Дорога - поэзия

         ДОРОГА  -  ПОЭЗИЯ
      (Беседа о стихосложении)

Этот  заголовок не должен удивлять  юных  поэтов, начинающих свой творческий путь. Я сейчас хочу поговорить с ними не о поэзии дальних странствий, а о той поэзии, которая рождается в дороге, на прогулке.
Дорога вообще очень располагает к  раздумьям, и я приглашаю вас в небольшое путешествие по ней. Постараемся вместе увидеть, какие темы для будущих стихотворений подскажет нам наш маршрут и, может быть, напишем несколько стихотворений.  Итак, в путь.

Небольшое подмосковное шоссе легко бежит среди сосен и берёз. Ярко светит солнце. Погода тёплая, но не жаркая. И хорошо, что машин на дороге немного. 
Но, посмотрите, какой кругом лес! Высокие, стройные сосны точно колонны поддерживают купол небес. Слышите, как шумят кроны? Точно хор в действующем храме. Возможно, ваше воображение рисует другие картины. Это хорошо – смотрите, слушайте, думайте! Ведь главное, чтобы всё увиденное и услышанное дало вам повод для творчества.
 
Шум листвы, как шум прибоя…
Эти строки не подготовлены мною заранее, а родились только что при соприкосновении с лесным шумом. Я ведь тоже вместе с вами совершаю путешествие за стихами.
Шум листвы, как шум прибоя,
Навсегда с природой слит -
Он несётся над тобою,
Он бушует, он бурлит…

Мне могут сказать, а что нового в сравнении шума листьев с прибоем? Да, говорю я, возможно кто-то уже нашёл это сравнение до меня, но я об этом не знал, и поэтому пишу свои стихи с таким же сравнением.  Для того, чтобы отказаться от него мне необходимо прочитать стихи на ту же тему у другого автора и посмотреть, а что нового сказал я?

И здесь всё зависит от того, что считать новым. Есть авторы, готовые всё поставить с ног на голову, лишь бы его произведение было (или выглядело) новым. А для меня важна новая точка зрения на старые вещи.
Предлагаю проследить это на примере стихов о весне.
Вот фрагмент из стихотворения Тютчева "Вешние воды":
    Уже в полях белеет снег,
    А воды уж весной шумят!
    Бегут и будят сонный брег,
    Бегут и блещут и гласят….

А теперь возьмём для сравнения отрывок из романа "Евгений Онегин":
Гонимы вешними лучами
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потоплённые луга…

Есть ли разница между этими описаниями?
Если подходить формально, то кроме размера, никакой разницы. Весна ведь действительно начинается с таяния снега.
Да, верно. Но как это сказано у Тютчева: "Воды уж весной шумят, бегут…"   А у Пушкина: "Гонимы вешними лучами…"   Получается –  воды, и те бегут по-разному!  Тютчевские воды сами бегут и всю природу будят, а пушкинские воды солнце гонит своей силой.    Это говорит о разном видении поэтами одного и того же явления. И если рассматривать  эти стихи полностью, то Тютчев пишет только о начальной поре весны, о ручьях и только о них.  А Пушкин показывает весну во всей её полноте.

Так есть ли разница между их стихами?   
Да, и состоит она в разном подходе авторов к одному и тому же явлению природы. 
Весна Тютчева – интимная, индивидуальная, она ближе душе человека. Это торжественный выход царицы со свитой и глашатаями.
Пушкин показывает весну шире, масштабнее. Да это и понятно, ведь  это отрывок из романа!   
   
Наше маленькое исследование показало, что оказывается, можно и старое, всем известное явление (весну) показать с новой стороны.
Но мы отвлеклись от нашей прогулки. Пойдём вперёд по дороге.

