Сумерки сгустились над землей франца-иосифа

Сумерки сгустились над Землей Франца-Иосифа. В это трудно поверить, но я доплыл туда на лодке. Когда она причалила к берегу, я увидел перед собой бескрайнюю обледенелую пустыню. Она была совершенно плоской, и только сильные ветры носились над ней. Я задрожал от холода, но в действительности – от страха, хотя, если подумать, то все же от холода. Зачем я приплыл сюда? Я достал из сумки термос и сделал несколько глотков. Чаю осталось мало, а еды я совсем не взял. Наверное, я спятил. Делать мне что ли было нечего – плыть сюда одному в лодке?  Я уже хотел поплыть обратно, но обнаружил в днище существенную течь. Самое лучшее – вытащить лодку на берег, чтобы она не утонула. Но она уже так набрала воды, что я еле успел выскочить, чтобы не промокнуть самому. Температура воды в океане немногим больше нуля. Вместе с лодкой утонули и все мои вещи. Но жалеть нечего: что там было? – термос, спички и лыжи – одна ерунда! Я отвернулся от воды и пошел вперед, не оглядываясь.
Я шел и вспоминал, как ехал в поезде до Амдермы. Напротив меня сидел Иван Иванович и молча курил трубку. Стучали колеса. Я все время тер глаза, чтобы не уснуть. Ничего не помогало. Тогда я достал книгу и стал наугад выписывать из нее обрывки фраз. Вот, что у меня получилось:
«Добытые руками обломки никак не смогут помешать смерти мамонта. Сколько бы вы ни старались, - можно даже оплакивать, - однако, в его глазах все время будет тот же самый вопрос: сколько стоит обратный ход стеклянного мыслителя? Экспедиция остановилась у самого подножия горы. Мысли о печенье занимали многих, но все же толстые пласты и панцири ограничивали движение исследователей. Я стал расспрашивать девушку о качестве вращения. «Много есть разных способов заставить меня окислиться, - ответила она, - но один мне особенно мил!» И вчерашний день показал, что грибы под навесом размножаются особенно активно».
Но эта игра быстро утомила меня. Я начал думать о предстоящем путешествии. Потом я решил, что на самом деле путешествие уже давно началось. Скоро я все-таки уснул.
Мне приснилось, что я нахожусь внутри хобота. Было очень тепло и уютно. Внезапно меня начали ощупывать снаружи. Раздавались приглушенные голоса. Я раздвинул ноги, чтобы лучше слышать.
- Я в этом твердо уверен, - сказал какой-то мужчина, - и психоаналитическая теория дает на это простой и однозначный ответ: хобот – это член. Если он находится внутри своего члена, то мы имеем дело с нереализованными сексуальными амбициями. Он как бы хочет сказать этим: «Я – это член. Моя основная задача – оплодотворение половозрелых самок», - но, поскольку этому желанию препятствуют обстоятельства реальной жизни, то такая реакция – гипертрофированная форма выражения либидо.
- А если бы он был внутри сумки кенгуру?
- Сумка – это влагалище, - не задумываясь, ответил психоаналитик, - тут есть два пути: либо консервативная инфантильность – плацентофилия, либо вульвомания – зеркальное отражение пенисоморфизма.
«Какой идиот!» - подумал я и проснулся.
Иван Иванович тоже был психоаналитик. Всю дорогу он пудрил мне мозги своими рассуждениями, которые, наконец, проникли даже в мои сны. Он был очень логичен, и все объяснял с точки зрения эмпирического научного знания, но все равно получалась всегда какая-то ерунда. «Вот у него во рту трубка, - подумал я, - это что: ретроспективная тяга к материнской груди или гомосексуальная склонность к оральному сексу?»
Иван Иванович поморщился.
- Ваше представление о психоанализе, - сказал он, -  основано на нелепых обывательских домыслах. Вы в этом смысле профан. Вы понимаете, что такое слепая сила либидо? Вы знаете, что она противостоит мортидо? Весь смысл человеческой жизни в этом противоборстве! Зачем вы едете на полюс? Опомнитесь! Вы во власти мортидо! Вы там просто замерзнете и все! Зачем вам вечные льды?
- Неправда! Флора Земли Франца-Иосифа насчитывает более тридцати видов цветковых растений!
- Так вы рассчитываете получить там место в цветочном магазине?
Я стал думать о том, что скоро увижу единорогов. Эти, похожие на дельфинов животные, водятся в северных широтах. Толстая кожа единорогов покрыта роговым слоем. Она, как броня, предохраняет их от ударов об лед. Единственный зуб у самцов разросся в длину и превратился в бивень, но бывают единороги и с двумя бивнями.
Единорог, которого моряки называют еще нарвалом, пробил дно моей лодки, когда я приближался к острову Рудольфа. Он отрезал мне путь назад. Делать нечего. Придется идти: обратно ведь уже не вернуться!

