сигареты вообще.
Я не буду говорить таких методах рекламы, как использование 25-го кадра, нейро - лингвистического программирования, специальной мимики и жестикуляции (к сожалению, забыл, как этот метод называется), поскольку не располагаю конкретной информацией об эффективном их применении.
Но самое интересное, что скорее всего, почти никто из тех, кто начал курить или стал курить больше, даже не думают, что начали делать это под воздействием рекламы. Это означает, что профессионализм маркетинговых специалистов табачных компаний находится на самом высоком уровне.


Рецензии
"А ведь ограничить курение реально довольно просто - повысить акцизы на табак, так, чтобы пачка сигарет стоила минимум рублей двадцать пять, и народ станет курить меньше." Сейчас, семнадцать лет спустя, пачка сигарет худо-бедно нормальных стоит как минимум сто двадцать пять рублей. И Вы считаете, что курить меньше стали?

Ральф Фукс   03.11.2019 13:57     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.