Корабли

Пятничное утро. В раздевалке детского сада небольшое столпотворение - родители и дети, прощаясь, расставались до вечера. Павлик еще на подходе к игровой комнате разглядел, что там вокруг стола собрались ребята. Торопливо помахав рукой маме, Павлик подбежал к ним и увидел Антона. Антон показывал всем бумажный пароходик и хвастался, что может сам сложить такой же. Пароходик был очень похож на настоящий - с носом, кормой и двумя трубами. Кто-то из ребят сказал, что Антон врет и сам не сможет сделать пароход из бумаги. Антон обозвал всех дураками и, вырвав из тетради для рисования лист, принялся складывать новую игрушку.

Павлик с Антоном не дружил, считая Антона выскочкой и задавакой. В любом другом случае Павлик непременно прошел бы мимо и не обратил бы внимания ни на Антона, ни на его игрушки, но сегодня - совсем иное дело. Сегодня  в руках у Антона был корабль. Пусть из бумаги, пусть с кривыми трубами, но это был корабль. И Павлик, твердо решивший стать капитаном, и потому с трепетом относившийся ко всему, что так или иначе связано с морем, знавший названия океанов, островов, кораблей,  имена самых отважных мореходов  и даже умевший завязывать два морских узла, не мог оставаться безучастным, не мог равнодушно пройти мимо. Безучастным  Павлик не мог оставаться еще и потому, что Антон - и это все прекрасно знали - никогда не интересовался ни морем, ни кораблями. Теперь же этот совершенно "сухопутный" ребенок,  словно волшебник, превращал обычный лист бумаги в самый настоящий пароход.

Антон повернулся  к окружающим и показал новый пароходик, который был побольше, чем первый, и имел трубы разной длины. На просьбы "дать поиграть" Антон заявил, что за "просто так" он ничего не даст, а будет меняться на другие игрушки.

К детям подошла воспитательница Анна  Борисовна. Увидев в руках Антона бумажные корабли, она предложила ему научить всех желающих самостоятельно складывать из бумаги такие игрушки. Антон в ответ насупился и молча смотрел себе под ноги. Тогда Анна Борисовна, усадив детей вокруг стола, сама показала  и подробно объяснила, как делать  пароход и лодочку с треугольным парусом.

Вскоре бумажные корабли бесстрашно бороздили просторы игровой комнаты. Мальчики, нарисовав на бортах  боевые орудия,  устроили морское сражение. И тут оказалось,  что никто, кроме Павлика, не разбирается  толком во флотских делах. Павлик давал имена кораблям, настоящие имена,  такие, как "крейсер", "линкор", "эсминец", "тральщик" или "торпедный катер". Он объяснял, чем один корабль отличается от другого и как следует действовать во время морского боя. Никто ему не возражал, и даже Антон играл вместе со всеми, подчиняясь руководству Павлика.

Мальчики играли в самую страшную и взрослую из игр,  в войну.  К счастью, единственными ее последствиями были лишь клочки бумаги от потопленных кораблей,  да обида побежденных, затаенная в уголках глаз.

Девчонки в сражении не участвовали. Возможно, они, поджав губы,  так и вернулись бы к своим куклам, но в игру вновь вмешалась Анна Борисовна, поинтересовавшись, а кто же спасает раненых? Мальчикам пришлось согласиться, что раненых спасать некому, ведь у них боевые корабли, а не санитарные. Девчонки присоединились к боевым действиям, добавив  в них суматохи и крика.

Игра была долгой - самые выносливые сражались и после обеда, и после прогулки. Они играли до прихода родителей, время от времени складывая из бумаги новые корабли.

* * *


Наступила суббота, и в детский сад идти было не надо. Павлик,  набрав побольше бумаги, приступил к строительству домашней флотилии. Корабли Павлик делал аккуратно, сопя и прикусывая нижнюю губу. На бортах каждого парохода он рисовал иллюминаторы, якоря и артиллерийские орудия. Когда на столе не осталось  свободного места для новых кораблей, Павлик достал с полки любимую книгу с большими и красивыми картинками. В книге рассказывалось об истории мореплавания и были нарисованы всевозможные корабли, шхуны, яхты и даже подводная лодка и батискаф. Отец иногда читал Павлику эту книгу, поэтому мальчик уже знал, что надписи на бортах и корме судов - это их  названия.   Павлик долго выбирал имя для своего флагманского корабля. Перелистав книгу несколько раз, он остановил свой выбор на большом трехмачтовом паруснике. Мальчик показал книжку маме и попросил написать название парусника на борту своего корабля. Однако мама сказала, что такое длинное слово не уместится и еще добавила, что никогда не слышала такого названия "баркентина". Потом она отложила книгу и, взяв из рук Павлика пароход, быстро написала на его борту слово "Варяг".

Вернувшись в свою комнату, Павлик  разделил корабли на две эскадры - "наших" и "врагов", зачислив в "наших" самые красивые и большие корабли. Оглядев эскадры, мальчик удовлетворенно хмыкнул. "Наши" были несравненно лучше и боеспособнее. Участь "врагов"  была предопределена  - на то он и враг, чтобы быть разбитым.