Постепенно лес отходит всё дальше, появляются большие свободные пространства, а вот и первые  придорожные цветы. Как девчонки замарашки
Впереди стоят ромашки.               
Разве не повод для стихов эти нечаянные строки? Я уже думаю об их использовании в стихе. И вы пишите тоже, по-своему, как ВАМ хочется…
Дышат пылью или газом,
Но растут, растут, растут!
Глядя в небо жёлтым глазом
И на всё, что видно тут.
Эти белые ресницы
И зелёный сарафан –
Может быть, мне это снится
Сквозь сиреневый туман?
 Нет! –   с замазанных обочин
Подойти они хотят,
Мне заглядывают в очи
И ладони щекотят…

У меня кажется что-то получилось.
Нет, это ещё не настоящие стихи – обработать их надо. Но это потом. Сейчас важно сохранить найденный образ, душевное состояние.
– Успели записать свои стихи?  Ну, пишите.
И - в путь!
         
У шоссе лес обрывается,  дорога идёт в поле, а дальше за полем снова стена леса.
–  Если у вас появился новый образ – пишите. У меня пока ничего нового нет. Но давайте посмотрим вокруг.

Слева тянется колея железной дороги, а справа шеренга деревьев, поле, лес далеко у горизонта. Ветер доносит запах трав, шум листьев.  Поёт жаворонок, слышен чей-то смех.
Может, смеётся вон тот голубой василёк? Ишь, как он качает своей яркой головкой!

– Подождите, мне надо кое-что записать! –
Я сажусь на большой камень.
–  Молчите! Не мешайте, а лучше всего отойдите, побегайте, пока я пишу…

До чего здесь пахнут травы
В золотую пору дня,
Василька глазок лукавый
Смотрит прямо на меня!
Смотрит весело, смеётся –
Он сегодня ярче всех!
Знаю, в сердце отзовётся
Этот милый, звонкий смех.
Засмеяться так и мне бы,
Как цветок смеётся тот,
Только жаворонок в небе
Всё покоя не даёт…

Это ничего, что стихи получились коротенькие! Важна мысль, оригинальность. Есть ли они?

Короткие стихи, пожалуй, труднее писать, чем длинные, ведь надо предельно сконцентрировать мысль, а не растягивать её.
Я в молодости любил писать длинно (наверное умения было маловато), а сейчас мне больше нравится краткость. И не потому, что она – сестра таланта.  Тогда, в молодые годы, я действовал больше под влиянием минуты, не рассуждая. Теперь, мои стихи подчинены больше трезвому расчёту. Однако, писать коротко, для меня не самоцель: просто, иногда получается, иногда нет.

– Но где же мои  попутчики? Идите сюда, скоро будет деревня! –
Дорога отлого идёт в  гору.
– Слышите, петухи поют! –
Навстречу нам стали попадаться прохожие. Вот и деревня.

– Друзья, вы смотрите, смотрите на избы! Как нарядно, как интересно некоторые из них украшены резьбой, палисады так и манят побыть здесь подольше! Да ведь это тоже может послужить темой для стихов!
А-а, вы уже пишите! –
               
Я отхожу ближе к забору и смотрю на сады, на цветы, вдыхаю сладкий деревенский воздух. И вдруг…
Рожденье утра  предвещая   
Протяжно прокричал петух,   
И деревенька небольшая
Пред нами появилась вдруг.

Кажется, и у меня что-то получается.   Здорово!  Я смеюсь от радости.

Здесь всё для нас казалось новым,
Что только глаз увидеть мог,
Сады в цветении вишнёвом
И сладкий утренний дымок,
И свежий дух ржаного хлеба,
Что к нам донёсся издали,
И бабы, что кусочки неба
На коромыслах понесли.
Мы долго им вослед смотрели,
Не отрывая жадных глаз,
А птичьи  искристые трели
Как волны заливали нас.
Мы снова в путь далёкий вышли,
Полны задумчивой тоски,
И молча осыпали вишни
Свои седые лепестки…

Что это? Откуда у меня такие строки? Ишь, как разыгралась фантазия!
А мои юные спутники уже сошлись вместе и читают друг другу написанное. Нет, я своих стихов показывать не буду. Их ещё надо подработать и осмыслить. Ведь поначалу мне хотелось просто показать начинающим поэтам, какие моменты нашей прогулки могут  дать повод для стихотворчества, но потом я и сам увлёкся  и стал невольно писать сам. 

