Инструкция по выживанию. Герои

Но появится новый мальчик, за меня – гада воевать.
                А. Башлачёв.

В РУССКИХ СЕРДЦАХ много веков живет тайна, неведомая нам самим до поры, пробуждающаяся и овладевающая нами, только тогда, когда приходит срок. Тайна-память о безнадежной обороне родного города.
Глубоко в генах лежит у нас воспоминание о крепких башнях, о тяжелых воротах и частоколе стен, охраняющих наши дома и наш храм, в котором — Бог. Мы помним себя — на стенах, в кольчугах, тетива слетает с наших пальцев, посылая стрелу точно в цель. И мы помним врага — черного, несметного, с пылающими факелами и кривыми саблями. Наши стены высоки, наши сердца горячи,  мы бьемся, мы поливаем огненной смолой тех, кто внизу, мы смеемся над ними. Смех этот — сквозь слезы гнева и обиды, потому что мы окружены, и помощи ждать неоткуда, мы понимаем нутром: не спастись. Но родные очаги до времени согревают нас, а звон колоколов глушит страх.
Бой идет много дней и ночей, и нет больше сил. Враг силен и коварен, а товарищей так мало, и они падают один за другим, подстреленные как птицы. Горят в ночи необозримые костры у чужих станов, и сгорает твой дом, пожираемый чужим огнем, перелетевшим стену. А железные врата, которыми ты так гордился, уже проломлены, кровь льется на улицах. Защитников сбросили со стен, ты отступаешь к центру, к собору.
И вот ты — в последнем укрытии, откуда путь — только вверх, в небо. Враги не церемонятся, обкладывают беленые стены деревом и поджигают. Все горит, храм потонул в черном дыму, и последнее что ты видишь — плачущий лик Богородицы. Потом все рушится, и наступает конец.
“Но какой смысл сопротивляться?” — спросит кто-то. Русский не поймёт этого вопроса.

 В ДОБРЫЕ ЭПОХИ люди живут сами по себе — в делах и заботах, молясь Богу и рожая детей. В такие времена созвездиям даются мирные имена, и в тихих кельях на бумагу ложатся аккуратные буквы. Мир обитаем и прост, а родной дом защищен и уютен.
Но вдруг приходит беда, и поганый змей обжигает смрадом родную землю, злой ветер вырывает из рук хоругви, и чужие метели заметают древние камни, — и рушится привычный уклад, вечные звезды останавливаются и падают ниц.
У беззащитного народа пропадает вера в силу вождей и мудрость старейшин, иссякает надежда на крестные ходы и дедовские гадания. Изломанные руки бросаются к небу с зовом о помощи, но Бог отворачивается от несчастных.
И вот, когда, кажется, ничто не спасет обреченных, люди поднимают глаза с поверженных алтарей и видят на горизонте показавшегося со стороны солнца одинокого всадника. Всадник проплывает неторопливо и молча, не сворачивая с прямого пути. Он обходит, не останавливаясь, придорожный камень и устремляется в сторону заката, где мрак небесный, и воет ветер. Некоторое время усталые от слез глаза различают лишь щит за его спиной, блестящий в лучах восхода, но и он пропадает из виду, поглощенный тьмою.
Всадник уехал туда, где черно, и тучи вновь хмурятся, съедают свет, и разломанные алтари становятся серыми, теряя краски. Люди медленно забывают всадника, но потом, когда вдруг спадает мгла, долетает до них из закатного края последний порыв злого ветра, и прокатывается дрожь земли. Люди оборачиваются туда и видят высоко над землей второе солнце — призрак того, кого почти забыли. Испуская нестерпимый свет, возносится на небо всадник, и сияющий конь его кусает поводья, и копье сверкает в вышине.

