Несколько новогодних миниатюр

1. ИСКУССТВЕННАЯ БОРОДА

Дед Мороз должен был прийти вечером - об этом сказала мама. Зимний день, вопреки законам природы, тянулся непривычно долго, и вечер никак не наступал. Дашка  укоризненно поглядывала на часы, что стояли на серванте, и нетерпеливо спрашивала: "Когда же?". Мама говорила, что скоро, что надо еще подождать, и тоже бросала взгляд на стрелки часов. Наконец за окном стало темнеть, вернулся с работы отец, но Деда Мороза все еще не было.  Дашка терпеливо ждала. Она ждала, когда помогала маме наряжать елку, ждала, разглядывая картинки в книжках, ждала, когда без дела сидела на стуле и болтала ногами. Теперь она ждала на кухне, потому что на кухне из окна видна улица. Дашка очень хотела первой увидеть, как Дед Мороз подъезжает к дому, и, вбежав в комнату, закричать: "Ура! Едут!"  Однако  за то время, пока Дашка сидела на кухне, ни сани с тройкой лошадей, ни специальный автомобиль, на котором тоже мог бы приехать Дед Мороз, на улице так и не появились.

Мама позвала Дашку в комнату. "Неужели приехали?" удивилась Дашка, соскакивая с табурета. Она выбежала из кухни и тут же в замешательстве остановилась  на пороге комнаты. Вместо Деда Мороза и Снегурочки перед  разочарованной Дашкой стояли всего-навсего ее родители, переодетые в костюмы этих сказочных персонажей...

Потом Дашка долго плакала, лежа на кровати и часто вздрагивая. Отец, сорвав искусственную бороду,  нервно курил в коридоре. Мама присела рядом с дочкой и гладила ее по голове. Однако Дашка не могла никак успокоиться и все повторяла: "Я настоящего хотела, вы настоящего обещали..."

До нынешнего новогоднего праздника Дашка никогда не требовала прихода Деда Мороза в гости. Обычно ей хватало утренника в детском саду, да похода на праздничное представление в городской театр юного зрителя. Минувшей осенью, когда Дашка пошла в первый класс, она неожиданно заявила, что в театр на новогоднюю елку больше не пойдет. "Взрослая я уже, в школу  хожу", - пояснила она свое решение. Родители пожали плечами и отложили вопрос до нового года, дескать, там видно будет. И действительно, под самый новый год Дашка вдруг объявила, что ей непременно нужен Дед Мороз.

- Я знаю, Дед Мороз взаправду существует,  мне Наташка сказала. Он к ним скоро придет. И я хочу, чтобы к нам тоже пришел, - горячо убеждала  родителей Дашка.

Наташа - подружка и одноклассница Дарьи - жила в соседнем подъезде.  Кроме нее, в семье был младший ребенок - мальчик Егор, страдающий тяжелой болезнью ног. Дед Мороз и Снегурочка, которых ждали Егор и Наташа, оказались, как выяснили Дашкины родители, обычными работниками социальной службы, помогающей семьям с больными детьми. Таким образом, все легко объяснялось, но ведь не говорить же об этом семилетнему ребенку.

- Он все знает, - не унималась Дашка, рассказывая про этого немыслимого деда, - и, когда приходит, то обязательно спрашивает, как ребенок себя вел  и слушался ли папу и маму. Мамочка, ты скажешь, что я хорошо себя вела? Правда, ведь я хорошо себя вела?
- Хорошо, хорошо, - кивала мама.
- Тогда он должен ко мне прийти, - весело говорила Дашка и хлопала в ладоши, - и не один, а со Снегурочкой.
- Конечно придет, - успокаивала мама дочь и многозначительно поглядывала на мужа.

Недолго думая, родители решили сами сыграть роли Деда Мороза и Снегурочки. Мать принесла костюмы, взятые по знакомству в клубе при заводе. Отец сделал из подручных материалов бороду и посох. Все было готово и все, как назло, завершилось Дашкиными слезами и испорченным праздником.