Да, теперь я лучше понимаю, что наглядный (личный) пример гораздо убедительней всяких, даже самых умных рассуждений! Да и самому интересней.

Так, четыре стихотворения есть, а путь ещё не окончен.
- Друзья мои, в дорогу! –

И снова замелькали избы в зелени садов, берёз и тополей.
Но что это там, впереди, под склонёнными ветками вязов?   

Под листвой склонённой низко,
Пригасившей солнца свет,
Небольшого обелиска
Я увидел силуэт.
Сероватый строгий камень,
Душу скорбную согрей!
Ты поставлен был руками
Русских жён и матерей.

Под тобой лежат солдаты –
Их фамилий строгий ряд
Да войны скупые даты
Нам об этом говорят.
Точно душу нараспашку
Ты раскрыл  передо мной! –
Я кладу тебе ромашку
И ещё – поклон земной…

- Ребята, идите сюда! –
Все сошлись возле обелиска. Я молчу. Напишут или нет?
Пусть сами решаются. Тут подсказывать должно СЕРДЦЕ, долг перед павшими. Патриотическая тема требует  высокой самоотдачи, яркого взрыва таланта – ведь человек отдал за тебя ЖИЗНЬ - так отдай ему лучшую часть своей  души! 

В таких стихах важна искренность чувств, здесь НЕЛЬЗЯ фальшивить. Желание воздать честь и славу погибшим должно быть потребностью души человека, а у нас, что греха таить, О НИХ вспоминают только по праздникам. Горько, стыдно...

И вот опять побежала назад наша дорога. Все идут молча, после свидания с обелиском  как-то не клеится разговор.
Лес опять подступил к обочине, в нём уже больше лиственных деревьев. Где-то слышен стук поезда. Скоро появится речка.
– Ребята, а не свернуть ли нам в сторону, напрямик к реке? –

И вот мы уже идём через заросли крапивы, каких-то высоких зонтичных растений и лопухов. Тихо, прохладно. Наконец послышалось лёгкое журчание, заросли трав расступились.
Выходим на небольшую полянку с мягкой травой.
Здесь  полутемно, но очень уютно и приятно. Узенькая речонка течёт довольно быстро. В прозрачной воде видно камешки на дне, а по бокам колыхается и бесконечно плывёт, оставаясь на месте, трава.

Все располагаются, кому как хотчется.
Постепенно окружающая обстановка успокаивает наши взволнованные души, снимает напряжение.
Каждому хочется высказаться, дать отдохнуть душе и телу.
Я слушаю краем уха и пишу.

Ветер мнёт густые травы,
Клонит долу тростники
И проносится лукавый
По-над берегом реки.

Конечно, я пишу стихи не только об этой речке, которая течёт рядом, поэт – не копировщик действительности,  вспомнилось многое  виденное мной раньше. Но повод для стихов подсказан именно этой речкой, строки ложатся ровно и легко:
Где её живые струи
С откровенной простотой
В ожиданье поцелуя
Бьются в берег некрутой.
В этот ясный день весенний
По простору синевы
Пробегают быстро тени
Наклонившейся листвы.
Да, приметы именно этой реки вполне конкретны,- ведь я замечал каждую струйку, каждый изгиб волны, отражения прибрежных растений и пробегающих в небе облаков, – и всё же, образ реки нельзя назвать портретом с натуры. 

Мы наслаждаемся покоем: кто-то опустил в воду руку, кто-то ополоснул лицо: чувствуется усталость. Всем приятно расслабиться и ни о чём не думать.
А простор широк и светел,
Весь распахнут для любви,
Ну чего ты медлишь, ветер,
Поцелуй скорей сорви!
Шевелятся тихо травы
И вовсю глядят вокруг.
Берег левый, берег правый,
Как объятья милых рук.
Облаков плывут колечки,
Неподвластные судьбе…
Понапрасну волны речки
Ждут любовника к себе!
       