вторник, 27 августа 2002 г.


Рецензии
Чего можно сказать по поводу этого рассказа: забавно - оно и есть забавно. Но претензионное начало, в лучшем смысле ентого слова, вырождается в довольно неопределенное гониво, которое, вероятно, я просто не догнал. Однако, течь в лодке, в коей доплыл персонаж до земли Франца-Иосифа, смотрелась очень мило и никак не путала рамсы; в отличие от того абсурдного действа и монолога, в форму которых забавным образом сплющилась поездка в Амстердам.
Ко счастью, единственный зуб самца нарвала кое-как - пользуясь славариком маиго любимаго комментатора - нивелировал мои досады: итог, предопределенный первым тридцатником букв, остался неизменным: забавно.

Вова Бурый Волк   05.10.2003 02:04     Заявить о нарушении
Начало, Вова, совсем не претенциозное. Я удивляюсь, как вы со своим искушенным и наметанным литературным глазом-алмазом умудрились не заметить его пародийного тона. Мне не свойственен и очень неприятен пафос, поэтому если я им и пользуюсь, то исключительно в ироническом смысле.
Общее направление рассказа: Мальбрук в поход собрался. Какой-то человек решает навсегда изменить свою жизнь, может быть, не в лучшую сторону. Он все время сомневается. До самого последнего мгновения. И даже тогда, когда понимает, что сомневаться поздно, он все еще пользуется атрибутами прошлой жизни, хотя и видит, что это уже смешно. Похоже на мультфильм "Варежка": ведь там девочка на самом деле, я думаю, не верит, что это - щенок. Она специально гуляет с варежкой. Это демонстрация протеста, чтобы мама в конце концов принесла ей собаку. Не совсем верная аналогия. В одном из рассказов Мрожека генерал мог испытывать эротические эмоции только в сопровождении военного оркестра, звуков роты марширующих солдат и медведя, глядящего вниз со скалы. Когда генерал был молод и всеми востребован, ему обеспечивали эти условия, однако, в старости он, чтобы достичь требуемой "кондиции", вынужден был пользоваться услугами начинающего скрипача-любителя, дворника и таксы на шкафу. Я все время хочу привести аналогию из реальной жизни, но ничего не приходит в голову так сразу.
"Гониво" очень определенное. Человек, который решил изменить свою жизнь, думает: а нельзя ли оставить все по прежнему, и только внешние признаки трансформировать? Но вдруг он обнаруживает, что, кроме этих внешних признаков, он и не обладает больше ничем! Он погружается в мечты о новом содержании и отправляется на его поиски. Это очень опасно. Главным образом потому, что можно вообще ничего не найти. Не лучше ли пользоваться старыми, уже привычными приемами? Может, поиски - это заблуждение? Но - поздно: лодка утонула, еды нет, ветер завывает тоскливо и ужасающе. Надо что-нибудь предпринять. Ну, например, можно просто замерзнуть.
И последнее. До Амдермы персонаж рассказа ехал, а не до Амстердама! Как это на землю Франца-Иосифа через Амстердам можно попасть?
И еще. Смысл рассказа - не только художественное творчество, но и обыкновенная реальная жизнь, в которой также приходится иногда принимать такие решения. Когда я писал его, видел также очень смутно и геометрические происшествия. Они очень помогали мне. Вы помните, как у Кафки вдруг из тумана появляется твердый угол здания? Очень похоже.
Но главной цели я достиг: вы нашли рассказ просто забавным, кроме прокола в начале. Уж я как мог пародировал рассказы о полярных экспедициях, но, видимо, не очень убедительно. Но все же смешно и забавно!

Олег Шинкаренко   09.10.2003 00:03   Заявить о нарушении
Олег, спасибо за ответ. Разумеется, я заметил пародийную интонацию, именно поэтому и написал рецензию в подобном же ключе. "Претензионное начало в лучшем смысле" - как раз и означает, что манера ПРЕТЕНЗИОННЫХ заметок об экспедициях схвачена и передана умело!

А в целом действительно получилось смешно и забавно. О чем я и не замедлил сообщить.

Вова Бурый Волк   09.10.2003 19:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.