Сковородка лирическая поэма

(из цикла рассказов "Архипелаг "общаг"*)

                *)- По-моему,  наша страна не
                архипелаг,  а одно  большое 
                общежитие-материк.
                - Ты прав, надо будет изменить
                название цикла.
                ----------------------------------


    - Ну, елки-моталки!
    И что я теперь буду делать без нее, родимой?
    Я ходил  в свою комнату за остальными ингредиентами своего "коронного" блюда,  отсутствовал ровно полторы минуты. Возвращаюсь с ними на нашу полутемную, светильники опять не работают, кухню...
    А сковородку кто-то "спер"!  Нагло и бесцеремонно зашел на общественную кухню  и  прямо  с плиты,  плотно прикрытую крышкой и аппетитно "шкварчащую"  мою любимую сковородку "спер","стибрил", "скоммунизмил", в общем  -  украл.  "Приватизировать" не мог пото-му,  что она уже была "приватная" - моя.
   Значит, опять завелся какой-то "шакал".
   Несколько лет назад,  уже крали сковородки с окорочками -  как  раз была мода на американские окорочки.  После, пустые, сковородки находились под лестницей.

   Пока громко ругаюсь, встревает соседка:
   - Вот-вот, на прошлой неделе у Вовки чайник украли.
   От этих слов я весь похолодел, и стало страшно. Значит крадут не СОДЕРЖИМОЕ, а ПОСУДУ?!
   Мне очень жалко потерять свою сковороду. Я к ней за четверть века привык, и лишиться ее - утратить одну из немногих ниточек, связывающих меня с юностью и родным домом.

    Я ей начал пользоваться в 16 лет, когда, без маминого ведома, первый раз взял в поход для приготовления блинчиков. Она была эмалированная, небесно-голубого цвета, относительно легкая и довольно глубокая. В следующие походы миску я уже не брал - сковородка с успехом заменила миску целым рядом преимуществ: во-первых, есть ручка, во-вторых, хорошее ровное донышко, в-третьих, самое главное, - раздатчику пищи все время казалось,  что он меня обделил и положил меньше,  чем остальным. (Проверьте сами  -  вылейте  рюмку  водки в тазик и попытайтесь ее там отыскать.)
   Конечно, небесно-голубой  цвет  на  эмали скрылся под толстым слоем копоти, но зато я научился переворачивать блинчики "на лету", подкидывая их в воздух.
  Со временем,  блинчики уступили место различным  соусам,  чаще  под шашлык, которые я, тоже, научился делать. Походы превратились в пикники, но мне все время напоминали:  "Смотри,  не забудь сковородку!".  А как я ее забуду, если из рюкзака даже не вынимал?
   У нее была счастливая жизнь.  Долгие годы она не знала,  что  такое городская водопроводная вода. Ее мыли только в лесных или горных ручьях и речушках, аккуратно терли пучком травы или водо-рослей и беспокоились о ней, как о неком символе удачи и благополучия.
   Мама уже давно смирилась с ее утратой,  а когда я  полностью  зажил самостоятельной  жизнью,  сковородка,  как  моя полноправная собственность, поехала со мной: Сибирь, Урал, Киргизия, Карелия.
  Конечно, обращение со сковородкой стало хуже: помимо мужских, заботливых рук,  она познала немало женских,  которые не всегда к ней  были ласковы, а терли и чистили всякой химической дрянью. Но ей никогда не приходилось летать и в кого-нибудь попадать или не попадать.

   И вдруг, меня, как громом, поразила жуткая мысль: а, может, она на меня за что-то обиделась и сама ушла?  Но я тут же отогнал эту нелепость простым рассуждением: куда она пойдет зимой? Здесь она никого, достойного себя, не знает.  Если уж уходить,  то летом,  в леса, а сейчас недолго где-нибудь в сугробе увязнуть.
   Вся ее жизнь со мной вспомнилась и промелькнула за одно мгновение.
   Я нервно закурил и стал размышлять.
   Ворам была нужна не сковородка.  Посуду не выбирают в полумраке кухонь, иначе можно схватить что-нибудь совершенно  неподходящее.  Ворам нужно было ее содержимое,  ведь в темноте, она так аппетитно "шкварчала".
   Эта мысль меня успокоила,  и я даже,  повеселел.  Значит,  рано или поздно,  они ее выбросят.  Я почти не сомневался,  что воров было несколько -  одному бы моя любимица так просто в руки не далась.  А тут - за какие-то полторы минуты! Конечно, ее выкрало преступное сообщество: может местная бандитская группировка,  или шайка террористов-боевиков, с целью выкупа, или группа студентов ближайшего техникума.
   Теперь надо подумать:  куда они ее выбросят?  Конечно не в свое мусорное ведро. Иначе она станет уликой против них. Значит...
   Господи! Только не в окно! Впрочем, сейчас на улице холодно, и окна открывают только ненормальные, а они нормальные - такую сковородку украсть!
   И я начал действовать. С первого этажа, из-под лестницы.
   Методично обхожу все этажи и заглядываю во все "злачные" места. В то же время сильно не тороплюсь потому,  что воры должны  успеть  принять решение об ее дальнейшей судьбе и,  еще (это решение) воплотить в жизнь так, чтобы никто этого не заметил.
   На всякий случай,  по дороге, заглянул в свою кухню. Как же вернут! Держи карман шире!  Поди,  забились в уголок и дрожат  от  собственной храбрости.
   Первый этаж, второй этаж, третий, четвертый, пятый.
   Все! Нету!  Нигде нет!
   Расстроенный, но не потерявший надежды, я спускаюсь  по  лестнице.  И тут,  на четвертом этаже,  из-за распахнутой настежь двери, выглядывает ручка моей родной! Как бы высматривает меня: где же ты? почему, до сих пор, за мной не идешь?
   Радости не было границ!
   Воришки, почему-то,  не стали есть морковку,  которую я в ней тушил на момент похищения, но я все равно ее выбросил, а саму сковородку выкупал в семи водах и облобызал.
   Летом обязательно  свожу ее "на природу" - пусть полюбуется карельскими пейзажами,  искупается в речке или озере,  потрется  голубеньким бочком о водяные лопухи, поваляется на травке.
   Обязательно свожу!


Рецензии
Первая половина отличная, Ростислав. Сразу пахнуло своим, общаговским, из юности. Пятнадцать лет плюс два года в арми - знаю, что такое советское общежитие. И как сковородки крадут, зар-разы...
Вторая половина потихоньку сникла. Нет изюминки. Надо подумать, из чего её сделать.
"Методично обхожу, заглядываю..." - по моему, здесь получается в стиле газетного очерка. Благозвучнее, опять же, по-моему, было бы: обходил, заглядывал... Но это мелочи. После перерыва прочтёшь, сам увидишь.
Есть смысл навести на рассказ глянец, чтобы блестел без соринок!

Анатолий Комиссаренко   07.11.2002 05:17     Заявить о нарушении
Спасибо, Анатолий. Это одно из самых первых моих сочинений. Наверное, там такое написано! Надо обязательно перечитать. Благодаря Вашей рецензии, перечитал "Невезучий" (тоже из первых) и увидел массу всяких описок, ощибок, а про текст уж и молчу.
А вот по поводу замены "обхожу" на "обходил", так ведь написано в "реальном времени" а не в воспоминании, но подумать стоит.
Как-нибудь соберусь с духом, залезу на своей страничке в редактирование произведений... ух! берегитесь, кто не спрятался - я не виноват!
Еще раз, спасибо.
С уважением,

Ростислав Чентемиров   07.11.2002 06:38   Заявить о нарушении