Холостой Выстрел. русскому историко-героическому эпосу посвящает
Любовь к сказкам, перешедшая в наше зрелое время в область чтения романов, иногда весьма своеобразно проступает на стекле общей памяти - подчас в виде причудливого узора.
Этакое специфическое и неповторимое проявление национального менталитета.
В качестве банального примера мне припоминается один малозначительный эпизод...
....................................
В незабвенные годы всеобщего расцвета всех муз - на историческом факультете эн-ного российского университета проходили очередные выпускные-государственные экзамены по специальности «История». Торжественная экзекуция («праздник ума!») происходила публично – в большой факультетской Аудитории-Амфитеатре.
Очередь дошла до заочного отделения факультета.
На заочном отделении среди общей массы обычных студентов-историков всегда четко просматривались две как бы условно-социальные группы: провинциальные дамы-учительницы и офицеры-политработники.
Офицерский корпус был представлен всеми родами войск и в разных чинах – от старших лейтенантов до подполковников. Почти все старлеи-капитаны и даже майоры, коих на сессионных лекциях легко было распознать по кителям и погонам, - на сей раз на экзамен явились в штатском.
И правильно: - Авось профессорская секира повинную голову да и не отсечёт!
И лишь один подполковник напоминал своим мундиром и всем внешним видом – Кто-здесь-есть-Кто и по-чём.
Был он мужчина заметный и еще, как говорят дамы, - «интересный».
Историей он живо интересовался и книжки, предписанные учебной программой, - похоже тоже читал.
Фигурой крупный, отнюдь не субтильный. Кроме эмблем ракетно-артиллерийских войск и двух немалых звезд на погонах, грудь его мужественно-скромно украшали две строчки орденских планок.
Под его взглядом светского льва мужчины невольно старались подтянуться и принять стойку «смирно» - дабы не отстать от подполковника в фигуре. Женщины-же - просто сдавались без боя; когда группами, а когда и поодиночке - падали-ложились к его ногам. Но он был добрым львом. В компаниях мужчин-сокурсников он по-дружески-запросто брал призовые места по выпивке. А языческие женские тело-само-жертвоприношения принимал снисходительно и обильно-многократно. В общем, крылатое изречение Максима Горького: «Рожденный пить - ...ть не может» - это было не- про него.
Да что там писатель Горький с его метафорической относительностью! Подполковник опровергал самого Клаузевитца и даже Мольтке – поскольку побеждал сразу и на всех фронтах.
Каждая сессия заочного отделения – есть Сессия(!), и вечный Праздник жизни и жизнелюбия.
Поэтому врагов у подполковника не было, его уважали.
Одако – к экзамену.
Когда очередь отстреливать подставленные вопросы-мишени дошла до нашего героя, он решительно и с ходу преодолел плотно заполненные однокурсниками ряды амфитеатра-аудитории, взошел на подиум и занял контр-атакующую позицию - соответствующую его фигуре а также установкам Академии Генштаба.
Члены экзаменационной комиссии, сидевшие за столом президиума, делали вид что скучают. Подполковник был у них в тот день далеко не первым и они подустали. Да и неэтично-непедагогично было бы выдавать свое любопытство к личности юного кандидата в дипломанты – вдруг он еще разволнуется да и, недай бог, собьется с мысли.
Но подполковник и не думал сбиваться с мысли – он просто откровенно... плавал. Так знаете – смело бросился в воду, а потом - поплыл-поплыл... а потом уже и вовсе начал тонуть...
Топить такую козырную фигуру - в планы комиссии никак не входило. И в ней наметилось скрытое внутреннее напряжение. Надо было как-то подполковника спасать.
И один такой (в комиссии) нашелся:
- Скажите пожалуйста, не знаете ли вы случайно - а кто у нас сейчас в стране главный военный историк?
Члены комисси облегченно-одобрительно закивали седыми головами.
Подполковник же, как хороший актер - начал «держать» паузу...
Теперь уже стало заметно оживление в зрительских рядах амфитеатра-аудитории – среди публики, ждущей своей очереди на растерзание.
Девушки–учителки стали самоотверженно вращать глазами, беззвучно шевелить губами и чертить руками в воздухе малопонятные знаки. Парни реагировали тоже весьма активно: одни оттягивали воротник рубашки и напрягали-надували на своих шеях жилы, другие демонстративно оголяли запястья или показывали на бицепсы, а один совсем отчаянно-бесстрашный - нарисовал на листке бумаги погон с двумя бооольшими звездами, рядом жирную букву Ж – и замахал этим листком над головами сидящих в аудитории.
Но все это было напрасно, все нипочем, - ибо по глазам, по лицу и по всему внешнему виду подполковника было ясно видно – он прекрасно и сам знает правильный и единственно верный ответ.
Глаза его победно засияли. Он расправил плечи, набрал полную грудь воздуха, сделал решительный шаг вперед - навстречу невидимому врагу и как из мортиры выпалил:
- Иван Стаднюк !!
( .. .... .... !!! )
Справка для интересующихся:
* Главнокомандующим отечественной военно-исторической наукой был тогда - Генерал-лейтенант и член-корр. П.А.ЖИЛИН – директор Института военной истории МинОбороны и АкНаук СССР.
* (Классик Тотальной науки побеждать, генерал-полковник Волкогонов – подоспел позже, а в те годы он еще был в чине полковника и служил главным военным философом-диалектиком.)
* А Иван Стаднюк, человек сугубо штатский – в те времена широко известный и даже в некоторых народных кругах любимый писатель - автор очень нашумевших патриотических романов из истории Великой Отечественной войны.
