Диалоговедение

Однажды меня спросили: Что такое диалог?
И я ответил: «Диалог это два и более словесных потока изливаемых персонажами в направлении друг друга». А потом спросил себя: «А какие они? Диалоги?» И ответил:

Диалоги бывают:

***
ЛИТЕРАТУРНЫЕ, в которых рядом со словами персонажа всегда имеет место быть: либо описание автором природы, либо действия персонажа, либо его дум, либо его интонаций, либо его подтекста, либо всё вышеперечисленное в одном флаконе. Короче в литературе сам диалог вторичен, ибо он описывается.

Простенький пример:
В комнату, где грустно сидели девушки, мучимые отсутствием темы для диалога, стремительно вошла Маша и с порога громко спросила: «Девочки, о чем говорят, мужчины, когда они одни?» Опытные девочки – старшекурсницы ответили нестройным хором своих высоких голосов: «О работе!» «А, если трезвые?», - лукаво уточнила свой вопрос Маша, усаживаясь со своими ногами на близстоящую кровать. «О женщинах!», - уверенным хором ответили девочки и притихли в ожидании развязки репризы. Маша встала на подушку во весь свой короткий рост и торжественно произнесла голосом с броневичка: «Вот и давайте, матушки, поговорим о нас: единственных и неповторимых!!!»

***
РАДИОДИАЛОГИ это когда говорящий должен себя говорящего преподнести.

Второй простенький пример:

Хриплый прокуренный голос: Это говорю я, вошедшая в комнату Маша. Девочки, о чем говорят, мужчины, когда они одни?
Звонкие голоса: Это отвечаем мы, девочки, о работе!
Хриплый прокуренный голос:  А я Маша уточняю, если мужчины трезвые?
Звонкие голоса: А мы девочки думаем и отвечаем: трезвые мужчины говорят о  женщинах…
Хриплый прокуренный голос: А чем мы хуже?!
Звонкие голоса совместно с хриплым прокуренным голосом: Действительно, давайте поговорим о нас: единственных и неповторимых!!!

***
Стихоплетное левое отклонение… без номерное, ибо левое…

О чем мужчины говорят, когда они одни?
А может быть, они молчат? Или поют они?
Не будем думать, и гадать, а просто повторим:
Давайте, девочки сейчас об этом помолчим…

***
КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИЕ диалоги – чем меньше слов, тем меньше звукозаписи, то есть тем лучше, ибо кино, смотрят, а не слушают.

Поэтому третий простенький:

(Крупный план. Открывается дверь. Входит Маша. Говорит.)
Маша: Девочки, о чем говорят, мужчины, когда они одни?

(Крупный план. Удивленно – недоуменное вытянутое лицо Кати).

(Средний план. Маша уже с кровати).
Маша: А, если трезвые?

(Панорама комнаты. Девочки плечом к плечу вперед бюстгальтерами…)
Девочки: О женщинах!!!

(Фон – Интернационал. Панорама улицы, города, страны. Маша на броневичке на площади перед вокзалом. Толпа девочек. Маша кричит толпе).

Голос Бориса Моисеева за кадром: «Девочки, давайте говорить о нас, об единственных и  неповторимых!!!»

***
ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ (сериальные) диалоги, в отличие от кинематографических диалогов тяготеют к многосерийности изображения.

Четвертый простенький:

1 серия.
Маша идет по коридору и входит в комнату.

2 серия.
Заметно повзрослевшая Маша спрашивает: Девочки, о чем говорят, мужчины, когда они одни?
Девочки задумываются.

5 серия.
Осмелевшая Катя с ребенком на руках отвечает заметно постаревшей Маше: О работе!

6 серия.
Старая Мария спрашивает у дочки Кати: А, если они мужчины трезвые, о чем они говорят?

9 серия.
Катя отвечает бабушке Марии, которая одной ногой в гробу, а другой на броневичке: О женщинах… наверно говорят мужчины… когда они одни и трезвые…
(Конец 20-ой серии)

48 серия.
Правнучка Маши, стоя на могиле Марии, спрашивает у кладбища: А чем мы хуже?!

127 серия.
Прапрапрапрадочка и сама уже мать Ефросинья говорит открытым текстом обращаясь ко Вселенной с борта космического корабля: Девочки, давайте поговорим о нас: единственных и неповторимых, так же как это делали когда какие-то мужчины которые были какими-то трезвыми!!!

128 – 175 серия.
Титры.

***
ДРАМАТУРГИЧЕСКИЙ диалог, это диалог без примесей.
(Есть, конечно, ремарки драматурга, но со всей своей профессиональной ответственностью заявляю: Ремарки существуют для того, чтобы режиссеру было что выкидывать…)


 Дамы и господа, о чем говорят, писатели, когда они говорят?
 О себе!
 А, если трезвые?
 О своем понимании литературы…
 А чем мы хуже?!
 Действительно, давайте поговорим о диалогах!!!

Спасибо, если Вы дочитали до этого места и всегда, пожалуйста, если Вас уже нет)))


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.