Как легко сейчас пишется!
Конечно, для творчества необходимо уединение, сосредоточенность, но надо уметь работать и в такой обстановке. Чтобы легко рождались строки, необходимо не только вдохновение, но и большой запас слов, умение схватывать тему, варьировать каждую строчку на множество ладов, добиваясь СВОЕГО.
Я смотрю,  кто-то уже отошёл в сторонку и тоже колдует над листком…

Выбираясь обратно на дорогу, мы малость заблудились, попали на мокрое, чуть заболоченное место, пугающее низкорослыми чащобами. Немного досадно, что заблудились, но вот уже снова слышен смех, шум, беготня... 

Теперь долго ещё будет тянуться лес, можно и оставить творчество на время. По дороге впереди нас прыгают солнечные зайчики, точно играют в горелки.
Прохожих нет, мы идём по дороге одни. Только птицы кричат, то хором, то вразнобой. Время перевалило за полдень. Постепенно лес начал редеть, расступаться. Солнце всё жарче припекает, но мы  не сдаёмся.

Впереди, где блестит поле, виднеется что-то похожее на крест отдалённой церкви.
Лес раздвинулся, и разом –
Тишина плывёт окрест,
А вдали, чуть видный глазом
Поднялся церквушки крест.
Солнце жадно землю лижет
И всё то, что есть на ней.
С каждым шагом церковь ближе,
Всё заметней, всё видней.
Зазвенело птичье пенье,
Нарастая без конца,
И застыли в изумленье
Молодые деревца.
Прославляя человека,
Выплывал навстречу нам
Восемнадцатого века
Многоглавый, стройный храм…

Мои спутники бросились рассматривать памятник.
Но вот мы опять собрались вместе и я читаю  мои новые стихи. Кто-то задал вопрос:
 – Могут ли деревья сами застыть? Ведь они зависят от ветра. –
Я отвечаю, что в поэзии, словно в сказке,  возможно многое, чего в жизни не бывает.
 –  Но ведь должна же быть во всём этом логика! –
 – Логика, конечно, есть, но не Аристотеля, а своя, поэтическая. Да и вообще, в литературе существуют законы совершенно отличные от законов жизни. Ведь и правда жизни, и правда литературы – понятия не однозначные.  Вот сейчас здесь,  где стоим мы с вами –  тишина и  покой.  А иной  поэт  может УВИДЕТЬ тишину, рассказать о её форме, цвете, вкусе, запахе. Всё тут зависит от степени его  восприимчивости. Чем тоньше воспринимает поэт природу, подмечает её малейшие изменения, тем интереснее его стихи. Важно только соблюдать во всём меру, а то, может получиться чепуха. Вот какой пример приводит в этой связи Михаил Исаковский:
Во ржи оранжевые рожи
Отважных, рыжих мужиков….
Здесь некий автор пытался использовать аллитерацию на звук Ж, но сделал это неуклюже и, конечно же, не поэтично.
       
Ребята начинают шумно спорить обо всём услышанном от меня. Мы уже  закончили свою прогулку и повернули в сторону Москвы. Шумной ватагой, в прекрасном настроении идём домой не замечая усталости. Прогулка явно удалась, стихи, хотя и не у всех, – есть!

Можно ли после этого сказать, что найден метод создания хороших стихов?

Нет! Ведь и у меня не каждая прогулка бывает так плодотворна. Да, для меня это наиболее удачный способ творчества, дающий хорошие результаты. Стихи не всегда рождаются так, как сегодня. Порой приходится себя растормошить, чтобы войти в творческую  колею – написать несколько стихов просто как пробу сил. Бывают случаи, что возвращаешься и вовсе без стихов…  Всё бывает.
Но чаще всего такие прогулки не только приятный отдых, но и продуктивный творческий процесс.

Однако, хватит  разговоров!
Радуйтесь жизни, цветению природы, простору и свету летнего дня!  Радуйтесь, как это делают сейчас мои юные


Рецензии

Из стихов Сергея Смирнова.

Друзья пешеходы, не надо, не будем

Завидовать в поезде едущим людям

Из окон вагона земля не такая,

Она пролетает крутясь и мелькая.

Нет самое лучшее это пешком,

Шагать по дороге с заплечным мешком.

Шагаешь и видишь, как быстро и много

Секретов тебе открывает дорога

............................

Артем Кресин   05.12.2020 20:43     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.