Вова Бурый Волк

Как и было обещано, поговорим о начальстве. Нам за это будет только почет и уважение. От публики - за независимость суждений, от начальства - просто из вежливости.
Ладно, серьезно.
Я сразу могу сказать, что разбирать морально-этическую сторону произведений Вовы Бурого Волка (ВБВ в дальнейшем - для кратости) смысла нет. Во-первых, я считаю, что всякое искусство вне морали. Если ВБВ нравится своих героев методично убивать - вольному воля. Во-вторых, маргинальность как правило преследует целью выделиться, чтобы потом стать мэйнстримом (вот не надо ваять на этот тезис гнусных ответов - а то выложу свою диссертацию сюда и заставлю комментировать постранично). Итак, мораль и этика произведений ВБВ пусть остается на его совести. К тому же, я лично считаю, что с этой точки зрения все опубликованные ВБВ рассказы - не более, чем вызов обществу, чтоб заметили. Как только эффект новизны утратится ( и ВБВ это почувствует это) - забросит он свой экзистенциализм, станет писать лирично и малоинтересно.
Поговорим о сюжетном построении и всей прочей требухе, которой пичкают нас в литературных институтах (кого пичкали). Здесь над ВБВ не только можно поиздеваться, но и нужно.
ВБВ в дестве много читал. Возможно, эта пагубная привычка у него сохранилась по сей день. Но прочитанное он употребляет не только во благо своему интеллекту, но и во вред своей литературной индивидуальности. Шендерович и Хармс как стали литературными кумирами ВБВ, так он их и тиражирует.
"В метро" - лихо закручено, слов нет. Показывает эдакого подростка, которому хочется стравить на весь мир, но подросток понимает, что ни силенок не хватит, ни гарантии нет, что весь мир не ответит. Вот он, подросток, и хамит понемногу. Мужичонку не спас - солидного, между прочим, представителя если не истеблишмента, то уж точно среднего бизнеса. Потом: метро, остановившееся посреди тоннеля, и всяческие связанные с этим коллизии - это уже было. Не хватает только кротов. Но их роль с удовольствием выполняет непонятного вида хиппи, причисляющий себя к ваххабитам. Единственное остроумное замечание всего рассказа - насчет того, что любой российский город неинтересен для теракта с точки зрения PR. Грубовато, но правда - она вообще грубая вещь. Питер точно взрывать никто не будет - сам развалится.
Реверанс в сторону милиции, задерживающей только пьяных, - стандартен, как милицейский протокол. Можно (и нужно) было придумать что-то поинтересней. Ровно так же не нужен реверанс в сторону метро Садовая. Эпизод, который не имеет продолжения, лишен смысла. Загромождение сюжета - это может прокатывать у Кинга, когда атмосфера попросту нагнетается, но зачем это нужно ВБВ?
Дальше начинаются вещи, к Кингу не имеющие отношения. Пусть ВБВ долго и пламенно, как перед пионерским отрядом, клянется мне, что имел ввиду именно Стивена, я ему не верю. Вот такой я Станиславский. Потому что калейдоскопичная смена сцен действия, а равно девушки, просящие о спасении, а потом закусывающие спасителями, - это из Желязны. "Хроники Амбера". Дара славно отобедала Мерлином.
"Ганс, мой еж". Что тут сказать... Нечто среднее между своеобразной интерпретацией Фатума и пародией на Саймаковский "Город" (кстати, в конце статьи вопросик на засыпку будет). Только у Саймака вымерли люди, а на смену им пришли собаки (не скрещиваясь с людьми), а у ВБВ - ежи (да еще и с намерением скрещиваться с людьми). Эдакий "Омен-5" (или сколько их там сняли).
"Дети и карлики". Очень забавная исповедь маленького человека. Что-то среднее между стенограммой приема у дедушки Фрейда и плачем любимой девушке после не очень удачной попытки интима. Честно говоря, я встречал акынство и поинтересней, "Дети и карлики" в памяти не задерживаются".