После обеда,  взяв флагманский корабль, Павлик вышел гулять во двор.  На улице была весна. Большие  лужи, отражая яркое солнце,  перетекали друг в друга быстрыми, журчащими ручьями. Один ручей  давно  привлекал  Павлика.  Начинаясь  возле соседнего дома,  он сливался с другими ручьями и превращался в большой мутный поток.  Из двора этот поток выбирался на проезжую часть улицы и походил уже на небольшую речку. Автомашины, проезжая по улице, разгоняли волны во все стороны и поднимали тучи  искристых  брызг. Сегодня Павлик решил пустить свой двухтрубный пароход в плавание по ручью.  Пароход был так хорош, и в него было вложено так много кропотливого детского труда,  что он не мог подвести своего капитана и не выстоять в этом плавании.

Спустив кораблик  на воду, мальчик шел за ним до самой дороги. Поток вынес намокший  пароходик на улицу и стал прибивать его к противоположной стороне. Постояв в нерешительности, Павлик сошел с тротуара, чтобы перебежать дорогу.

Кораблик, уносимый ручьем  все дальше и дальше, грозил вовсе исчезнуть за ближайшим поворотом.  Не разбирая дороги и не обращая внимания на грязь и воду,  Павлик побежал через улицу. Мальчик бежал мимо тревожно гудящих автомобилей. Грязь, летевшая из-под колес, попадала на его лицо, руки, одежду, но он продолжал бежать за белой точкой, мелькавшей среди мутных потоков воды.

Наконец, добравшись до тротуара, Павлик остановился. Перед ним лежал выброшенный волной на бордюр бумажный пароход. Мальчик присел на корточки и взял его в руки. Мокрый, мертвый клок бумаги ничем не напоминал о своем славном прошлом.  Павлик  встал и, отбросив его в сторону, медленно побрел к своему дому...

Мама долго и нудно ругала Павлика за промокшую одежду, называя его наказанием и горем. Павлик молча стоял в углу и разглядывал свои  руки - руки были интереснее, чем мамины упреки. Павлик думал о том, что из бумаги получаются плохие корабли.  Он перебрал в уме все известные ему судостроительные материалы и остановился на дереве. Теперь оставалось лишь  найти подходящую дощечку.

От воспитательного процесса маму отвлек  телефонный звонок. Постояв немного в коридоре, Павлик пошел  в комнату. Он мрачно посмотрел на сделанные утром пароходы,  и стал рвать их на мелкие кусочки. Неожиданно в комнату заглянула мама.  Увидев  ворох бумажного мусора, она схватилась за голову и,  постоянно вопрошая,  за что ей такое наказание, пошла за веником.

Весь субботний вечер и следующий выходной день Павлик провел в поисках деревяшки,  пригодной для строительства корабля. Однако дома таких деревяшек не нашлось.  Отец же был чем-то занят и попросил не беспокоить его всякой ерундой. На улицу Павлика не пустили, сказав, что одежда еще не высохла.

* * *


В понедельник, когда мама привела Павлика в детский сад, ребята уже играли в старую, прошлонедельную игру с бумажными пароходами.  Несколько человек подбежали к Павлику. Они стали показывать свои корабли, сделанные в выходные дни дома. Ничего интересного их поделки собой не  представляли  - те же самые двухтрубные пароходы, совершенно непригодные для настоящего плавания. Павлик, не проронив ни слова, прошел мимо и сел на стул у окна.

Несколько позже  в  игровой комнате появился Антон. Точнее, сначала в дверях появился великолепный трехмачтовый парусник, с корпусом из настоящего дерева и белыми парусами. Антон  нес парусник на вытянутых руках, изображая движения корабля в бушующем море. Парусник то приподнимался над волнами, то кренился, словно от ураганного ветра, то чуть   было не опрокинулся, когда Антон спотыкнулся о ножку стола.

Все дети, побросав свои игрушки, столпились вокруг Антона. Он прижал парусник к себе и  сообщил о том,  что эту баркентину сделал его отец. Слово "баркентина" Антон произнес без запинки. Еще он рассказал, как вчера  вместе с отцом ходил в парк. Там, на озере,   они пускали корабль на воду. Потом Антон добавил, что будет играть только с теми,  чьи пароходы ему понравятся, а у остальных, значит, не пароходы вовсе,  а дрянь. Антон наступил ногой на чей-то бумажный кораблик и, повторив  слово "дрянь",  пошел на свободное место, чтобы начать новую игру.

Павлик  медленно подошел к скомканному листу бумаги со следом от подошвы. Раздавленная игрушка своим жалким видом напоминала тот, размытый весенним ручьем, пароход. В следующий миг Павлик кинулся на Антона и стал его бить. Антон защищался, выставив перед собой парусник, но не удержал и уронил его на пол. Дети закричали,  а две девочки побежали за Анной Борисовной. Воспитательница быстро разняла дерущихся и увела их из игровой комнаты, посреди которой остались лежать разбитый парусник и обрывки бумаги, бывшие когда-то двухтрубным пароходом...



Рецензии
Присоединяюсь к Олегу! Вновь наши вкусы совпали :)
Блестяще. Просто и блестяще. А главное... Главное, что после этого рассказа я уже даже побаиваюсь читать о Чайке по имени...
Но собираюсь духом и делаю шаг...
Спасибо,
с еще большим уважением,
Татьяна

Татьяна А.   24.01.2003 03:48     Заявить о нарушении
Нет слов для благодарности!
Прячусь за примитисное: "Спасибо!"
Надеюсь, что иные тональность и стиль пародии не очень вас разочаруют.
Я тоже к вам скоро зайду, вот разгребу кое-какие сугробы на дороге:)
С таким же уважением,

Иван Чай   24.01.2003 12:04   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.