 
ЛЮДИ ИЩУТ ПОСРЕДНИКОВ, которые в силах обуздать неистовый бег бытия, и находят их в героях. Древние и недавние, великие и малые, герои служат столпами мира, атлантами, подпирающими тяжкое давящее небо. Не будет их, и небо падет на землю и раздавит своим грузом бедных людей, живущих повседневностью.
Герои — это часовые на рубежах миропорядка, это кристаллическая решетка космоса. Они — влитые в глыбу бытия обручи, держащие ребра мира. Человечество карабкается по ним вверх, к Богу, а внизу безумный хаос поджидает, когда люди сорвутся и падут в пропасть.
Люди не могут понять героя, потому что он — тот, кто превзошел себя. Люди видят лишь внешние его черты, тщась постичь его мистическую суть. Они поглаживают его кольчугу, трогают меч, похлопывают по плечу, но не могут проникнуть в его сердце. Тогда люди возвеличивают его внешнюю оболочку, и вот уже герой побеждает чудовищ и в одиночку берет вражьи города. Так рождаются легенды.
Обретший бессмертие в памяти людей, исполинский герой превращается в защитника Рода, в его охранную грамоту. В образе легенды, в виде архетипа деяния героя становятся общим подвигом его народа, и пока жива память, такой народ непобедим. Что можно сделать с русскими, с молоком матери впитавшими образы Трех Богатырей?
Но постепенно стираются в памяти легенды, забываются былинные победы, рвется связь времен. И вот разбуженный тревожным набатом «господин» бессмысленно шарит по кровати во тьме подступившей беды, не в силах отыскать свой защитный талисман. И разверзается твердь, и сгорает в черном огне город, и пожирает мрак половину человечества.
Но тогда обязательно приходит новый герой, и совершает он великий подвиг, разбивая оковы тьмы, разливая мирный свет. Тут люди сбросят сон, поднимутся как один, победят врага и навеки запомнят свое геройское деяние.

 За что сражаются герои? Ответ прост и вечен: они сражаются за Родину, за народ, за правое дело. Герои остаются верны выбранному пути. Они не выходят из окружения, не прекращают бессмысленного сопротивления - они идут до последнего предела, за которым — молния подвига и пустота смерти.
Подвиг — он “не от мира сего”, он не терпит рационального объяснения, не приемлет логические доводы “за” и “против”, не вмещает обдумываний и отговорок. Герой совершает его бескорыстно, без слов, без объяснений, сгорая сам, ничего не требуя взамен. Поэтому бессмысленно пытаться выразить в словах причину подвига.
 Смерть не означает поражение. Последняя битва героев всегда приносит победу, ибо они, проникнутые неколебимой уверенностью в своей правоте и безумной отвагой, не сдаются на волю зла, не впускают его в души, и свет их сердец одолевает сатанинскую темень.

 
ГЕРОИ НУЖНЫ ЛЮДЯМ. Память нужна тому маленькому мальчику, которому перед сном мать рассказывает древнюю сказку о битве бесстрашного витязя с чудищем. В один момент малыш спрячется под одеяло, закроет глаза ладошками, но не прервет рассказ. А когда рассказ дойдет до счастливого конца, до победы добра над злом, маленькое сердце забьется часто-часто и навсегда запечатает в себе легенду о славном подвиге.
И если этот ребенок не разобьет свое сердце на дорогах жизни и не утратит священный огонь легенды, то превратится в нового бестрашного витязя, и в один день совершит свой подвиг и взойдет на небеса, к ангелам и созвездиям.
 
 Пока Родина под властью мрака, никому из павших за неё героев нет упокоения. Они не уходят, но остаются в подлунном мире и пытливо всматриваются в нас, безмолвно напоминают о долге — разбить врага, прогнать нечисть. Они ждут, когда мы позовем их в бой. Тогда они придут и в грядущих битвах будут стоять в наших шеренгах. Их невидимое воинство последует за живыми ратями и появится на поле боя в решающую минуту, сея смертный ужас среди вражьего племени.


Рецензии