"Зомби" - одна из немногих интересных вещей. Интересна она не литературной составляющей, а подражательством. У Гандлевского (или у Веллера? - не помню точно): "Купили - выпили". Тут же - "Веселые титьки" (кто помнит Родригеса?) а ля рюсс. Вместо вампиров - зомби. Вместо Бэрримор - Катя. Вместо текилы - спирт. Я эту вещицу читал под "Unza Unza Time" Кустурицы (музыка, а не кино) - впечатление забавное. Во всяком случае, ощущение того, что Родригес родом из-под Тамбова, а El Mariach он снимал где-то в Парголово. Но запоминается рассказ только этим.
"Лиза и демоны" - некий поток сознания, заканчивающийся разрезанием головы героини. В одном кино, помнится, Вупи Голдберг убивали раза три - она все время воскресала и подсказывала убийце, где припарковала свою машину. Последующиеся убийства сопровождались извинениями и тому подобным.
"Любовная история" - это сказка о бабе Яге в переложении Хармса. "Лев Николаевич Толстой очень любил играть на балалайке. Но не умел". Баба Яга - в пятисотом "Ауди". Банька, печка - все, как положено. При чем тут война и пацифизм? Просто, к слову пришлось. У меня есть знакомый, который об окончании одного из своих рассказов сказал так: "Просто я начал писать абзац, а потом понял, что уже все написал, что абзац не нужен - вот и оставил, как было".
"Одно воспоминание" могло бы, при удачном стечении обстоятельств, стать неплохим и более-менее самостоятельным произведением. Если бы не пара моментов, совершенно кокетливых. Во-первых, ссылка на двоюродного брата. Автор словно бы извиняется перед читателями: я бы сам такую глупость не придумал, но мне рассказали, да еще поклялись родными и близкими в истинности. И второе: длиннющий предварительный рассказ. Начинать было нужно сразу, безо всяких реминисценций в адрес несчастного Миши и его потертого пятака. Слежка - и все. Это избавило бы рассказ от излишков влаги.
"Резервация" порадовала меня тем, что ВБВ не такой уж алкоголик, как можно подумать из рассказов. Абсент так не пьют, ВБВ. Поверь старому алкоголику на слово. Лучше бы народ требовал коньяк. А вот "Бармен! Бергман!" - это круто! Нет, честно. Мне понравилось.
"Метрогном" - что-то из области Стругацких. Да, наверное. Если бы Стругацкие не острили, а стебались, то "Улитку на склоне" они написали бы именно так. Разве что Шеинская подруга сразу бы потащила героя в тоннели на поиски Шеина - подруги ж там заманивали почтенных изыскателей. В общем, Стругацкие написали бы про царство амазонок-диггеров, похищающих студентов с целью продолжения рода. ВБВ, будучи противником матриархата (как и положено мужчине), не стал углубляться в психологизм. Но тоже недурно получилось. При всей нарочитой вторичности сюжета, "Метрогном" могу всем настоятельно порекомендовать. В том смысле, что, прочитав этот рассказ, больше у ВБВ ничего читать не надо: будете иметь совершенно полное представление о его творчестве.
Нет, я все это сказал не в плане ругани. Я знаю, что такое маргинальная литература в Интернете, почему она такая и что с ней становится при малейших намеках на выход из этого Интернета. Если ВБВ хочет быть еще одним автором сетевого пост-модернизма - почему, собственно, нет? Написано добротно. Маты не вредят. Стаканы и рюмки звякают вполне натурально. Девушки отдаются не всегда. Юноши рассказывают пошлые анекдоты. Влюбленные ревнуют, нелюбимые умирают. Все нормально. Читать можно. Писать так - тоже можно.
Но. Но!
Вова очень скоро сам откажется от всех этих популистских штампов. Ему станет неинтересно. Он сам заметит, что реакция на его произведения - предсказуема. А поскольку реакция окружающих для него важна, - он и будет меняться. Посмотрим. Будет интересней.

ЗЫ: А вот если Геннадий Нейман скажет еще хоть что-то против рассказов моего Мелкого (знающий - поймет), я буду возмущен и, вероятнее всего, возмутителен. Потому что между акынство ВБВ и тем акынством я особой разницы не заметил.

(с) Вьетнамский бальзам

http://www.proza.ru:8004/2002/04/11-147


Рецензии