2. "ВЗАПРАВДАШНИЕ"

В театр на новогоднее представление Дашка не пошла. Она играла во дворе возле дома. Большая часть двора была занесена снегом, из-под которого кое-где виднелись металлические конструкции, отдаленно напоминавшие горку, песочницу и качели. Лишь там, где через двор проезжали машины, снег был не столько убран, сколько утрамбован колесами автомобилей. Во дворе было безлюдно и скучно.

Снеговик, которого лепила Дашка, развалился, и девочка направилась к своему подъезду. Однако, пройдя несколько шагов, она остановилась. Две странные фигуры привлекли ее внимание. Девочка вгляделась пристальнее. Сомнений не было   - через двор пробирались Дед мороз и Снегурочка. Постояв минуту в нерешительности, Дашка пошла к ним.

Оксана, заметив девочку, повернулась к Сереге и негромко сказала:
-  Брось сигарету...  К нам ребенок идет.

Серега, закуривший после продолжительного перехода по сугробам в длиннополой шубе Деда Мороза, чертыхнулся и бросил окурок в снег.

-  Здравствуйте, - подойдя, сказала Дашка, - Я вас знаю. Вы в сорок третью квартиру идете. Правда?
- Верно, в сорок третью, - Оксана стряхнула снег с Дашкиного воротника. - А тебя как зовут?
- Дарья... Я в двадцать восьмой живу... -Дашка указала на свой подъезд и посмотрела на Серегу. - А вы настоящий Дед Мороз?
- Самый настоящий, - не моргнув глазом, соврал Сергей, - вот потрогай.

Он протянул свою руку, которая уже успела замерзнуть, пока он прикуривал сигарету. Дашка, сняла варежку и осторожно дотронулась до руки Деда Мороза.

-  Холо-о-одная, - кивнула она. - А вы чудеса можете делать?
- Могу, - снова соврал Сергей. - Смотри, сейчас посохом оземь ударю, и сразу снег пойдет. Вот раз, два, три...

Серега  нахмурил брови и, изобразив завывание ветра в виде продолжительного "У-у...", взмахнул посохом. Ничего не произошло. Дашка улыбнулась.

- А вы на чем приехали? - спросила она, повернувшись к Снегурочке.
- На машине. Вон посмотри туда, - и Оксана указала на "Газель", которая безуспешно пыталась выбраться из глубокой колеи.

С первого взгляда, по ведомым лишь ей одной признакам, Дашка определила в заурядной "Газели" настоящий "дедморозовский" автомобиль. "Взаправдашние", - подумала она, оставив без внимания неудачу со снегопадом.

- Можно вас в гости пригласить? - немного помолчав, сказала девочка.

Оксана посмотрела на Сергея.

- В этот раз не получится, - ответил тот серьезно. - Вот будешь  хорошо себя вести, то на следующий Новый год мы и придем. А теперь нам пора, с праздником тебя, Дарья. До свидания в следующем году.
- До свидания,  Дашенька, и не грусти, - попрощалась Снегурочка.
- До свидания, -  Дашка помахала им вслед рукою.

Дед Мороз и Снегурочка дошли до второго подъезда и скрылись за дверью. Девочка  проводила их взглядом, а затем, подставив ладошку, стала ловить снежинки, неожиданно посыпавшиеся прямо с неба. "Взаправдашние", - окончательно решила Дашка и пошла домой.


3. ЛИЗА

Семья, в которой Сергей и Оксана побывали до встречи с Дашкой, проживала  на той же улице, но в другом микрорайоне. Дверь им открыла женщина в выцветшем халате с короткими рукавами. Увидев незнакомых людей, она быстро скрестила руки, прикрыв их висевшим на плече полотенцем. Женщина недоверчиво оглядела гостей. Было видно, что она силилась что-то припомнить, и выражение недоумения на ее  лице постепенно сменялось  злобной гримасой. Она презрительно хмыкнула и опустила руки, На которых вдоль вен тянулась зловещая паутина.