----------------------------------
К моему стыду, я ни одного романа стаднюка так тогда и не прочитал. Не читаю и сегодня.
Видать, толстые романы-книжки, лично для меня,– вещь непреодолимая.
Ну что ж тут поделаешь! Как говорится, брать большие крепости - не каждому дано!
Свидетельство о публикации №202091300014
Утверждение, на мой взгляд, смутное. Хотелось бы прояснить :
«Сознание человеческое развивается» – говорите Вы. Идет здесь речь о сознании человека (рождение - ... - смерть), или о коллективном сознании человечества?
«по 3-м стадиям-ступенькам » - имеются ввиду ступени восхождения , или наоборот нисхождения от «века золотого» к веку «железному»?
«от фиктивно-мифологического (на чем стоит религия)» - не следует ли различить мифологическое сознание от религиозного, а заодно избавиться от чисто оценочной «фиктивности» (если Вы выделяете «фиктивно-мифологическое» сознание, логично ожидать на следующей ступени появление «реально-мифологического» сознания, если же Вы считаете «миф» синонимом фиктивности, то получается масло масляное).
«через метафизическую абстракцию (философия)» – здесь нет возражений... кроме одной лишь малости:
метафизика (философия) оказалась у Вас зажата между рациональным и мифологическим, как интеллигенция между пролетариатом и крестьянством...
«к рационально-позитивному (научное знание).» - ... когда Вы глядите в огонь, пожирающий дрова в камине (достаточен даже и воображаемый камин) воспринимаете вы прыжки воинственных языков -мифологически?... философски?... рационально и позитивно?... эстетически?... или, возможно, синтетически? Ради бога, только не воспринимайте, как наезд с моей стороны))))
Ra 14.10.2002 01:28 Заявить о нарушении
-А что такое "золотой век"? Я, честно говоря, не знаю - не могли бы просветить=прояснить по-подробнее?
А ваше критическое замечание (относительно 3-х Ступенек) имеет справедливость быть. Потому как я изложил в очень нестрогой форме так называемый закон Трех стадий прогресса человеческого знания Конта. Но это не тот Kont, который здесь на Прозе-ру пишет, а другой...
Там еще в этом законе каждая стадия на подстадии делится. Например, стадия "теологическо-фиктивного знания" делится на: фетишизм, монотеизм и т.п.
Я думаю, что в Законе речь идет об так называемом "Общественном" сознание, которое естественно само по себе "бестелесно" существовать не может, а является "суммой" сознаний индивидуальных, если Вы не против. Ну конечно, индивидуумы очень варьируются. Может быть, Вы, я или кто-то другой под этот закон и не подпадает, кто знает. Вы же согласитесь - это не физика, здесь законы носят характер тенденций.
А рассматривать один и тот же Объект ["огонь, пожирающий дрова"] можно с разных предметных позиций, простите за банальность: рационально, эмоционально,.. и т.д.- в зависимости от богатства воображения.
А вот насчет вашего <Восхождения-Нисхождения> - это мне интересно. Не сочтете ли за труд пояснить - что Вы имели в виду? Уж Вы меня простите за любопытство.
Степа-Quot Европеец Quot 15.10.2002 01:10 Заявить о нарушении
- «Коген, крупнейший представитель европейского кантианства».
- «Позволь – контианства?»
- «Кантианства папаша...»
- «Кан-ти-ан-ства?»
- «Вот именно...»
- «Да ведь Канта же опроверг Конт? Ты о Конте ведь?»
- «Не о Конте, а о Канте !...»
- «Но Кант не научен...»
- «Это Конт не научен...»
. . . . . . . . . . .
- «Не знаю, не знаю, дружек: в наши времена полагали не так...»
Андрей Белый «Петербург»
Извините за утомительную цитату, но она пришлась уж очень к месту.)))
ЗЫ. Вы догадались, конечно, что это не тот Белый, который здесь на Прозе-ру пишет, а другой...
Ra 17.10.2002 00:26 Заявить о нарушении
А Конта зовут Огюст Конт = Auguste Comte, 19-й век, Франция, философ-позитивист (как об этом вещает Сов.Энцикл.Словарь), основоположник социологии.
Степа-Quot Европеец Quot 17.10.2002 01:25 Заявить о нарушении
А вот ответ на вопрос Ваш, можно углядеть в приведенной мною цитате из романа А. Белого.
Хотя разговор происходит приблизительно сто лет назад, т.е. в начале века двадцатого, он подозрительно напоминает наши с Вами преференции. Поколению отцов близок позитивизм Конта, дети выбирают метафизическую абстракцию неокантианства. Отцы веруют в «прогресс», дети ищут пути возвращения к «изначальным истинам». В следующем поколении маятник качнется назад... Вот и болтаемся мы между Кантом и Контом (или между Платоном и Аристотелем) как дерьмо, извините, в проруби...
А Вы говорите о «восхождении общественного сознания по трем ступеням»...
Вас интересует, что я назвал «Золотым веком человечества»? Конечно не какой-то определенный исторический отрезок. Я имел ввиду свойственное всем цивилизациям смутное воспоминание о непосредственном и целостном восприятии мира каким он дается в мифе. С этой точки зрения позитивизм (культ математического анализа и формальной логики) предстает не восхождением, а удалением. А «метафизическая абстракция» философии, преодолевая естественную ограниченность науки, внушает робкую надежду на возвращение.
Ra 19.10.2002 20:18 Заявить о нарушении
Степа-Quot Европеец Quot 21.10.2002 03:03 Заявить о нарушении