Крах иллюзий

Почему течёт вода? Почему, как вода, утекает время? Почему со временем меняется женщина? То она прыгает через скакалку, и косички её дрожат и весело прыгают вместе с ней. То внимательно слушает учителя или (что более вероятно), нетерпеливо ёрзая, не в силах найти удобное положение за неудобной партой, перекидывается записками с одноклассниками. То передаёт записки уже однокурсницам (а особенно однокурсникам!) То «зажигает» в ночных клубах и на дискотеках. То самозабвенно целуется вечером в тёмном дворе, не желая даже думать о волнующихся родителях. То произносит торжественные слова перед алтарём, сияя белым облаком подвенечного платья, кружевным великолепием невесомой фаты и любовью в ярких глазах. То заинтересованно рассматривает свой округлившийся животик, а потом держит на руках маленькое вопящее чудо, похожая на Мадонну в своей красоте и нежности, ещё не совсем верящая, что она – мама.  То сидит за своим рабочим столом, казалось бы, полностью углублённая в то, за что ей платят деньги, однако не забывающая вовремя позвонить домой и спросить детей (ведь их уже двое!), поели ли они. То удивляется скоротечности времени и величине перемен, происходящих с людьми, на встрече одногруппников или одноклассников (но даже не предполагает, что перемены сии могли коснуться и её – да что там коснуться, хорошенько поработать над ней!) То, наконец, сидит за праздничным столом в окружении множества родственников, поздравляющих её с очередным кругленьким юбилеем (и думающих с внутренней усмешкой: «Как, неужели ей уже … лет? Люди столько не живут!»)
Иру всегда интересовали эти вопросы, но ответов за свою пока короткую жизнь она так и не нашла. Сейчас думать об этом не хотелось, тем более, что она готовилась праздновать свой День Рождения. Учитывая отношение родителей к её парням, девушка решила устроить девичник. Она хотела пригласить всех подруг, но смогли прийти далеко не все приглашённые. Вере, кормящей маме, не на кого было оставить полуторамесячного сына Валерика, Саша уже договорилась со знакомыми парнями о бурной пьяной дикой вечеринке и не собиралась отменять событие ради сомнительной прелести общения только с девушками (даже за хорошо накрытым столом). Мила жила в другом городе, а телефона у неё не было. Кристина, Юля, Катя и Аня в течение долгого времени проявляли столь наплевательское отношение к имениннице (и, разумеется, «забыли» поздравить её), что вопрос о приглашении их отпал сам собой. С Олей и своей тёзкой Ира была знакома не настолько хорошо, чтобы приглашать их. Словом, список присутствующих получился уж больно тощеньким – приходилось надеяться, что качество гостей намного превышает их количество.
На самом деле, повеселились девчонки хорошо. Арина заразила своей жизнерадостностью всех девчонок, произнесла море длинных цветастых идеальных с нравственной и литературной точки зрения тостов, которые можно было бы издать отдельной книгой, причём получился бы весьма пухлый томик. Изумления заслуживали даже отдельные фразы типа: «Ира – как электровеник в хорошем смысле слова; она заполняет собой всё пространство класса!» Она всячески пела дифирамбы имениннице и так расхваливала её, что Ирина и сама потихоньку начала верить в свою замечательность и совершенство. Вообще Ира обожала Арину за её жизнерадостность, ум, общительность и умение вывести из депрессии любой глубины и продолжительности.
Зина не уступала Арине и произносила очень милые тосты, подпевала вместе с ней и именинницей, когда звучали песни Кузьмина и «Мумий Тролля».
Лика тоже принимала участие в общем веселье. Вчетвером они так танцевали, что Ире становилось любопытно молчание соседей снизу, но потом она вспомнила, что там находится квартира Лики и неработающий в данное время ресторан.:-)
Лея пришла ненадолго – на большее время её бы не отпустил свеженький муж :-) (они поженились два месяца назад). Всё равно Ире было очень приятно видеть свою школьную подружку. Это давало надежду на то, что женская дружба всё-таки существует и длится дольше, чем предрекают мрачные предсказатели-мужчины.
Девчонки веселились, танцевали, ели, пили, но что-то не давало Ирине покоя. За чаем она поняла, что именно. Ей до ужаса не хватало Полины, подруги и соавтора, знакомство и дружба с которой продолжались 8 лет.
Несмотря на то, что Полина не поздравила именинницу даже по телефону, да и вообще, не выходила на связь уже пару месяцев, Ира очень скучала по ней, а когда была на море, звонила почти каждый вечер по междугородке. Странно, но ни разу она не застала подругу дома. Сейчас Ира сама названивала ей почти неделю, но так и не дозвонилась…
Проведя подруг до ближайшего транспорта (расходились почти в полночь), именинница вернулась домой убирать, мыть посуду и анализировать события минувшего вечера.
Мысли о Полине не давали ей уснуть всю ночь, поэтому, как только у Ирины выдалась свободная минутка, она снова начала разыскивать подругу.
Нашла она её через 3 дня. На работе.