- Ребенок дома? - холодно спросила Оксана.
- А-а, приперлись, клоуны хреновы, - женщина скривила рот в ехидной улыбке.
- Ребенок дома? - повторила вопрос Оксана.
- Да  куда она денется? Вы же ее не заберете...- сквозь зубы процедила хозяйка квартиры. - Да я вам ее и не отдам...
- Позвольте мы пройдем и поздравим девочку с Новым годом, - вмешался в разговор Сергей.
- А вот не пущу, тогда что?!  - начала было со  злостью женщина, но как-то сникла и безразлично добавила: - Ладно уж, заходите...

Сергей  и Оксана вошли в квартиру, а женщина направилась по коридору на кухню. Проходя мимо комнаты, она, не поворачивая головы, громко крикнула:
- Дурочка, встречай гостей...

Никто не отозвался на это странное обращение. Ни шума, ни чьих-либо шагов, ни возгласов - одним словом, ничего из того, что обычно сопровождает появление ребенка, не нарушило тишину в комнате. Переглянувшись, Сергей и Оксана прошли туда. Убогая обстановка, откровенно не имевшая никакого права называться обстановкой, производила гнетущее  впечатление. Серега даже присвистнул, когда  огляделся.  Мебели, кроме стоящего у стены стула, в комнате не было. На одной стене еще  сохранились обрывки обоев, на других - лишь в некоторых местах были наклеены пожелтевшие от времени газеты. Вместо кровати  в углу  лежала куча тряпья, среди которого с трудом можно было заметить сидящую девочку.

Молодым людям, стоящим посреди комнаты в костюмах Деда Мороза и Снегурочки, доводилось бывать в квартирах и пострашнее этой.  Доводилось им видеть и детей с более тяжелыми недугами, чем у сидящей напротив девочки. Однако и родители, и дети всегда встречали новогодних гостей с неподдельной радостью и нетерпением. По-разному  выражалась эта радость - словами, взглядом, жестами глухонемых и даже объятиями исковерканных параличом детских рук, но никогда так, как теперь - безучастно со стороны ребенка и с плохо скрываемой злобой со стороны родителей.

Девочку, конечно  же, звали не дурочка, а Лиза.  Как следовало из карточки учета этой семьи, Лизе  шел уже восьмой год, но в  школу она не ходила. Девочка значилась умственно отсталым ребенком. Она сосредоточенно теребила  край кофточки, надетой на нее поверх грязного платья.  Лиза никак не прореагировала на незнакомых людей и лишь на мгновение подняла свои несоразмерно огромные глаза, когда Оксана попыталась взять ее за руку. Взгляд девочки бессмысленно  скользнул по блестящему узору на шубе Снегурочки и уперся в стену. 

Ни стихи, которые читали Оксана и Сергей, ни хоровод вокруг стула, поставленного вместо елки посреди комнаты, не привлекли внимания девочки. Лиза  продолжала неподвижно сидеть на полу. Сергей достал из мешка небольшой шуршащий пакет и протянул девочке. Схватив подарок, Лиза спрятала его под кофту. Постояв еще немного, Сергей и Оксана повернулись к двери, но тут же были вынуждены обернуться на Лизин возглас. Девочка протягивала им горсть конфет. Снегурочка осторожно взяла сладости из детских рук. Лиза улыбнулась, и улыбка преобразила ее лицо. Девочка ухватила Деда Мороза за рукав шубы и потянула за собой. Так, следуя друг за другом, они обошли вокруг стула. Потом Лиза уселась на стул и стала  выкрикивать  то ли обрывки слов, то ли отдельные звуки,  и взмахивать руками. Оксана сообразив в чем дело,  стала читать стихи. Лиза повторяла за ней, но вместо слов у нее получались лишь первые слоги и мычание. После чтения стихов они втроем водили хоровод вокруг стула. Лиза дарила  им конфеты, а Оксана незаметно складывала их обратно в пакет.

