Перевернутая пирамида

ПЕРЕВЕРНУТАЯ ПИРАМИДА

 "ТЫ ВЗВЕШЕН НА ВЕСАХ
 И НАЙДЕН ОЧЕНЬ ЛЕГКИМ"



ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

ОНА
ОН
НОРА
ОНИ: ТРЕТИЙ и ЕЩЕ ОДИН
ПАУК
ПРОКУРОР
СЕКРЕТАРЬ


 ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ

Сцена 1

Квадрат комнатки. Неяркий свет, лучики настольной лампы падают на раскрытый журнал, не выключен магнитофон, не убраны вещи – на столике, креслах, тумбочке. На сложенной софе они сидят в довольно неестественных позах. Тикает будильник.

ОНА: Ты меня уже даже не смешишь... Который час, я не вижу?
ОН: Еще очень рано. Но зато ты давно не плакала по пустякам.
ОНА: Потому что это уже не пустяки давно, ты как всегда не заметил.
ОН: Заметил бы, если бы разница действительно была.
ОНА: А слезы?
ОН: Что?
ОНА: Все ясно, можешь не напрягаться.
ОН: Что тебе ясно. Тебе опять что-то не нравится, лучше сразу скажи. И постарайся...
ОНА: ...Выключи свет, прямо в глаза. За что ты со мной так неискренен. Снова скрываешь самое интересное.
ОН: Кстати, чем он закончился?
ОНА: Что закончилось?
ОН: Я думал, ты говоришь о фильме, я не досмотрел.
ОНА: Ты прав. Я говорила. Закончился.
ОН: А что ты теперь имеешь в виду?
ОНА: А почему ты спрашиваешь?
ОН: Умоляю тебя...
ОНА: О, это уже много, не ожидала даже!
ОН: Так ты ведь к этому стремишься!
ОНА: Как раз наоборот. Если ты этого еще не понял, то тем более...
ОН: Я опаздываю.
ОНА: Куда и почему так рано?
ОН: Отвечу по-твоему: как может быть рано, если давно закончился.
ОНА: Да, но ты и не заметил.
ОН: А ты мне открыла глаза, и тоже не заметила.
ОНА: Я хотела совсем наоборот.
ОН: А получилось наоборот. Когда вернусь, договорим.
ОНА: Когда вернешься?
ОН: Когда закончу.
ОНА: Считай, что уже закончил.
ОН: Не начинай, точнее, не продолжай, мне некогда, позже поговорим.
ОНА: Поэтому можешь не возвращаться. Уже поговорили. Я устала.
ОН: Поспи. Целую.
Хлопает дверь. ОНА выключает лампочку и включает музыку. Долго ничего не происходит. Когда совсем темнеет, звонит телефон.
ОНА: Я знала, что ты что-нибудь придумаешь.
ТРЕТИЙ: Он плохо придумал на этот раз. Прости его, если можешь.
ОНА: Здравствуй, повтори, я не расслышала. Как твои дела?
ТРЕТИЙ: Твои дела во всяком случае хуже.
ОНА: Не верю я тебе.
ТРЕТИЙ: Ну что ж, я тебя предупредил. Позвоню завтра. (Гудки.)

Сцена 2

Хлопает дверь. Она появляется на лестничной клетке, там сталкивается с соседкой.
 
НОРА: У вас ничего не случилось?
ОНА: Случилось несовпадение 2666.
НОРА: То есть?
ОНА: Это он подсчитал. 2666 дней несовпадения.
НОРА: Он так посмел тебе сказать?
ОНА: Нет, столько дней я прожила, не совпадая в ... иллюзиях.
НОРА: Брось.
ОНА: Поздно.
НОРА: Ты беременна?
ОНА: Его невесомостью.
НОРА: В каком смысле?
ОНА: Пока в смысле неудачливости.
НОРА: Самообман. Ты неудачница.
ОНА: А он просто жертва.
НОРА: Если хочешь.
ОНА: Не хочу.
НОРА: Тогда брось его.
ОНА: Он уже сам бросил.
НОРА: Тогда перестань мучиться.
ОНА: Что ты мне советуешь: бросить мучить или мучиться?
НОРА: Не мучиться его неудачами, если он уже сам бросил.
ОНА: Но он бросил меня.
НОРА: Это одно и то же.
ОНА: Я не хотела.
НОРА: Все об этом знают, но сама ты считаешь, что уже поздно.
ОНА: Он сказал, уходя, то же самое.
НОРА: Тем более хорошо складывается. Лучше, знаешь ли, раньше, точнее вовремя.
ОНА: Мне еще рано.
НОРА: Тогда вернись и не мучайся.
ОНА: Я не могу вернуться, он меня ждет.
НОРА: Так бы сразу и сказала, а то я думала, что что-то у вас случилось. Не задерживаю тебя.
ОНА: Тогда до завтра.
НОРА: Пока. Передай ему привет и скажи, что лимон, который он мне подарил, вчера зацвел. Ему будет приятно.
ОНА: Не думаю, он ведь... Впрочем, передам, если к тому времени не забуду.
НОРА: Не забудешь. Пока.

ЗАНАВЕС

Сцена 3

Большой современный салон автомашин. Множество стеклянных дверей и всюду красиво одетые, гладко выбритые мужчины. ТРЕТИЙ и ЕЩЕ ОДИН переговариваются, не отрываясь от своих занятий. Часто звонит телефон.

