Мы воруем или у нас?

Пометка:
забавно и злободневно.
Текст лежит на:

http://www.svoboda.org/programs/SC/2002/SC.082702.asp

Александр Костинский: Стремительное развитие компьютерных технологий и Интернета поставило множество вопросов перед законодателями. Пожалуй, самые болезненные вопросы возникли в области копирайта и авторского права. Некоторые специалисты даже считают, что оно требует коренного реформирования, так как не в состоянии регулировать развитие новых технологий и фактически стало инструментом сохранения доминирующего положения на рынке нескольких крупнейших корпораций. Эту точку зрения в сегодняшней нашей передаче изложит контент-редактор журнала "Мир Интернет" Александр Сергеев, который недавно выступил с манифестом о свободе информации http://www.iworld.ru/ifree/ . Манифест живо обсуждается в Сети и я попрошу Александра прочесть основные фрагменты.

Александр Сергеев: "Под предлогом защиты интересов автора распространение информации во всех ее проявлениях искусственно ограничивается почти непреодолимыми финансовыми или правовыми барьерами. В результате само творчество вне корпоративных рамок, дающих юридическую и финансовую поддержку, обречено быть либо незаконным, либо маргинальным.

Александр Костинский: Скажите, пожалуйста, вы действительно считаете, что эти ограничения - почти непреодолимые финансовые и правовые барьеры? Книжка, даже с копирайтом, стоит 50-100 рублей. Это - барьер, но он преодолимый.

Александр Сергеев: Конечно, каждое конкретное, единичное произведение можно позволить себе купить, чтобы почитать, но хочется знакомиться с сотнями книжек, с сотнями фильмов. Такой финансовой возможности у обычного человека нет.

Александр Костинский: Хорошо. Хочется? Пойди в библиотеку.

Александр Сергеев: Во-первых, обширные библиотеки есть в крупнейших культурных центрах, в остальных местах это просто недоступно. Кроме того, большинство книг даже в этих библиотеках можно читать только в режиме читального зала.

Формально я даже не имею права поставить CD-диск на большой институтской вечеринке. Это противозаконно.

Александр Костинский: А на свадьбе можно?

Александр Сергеев: На свадьбе можно. Это считается использованием в личных целях. Или, когда в кафе крутится музыка, то формально за это должны идти отчисления.

Александр Костинский: Перед тем как написать этот манифест, вы познакомились с историей современного авторского права. Давайте несколько слов об этом скажем.

Александр Сергеев: На самом деле мало кому известно, что копирайт и авторское право возникли с интервалом в полтора столетия. И то и другое произошло в Англии. Копирайт возник через сто лет после создания печатного станка. В 1557 году был издан закон, известный как статут королевы Марии, который регулировал следующую проблему. Имелось какое-то количество печатников, многие из них были объединены в корпорации. И они печатали все что попало, в том числе вещи, которые были явно не по душе государству, церкви. В какой-то момент они пошли на соглашение с Британской короной. Соглашение было очень простое. Печатник, который зарегистрировал рукопись и напечатал, получал в дальнейшем навеки монополию на печать этого произведения. Основная проблема того времени была такая. Не то, чтобы не было современных авторов, но их было мало. Главное было издание прежнего рукописного наследия.

Александр Костинский: Античного, в основном.

Александр Сергеев: Да, в основном античного. Шел раздел этой культурной собственности. Все права были переданы одной крупной корпорации печатников и сказано: кто первый напечатал, тот владеет этим произведением пожизненно и наследуемо. Сегодня это выглядит дико, но по тем временам это было правильное и выгодное решение, потому что преобразовать огромный массив рукописного наследия в печатную форму и распространить его в большом количестве было очень тяжело. Иная ситуация сложилась через полтора века. Все античное наследие уже было исчерпано, присвоено, многие книги не переиздавались (Вот не хочу переиздавать и все. Да она печаталась сто лет назад, но у меня права, не буду печатать, не хочу.), и так далее. Пошли явные негативные тенденции. И, наконец, авторы-современники. Они могли на худой конец продать рукопись, как предмет, печатнику, а тот дальше делал с ней что угодно. Понятно, что это было не очень выгодно самим авторам. А спрос на современные авторские работы рос, потому что все остальное было уже приватизировано и монополизировано. И вот тогда авторы собрались и стали очень серьезно бороться за свои права. Между прочим, за права авторов боролись такие люди, как Даниель Дефо. Решающий шаг принадлежал Джону Локку. Именно его деятельность привела в конце концов к тому, что монополия печатников была просто отменена. Вместо нее в 1710 году вышел статут королевы Анны, который впервые ввел права автора. Права автора вводились следующим образом. Написавший произведение получал право в течение четырнадцати лет контролировать его издание, тиражирование и продажи. По истечении четырнадцати лет он мог продлить его еще на четырнадцать лет.

Александр Костинский: По прошествии двадцати восьми лет книга становилась, как мы сейчас говорим, общественным достоянием.

Александр Сергеев: Да, общественным достоянием. Кто угодно мог произведение печатать, использовать произвольным образом. Между прочим, обоснованием этому звучала идея, выраженная у Локка. Труд автора, который создает культурные объекты, ценен для общества, потому что появление произведений искусства, науки улучшает общий уровень жизни и, значит, нужно простимулировать автора, дать ему возможность работать.


Рецензии