Все это веселье оборвал звонок  в дверь. В коридоре раздались шаги, потом там зашептались, и в комнату заглянула женщина.

- Все, на сегодня хватит,  проваливайте, праздник закончен, - сказала она резко.

Увидев женщину, Лиза  испуганно взглянула на Снегурочку, а потом быстро спряталась в угол с тряпьем. Сергей и Оксана  молча покинули квартиру.


4. ПРОИСШЕСТВИЕ

Пока мама стряхивала с Дашкиной шубы снег, Дашка  рассказала ей о своем неожиданном знакомстве с настоящими Дедом Морозом и Снегурочкой. Потом, в комнате, сев за стол, Дашка раскрыла альбом и принялась рисовать. На белом листе стали появляться двор, дома, Дед Мороз, Снегурочка и снежинки, большие и очень красивые снежинки...

Когда Дашка заканчивала раскрашивать зимнее небо над Дедом Морозом, к ней подошла мама и сказала, что собирается в магазин за продуктами. Дашка немедля отложила альбом в сторону.

- Мама, мама, возьми меня с собой, - потребовала дочь и посмотрела на мать снизу вверх. - Я Деду Морозу обещала, что буду тебе помогать.
- Ну хорошо, собирайся, и пойдем скорее, а то магазин на обед закроется, - улыбнувшись, ответила мать и погладила Дашку по голове.

Во дворе, увидев знакомую "Газель",  Дашка крепче сжала мамину руку. Они пересекли двор и вышли на улицу.

Немного позже  из соседнего подъезда вышли Сергей и Оксана. Они подошли к "Газели",  выбравшейся к этому времени из колеи и стоящей теперь почти у самого подъезда. 

- Ну как? Поздравили, что ли? - поинтересовался водитель, приглушая магнитолу.
- Да, поздравили, - усмехнулся Серега, вспоминая, как весело читал стихи шестилетний Егорка.

Оксана, подобрав полы синтетической шубы, удобно устроилась в теплом салоне автомобиля.  Серега сел рядом с водителем. "Газель" ожила и, выстрелив струей снега из-под колес,  тронулась с места. Благополучно миновав все подозрительные участки дворовой дороги, машина вырулила на проезжую часть улицы...

Дашка рассказывала маме о предстоящем  с одноклассниками походе в цирк, когда увидела  "Газель" и разглядела в ней сидящего рядом с водителем Деда Мороза. Девочка вытянула руку, указывая маме на автомашину, и с восторгом произнесла: "Смотри, мама, смотри. Вон они..." Внезапно она осеклась. Пронзительный визг тормозов разрушил привычный шум улицы. Мама, вздрогнув,  прижала к себе дочь, которая, не опуская руки, неотрывно смотрела на дорогу.

Там, чудом избежав столкновения с "джипом", неожиданно выехавшим на встречную полосу, "Газель" съехала в кювет у дороги и опрокинулась. "Джип", даже не притормозив, продолжил свое движение и вскоре исчез за перекрестком. Раздались крики людей, находившихся поблизости. Несколько человек бросились к опрокинувшейся "Газели".

Первой из автомашины извлекли Оксану. Она была в сознании и, когда очутилась на тротуаре, попыталась встать на ноги, но не удержалась и упала бы, если бы ее не подхватил стоявший рядом парень.

- Надо позвонить... Там Серегу зажало... - хриплым от нервного потрясения голосом  повторяла Оксана.
- Уже звонят, - говорил кто-то над ее ухом, делая идиотское ударение на букве "о.

Водителя тоже извлекли без особых затруднений. Сложности возникли с Серегой, которого зажало так, что вытащить его из кабины смогли лишь приехавшие спасатели.