Ира была готова услышать запоздалые поздравления, извинения, привычные сетования на жизнь, рассказы о парнях и общих знакомых, свежие новости из Интернета… всё, что угодно. Но то, с чем она столкнулась, привело её в состояние шока.
Полина говорила голосом уставшей женщины, в поте лица зарабатывающей на кусок хлеба. Цинизм и опустошённость в её голосе потрясли Иру. Равнодушие к ней, некогда лучшей подруге, а также к её делам, общим знакомым и произведениям, к жизни ошеломили. Было видно, что Полине наплевать на всё. У неё своя новая жизнь, в которую она не собирается допускать никого, даже эту смешную Ирку со странным образом жизни, непонятными притязаниями и бьющим по голове оптимизмом. Она так явно пыталась поскорее оборвать разговор, что это заметила даже жизнерадостная Ирина.
Осторожно повесив трубку телефона и смотря на неё так, словно она могла укусить, девушка села на краешек дивана и постаралась успокоиться.
Она недоумевала: когда, как, зачем Полина, эта весёлая пофигистка-феминистка, знакомящаяся в Интернете с целью «раскручивания козлов» (по её собственным словам), выдающая в своих прозовых произведениях такие перлы, над которыми можно было хохотать полдня, любящая всяческие праздники и празднования, напрашивающаяся в гости за месяц до Дня Рождения, могла превратиться в ЭТО?.. Ведь ей только 23! Почему же она ведёт себя, как пятидесятилетняя женщина?!!
Мимолётом Ира вспомнила слова Арины, никогда не встречавшей Полину «в реале», зато читающей все её произведения в Интернете, о постепенной деградации личности писательницы, о неумолимо снижающемся качестве её творений, о негативном отношении Полины к ней, Ире. Но она всегда игнорировала эти фразы – предвестники сегодняшнего потрясения. Наверное, если б она была готова к этому другому лицу многоликой подруги, сегодня не было бы так больно.
Может, Полину кто-то обидел сегодня? Может, она действительно по уши загружена работой? Может, она наконец влюбилась и это придало столь странную окраску её речам?
Внутренний голос говорил Ирине, что надо забыть Полину, выбросить её из головы, начать жить собственной жизнью, не оглядываясь на тёмный призрак писательницы-феминистки с неустроенной личной жизнью, не смотря на мир сквозь её чёрные очки, не захлёбываясь в цинизме Полининых рассуждений.
«Когда-нибудь она переступит через тебя, пройдёт по твоему трупу – вперёд, к славе, которая, как она верит, ожидает её и её бездарную писанину!» – предсказывал ей отец.
«Посмотри, как она вульгарна! Посмотри на её образ жизни! Посмотри на неё! Неужели ты хочешь стать такой же, как она?» – вопрошала мама.
Испуганно девушка метнулась к зеркалу. Да нет, вроде, всё как всегда. Невысокая хрупкая блондиночка с короткой стрижкой. Изумлённо вскинутые брови. Карие глаза – зеркала неопытной, наивной, беспечной и светлой души. Приоткрытые розовые губы – почти детские. Лицо, дышащее свежестью молодости. Тоненькая фигурка. Нет, слава богу, не похожа она на пенсионерку от Искусства.
Но это ненадолго утешило Иру. Невидящими глазами смотрела она в окно и думала о Полине. Девушка понимала, что, как бы ни открещивалась от подруги, она уже стала частью её самой, частью её души и сердца. Она мечтала о том, что они станут самыми молодыми из преуспевающих писателей Украины, СНГ, мира, их будут ждать почести, слава и обожание фанов. Все богатства мира упадут к их ногам. Ира разделит это со своим постоянным парнем, а Полина найдёт наконец свою единственную любовь всей жизни. Крах иллюзий был настолько неожиданным (хотя её и предупреждали об этом все, кому не лень), что слёзы невольно выступили у неё на глазах. Образ неопрятной женщины неопределённого возраста, получающей 200 гривен в месяц, а рассказывающей всем, что 150, на вопросы о профессии небрежно бросающей: «Я писатель, хотя пока работаю методистом; но ничего, скоро я прославлюсь, заработаю кучу денег и покажу всем этим бездарностям!..» – образ этот больно врезался в душу Ирочки, словно острый нож в масло. Непризнанных гениев в её окружении было более чем достаточно. Не хотелось причислять к ним ещё и свою лучшую подругу, а тем более себя. :-(
Снежинки таяли на её пальцах (и это в начале сентября!), душу затягивал лёд, а за окном вовсю светило солнце, воспевающее своими тёплыми лучами бабье лето.
 04.09.2002.

P. S. Через два дня Ире пришло письмо от Полины, в котором та небрежно и брезгливо, словно нашкодившего котёнка, вышвырнула её из своей жизни.
Депрессия затягивала девушку в свои липкие объятия всё глубже и глубже, ничего не радовало её, часами сидела она неподвижно, уставившись в пустоту, потеряв аппетит. И единственная светлая мысль, согревающая её, была о том, что вот сейчас она подойдёт к телефону, позвонит ещё раз подруге (она ни за что не хотела даже мысленно произносить страшное слово БЫВШЕЙ) - и всё наладится, всё будет, как прежде, всё будет хорошо...
 06.09.2002.


Рецензии
Трогательно. Очень.

Ларисса   08.09.2002 00:36     Заявить о нарушении
Спасибо. Мне приятно, что Вам понравилось. Это произведение я писала, можно сказать, кровью сердца. Банально, но правда.

Лариса Ротных   09.09.2002 19:34   Заявить о нарушении