Электронные сми-реалии азербайджана
Систематизации, классификации и тем более сканирования СМИ просто нет. Был сайтик KIV-AZ, но он куда-то исчез. При отсутствии единого централизованного веб-каталога в азнете сложилась ситуация, в которой электронные СМИ вообще не нашли свою прослойку в сети, и это привело не к конкуренции, а к разрозненности и проигрышу всех сторон. Онлайновые версии печатных изданий к тому же сами препятствуют росту сферы, игнорируя интернетовские неписаные законы - отсутствие интерактивности, гиперссылок, участие в баннерном обмене, рейтингах и каталогах. Про попытки мониторинга СМИ в интернете никто не говорит, а ведь подобное сканирование могло бы привести к переделу аудитории. Сайты онлайновых, исключительно электронных изданий вскоре смогли бы составить серьезную конкуренцию традиционным печатным СМИ. Ведь иначе с ростом числа пользователей Интернета онлайновые версии традиционных СМИ увеличивают свою аудиторию, и потенциал ее дальнейшего роста весьма велик, что убивает собственно электронные издания при отсутствии внешней рекламы. У печатных СМИ и без того сложившийся рекламный рынок - одним из примеров этого можно привести, то, что многие газеты рекламируются на телевидении (под видом информационной поддержки тех или иных мероприятий), а газеты печатают телепрограммы. А сетевым новостным ресурсам из-за отсутствия достаточного финансирования и выхода на рекламную площадку традиционных СМИ, (зачем рекламировать там "безвозмездно" какой-то ресурс, если почти каждое представительство СМИ гордится сейчас своим сайтом, да и отдача от интернет-рекламы, по понятным причинам, намного ниже, чем от теле-радио или печатной рекламы) приходится довольствоваться рекламой в интернете.
Опыт рунета
Подобная ситуация, с точностью до наоборот, сложилась в рунете, где засилье электронных СМИ буквально убило трафик печатных СМИ в сети. И в сканировании СМИ были заинтересованы газеты, журналы выходящие на бумаге. Пиар-компания WebScan Technologies проследила за преобразованиями российского информационного рынка и предложила оперативный мониторинг онлайновых версий ведущих офлайновых общественно-политических и специализированных СМИ, которые являются эффективным инструментом маркетинга. Вся информация об интересующих брендах, названиях компаний или известных именах, как и раньше, будет поступать клиенту в виде ежедневного отчета. А уникальная система информационных фильтров отсеивала устаревшие и неактуальные публикации. Подписчиками этой услуги стали мгновенно многие клиенты компании. Не хотелось бы вдаваться здесь в тонкости маркетинга и пиара, но не стоит забывать, что масс-медиа очень тесно с ними связана. Думать о читателе как о покупателе газеты, забывая при этом о том, что он в первую очередь читатель, так же губительно, как думать о посетителе сайта как о дополнительном хосте (уникальном обращении к сайту). Читатель не купит еще раз неинтересную газету, как и посетитель не придет снова на пресный сайт.
Но, как говорили мудрецы, не все так плохо. Рынок медиа формируется, а развитие интернета способствует притоку новых сил и идей. А ведь создать что-то свое не так и сложно.
Как создать электронное СМИ
Конечно, не станем говорить о многомиллионном проекте. Вероятно, при наличии средств вы бы не стали этим заниматься - многие думают, что, имея деньги, достаточно быстро получить лицензию и выпускать бумажную газету или журнал. Но это неверное мнение, ведь, рынок печатных СМИ уже заполнен и предложить что-то новое все равно, что попытаться создать новую модель велосипеда.
Первое правило - это то, что вряд ли кто-то подарит вам уже готовый сайт с раскрученным адресом и налаженной работой. Первыми затратами, вероятно, станет покупка доменного имени и оплата хостинга. Это можно, конечно же, сделать, без затрат, но с адресом типа qaynarhaber.narod.ru. Путь на большую сцену закрыт, хотя начать пробовать себя можно и так. К слову, очень многие организации в Баку смогут помочь вам в этом вопросе, даже бескорыстно. Потом следует набрать команду энтузиастов - не тех, кто будет ждать несметную прибыль с проекта, а тех, кто тоже хочет видеть новости Азербайджана в интернете. Определиться с тематикой и источниками информации нужно, конечно, тоже в самом начале. Желательно, чтобы публикация информации была легальной, и лучший вариант, если авторской. Достаточно серьезным моментом для нас является язык отображения информации. Идеальным вариантом, конечно, станет полиязычный сайт, но это зависит от аудитории, на которую направлен сайт. Если хочется радовать весь мир, то без английской версии не обойтись. Ну а приоритеты в азербайджанской/турецкой/русской версиях лучше выстроить заранее, тем более, что для многих из нас перевод не составит проблем. После запуска сайта проводите рекламную компанию среди своих продвинутых друзей, интернет-знакомых, и во всевозможных каталогах и рейтингах. Как только проект станет посещаемым и популярным, есть шанс вызвать интерес у спонсоров и рекламодателей. Наша газета, в свою очередь, будет отмечать все креативы!
Если же все это показалось Вам слишком сложным, то можно просто поставить на своем сайте готовый новостной блок. Такую услугу предлагает портал xeber.net - просто зайдите на www.xeber.net/sdozel.php и настройте готовую форму под дизайн своего сайта.
Удачи!
Владимир Панков
punk@vip.az
Свидетельство о публикации №202081700044