Все это время Дашка и мама стояли на противоположной стороне улицы и смотрели на происходящее. Мама попыталась увести дочь, но Дашка даже не двинулась с места. Только после того, как последняя машина "скорой помощи" промчалась мимо них,  Дашка вытерла варежкой лицо и потянула мать за руку. Они уже не пошли в магазин, а направились к дому. Всю дорогу по Дашкиным щекам текли слезы...

Вечером перед сном Дашка, сев на кровать и  поджав под себя ноги, сложила ладошки и прижала их губам. "Боженька, миленький, - шептала Дашка, лишь в кинофильмах видевшая, как люди просят у бога милости, - спаси его, пожалуйста. Пусть он поправиться,  и придет ко мне в гости вместе со Снегурочкой. Я буду очень послушной, только пусть Дед Мороз не умрет, пожалуйста..."

Эти незатейливые слова Дашка повторяла снова и снова. Слезы бежали по ее щекам так же, как и там, на улице. Потом Дашка легла и, завернувшись в одеяло, уснула.


5. ОТНЮДЬ НЕ СЛУЧАЙНАЯ, ХОТЯ И ЛЕТНЯЯ МИНИАТЮРА

Июньским днем Дашка и мама дожидались автобуса, прячась от жаркого солнца в тени старых тополей возле остановки. Мама отказалась купить  Дашке мороженное, и Дашка, капризно поджав губы,  отвернулась от матери и молчала. Вдруг  она улыбнулась и решительно направилась к человеку, только что подошедшему к остановке. В этом человеке она узнала Деда Мороза. Дашку нисколько не смутило присутствие Деда Мороза  в такую  жаркую пору в городе, да еще и без бороды.

Сергей удивился, увидев перед собой незнакомую девочку, и на всякий случай сказал:
- Привет...
- Здравствуйте, я вас узнала, - ответила Дашка и перешла на шепот. - Вы - Дед Мороз, правда?
- Ну ладно, пусть Дед Мороз, -  усмехнулся Сергей.
- Вы, наверно, проверяете, как дети себя ведут? Я сразу догадалась. Я никому не скажу, что вас видела... Вы только ко мне в гости приходите, пожалуйста... Вы же обещали, помните?
- Раз обещал, то приду,  - кивнул Серега.
- Дарья, иди сюда! - раздался недовольный голос Дашкиной мамы.
- Пока! - весело сказала  Дашка и подбежала к маме.

Крепко взяв дочь за руку, мать направилась к подъехавшему автобусу. Дашка, то и дело оглядываясь на Сергея, пыталась сказать маме, что это  - тот самый Дед Мороз из той самой аварии. Но мама спешила и не слушала дочь.

- Переполненный автобус, с трудом закрыв двери, стал медленно набирать ход. На остановке никого, кроме Сергея, не осталось. Сергей смотрел на автомобили,  на прохожих, на белые от пуха тополя, и наслаждался солнечным теплом,  и свободой, еще такой непривычной после нескольких месяцев, проведенных в больничной палате.

...На следующий Новый год Сергей не пришел в гости к Дарье, и не потому, что забыл. Просто, еще осенью призывная комиссия не нашла никаких оснований для отсрочки, и Серегу забрали в армию. Новый год он встречал,  трясясь в бронетранспортере, который в составе автоколонны двигался по направлению к Гудермесу.




Рецензии
А я плакала. Есть что-то такое в этом рассказе, что словами не определишь. Это как росток на дороге: его топчут, топчут, а он все живой. Так и наша надежда.

Галина Пожарская   31.12.2002 08:11     Заявить о нарушении
Иван, послание получила и расшифровала, сидела минут сорок. первая строчка выглядела так: зБМЙОБ, РТЙЧЕВ! эТО БЫЛ КЛЮЧ.Дальше было проще.Но я люблю загадки, так что получила удовольствие.Спасибо. но в следующий раз пишите лучше латынью.:))

Галина Пожарская   03.01.2003 00:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.