ТРЕТИЙ: И все-таки он в ней ошибался.
ЕЩЕ ОДИН: Прошло мало времени.
ТРЕТИЙ: Когда ей бывало что-то срочно нужно, приходила немедленно.
ЕЩЕ ОДИН: Она никогда не верила.
ТРЕТИЙ: Вот именно. Все они такие. Когда им нужно...
ЕЩЕ ОДИН: Он тоже был не совсем. Может, нельзя так теперь говорить. Но ты ведь знаешь каким он бывал иногда.
ТРЕТИЙ: Это правда, но она свой момент упустила. Да, видать, не больно переживает.
ЕЩЕ ОДИН: Женщины не все понимают.
ТРЕТИЙ: А красивые женщины вообще не разбираются в мужчинах.
ЕЩЕ ОДИН: Он не был мужчиной в ее глазах.
ТРЕТИЙ: Тогда не должна бы его терзать.
ЕЩЕ ОДИН: По-моему, они уже давно не были друг от друга в восторге.
ТРЕТИЙ: Тогда он дурак. Был.
Входит ОНА. ОНА шикарно одета и подчеркнуто спокойна.
ОНИ: Только не устраивай истерики, не место и не время.
ОНА: Согласна, поэтому вечером буду ждать у Большого Театра, а потом всех приглашаю в ночную Балландину.
– Это удачная шутка, но не очень уместная.
ОНА: А мне смешно.
– Действительно, ты неплохо выглядишь.
ОНА: Спасибо, пусть порадуется.
– Опять неуместно. Ты что, пила?
ОНА: Нет, думала.
– Понятно. Жалеешь, наверное, что раньше не верила, а то бы удержала. Ты ведь даже не пробовала.
ОНА: Я гордая.
– Это серьезно?
ОНА: А с ним, думаете, серьезно.
– Ну, с ним навсегда.
ОНА: И опять я узнаю об этом в последнюю очередь.
– Милая, теперь ничего не имеет значения. Смирись, наш тебе дружеский совет.
ОНА: Да, он считал вас своими друзьями. Теперь мне уже не противно. Где он?
– Подожди здесь, они просили позвонить, когда придешь.
ОНА: Кто такие эти они и чего от него хотят? Опять...
– Нет, ты ошибаешься. Ты очень злопамятна.
ОНА: Я к нему несправедлива. И вы все в этом виноваты. Однако совесть мучает только меня.
Звонит телефон.
ТРЕТИЙ (в телефонную трубку): Извините, что часто беспокоим. Наверное, никаких новостей? Да. Ждет. Еще не знает. Конечно, не проблема. Дела могут подождать, это ведь жена друга. (Откладывая трубку).
ОНА: Раньше вы так не считали.
– Раньше ты не любила, когда тебя называли его женой, но ведь теперь ты уже не сможешь скрывать. У нас не было выхода. В оправдание: ему было бы приятно.
ОНА: Он не сказал? Мы разошлись.
– Ему было бы приятно узнать, что наше общее детище живет и без него, хотя без него трудно: сама видишь сколько металла пропадает.
ОНА: Вы о чем со мной говорите? Я давно не видела его в мастерской, мы давно не... это слишком интимно.
– Он скрывал, но мы и так догадывались.
ОНА: Как?
– Очень просто: его механизмы давно перестали пахнуть твоими духами.
ОНА: И все-таки вы большие негодяи, чем я думала. Не все должны знать, что вы перепробовали мои духи.
– Ты совсем сошла с ума. Кто сказал, что все знают. Ты когда-то гордилась своими духами.
ОНА: Я когда-то была без ума от его машин – вот и все. А вы просто негодяи, укравшие...
– Замолчи. Ты лжешь.
ОНА: Я все помню.
– Но тебе никто не поверит. Им тоже нравятся наши машины. Твои духи их как раз не возбуждают.
Звонит телефон.
ОНА (снимает трубку): Автосалон. Мы работаем до последнего посетителя. Ждем вас... Спасибо, мне об этом не часто приходится слышать. К сожалению, я... работаю в другом отделе. Всего доброго, в Автосалоне мы ждем вас ежедневно... (Им): Я была уверена, что он позвонит немедленно, я не могу ждать вечно.
– Поздно – вечность не спрашивает.
ОНА: Я готова. О чем они хотят говорить со мной?
– О ваших грязных делишках, пусть он меня простит, ни о чем другом.
ОНА: Подлецы. Знаете лучше других, что никаких делишек – это вы его втянули в свою игру.
– Короткая женская память. Забыла, как однажды, будто невзначай, ты сама продемонстрировала Паукам свою – тогда новейшую – выдумку: Леди Балтимор, если память мне не изменяет.
ОНА: Совесть...
– У тебя были духи с таким пошлым названием?
ОНА: ...Вам изменяет, причем все чаще. Он просто был одержим идеями, а вы как раз не знали, что делать со старым задрипанным салоном...
– Придется тебе еще кое-что напомнить. Например, как ты умоляла Паука-младшего убедить брата обменять немного металла на твои духи, чтобы Он мог...
ОНА: ...не связываться с вами.
– Давай не ругаться. Скоро, скоро зацветет лимон...
ОНА: (Машинально): Уже зацвел... (Очнувшись): Причем здесь лимон, что же вы все от меня скрываете в конце-то концов... За что, спрашивается...
– Милая, все мы не безгрешны, ты – не исключение.
ОНА: (Неожиданно покорно): Не исключение, не спорю... Идемте, что ли, милые.
Все трое выходят.
ЗАНАВЕС

Сцена 4

Все трое молча появляются в дверях просторного и одновременно уютного кабинета босса. В отличии от салона здесь совсем не современная обстановка, но без излишеств и со вкусом; картины не уступают лучшим музейным образцам, а мебель прежде всего удобна.

ПАУК (секретарю): Три кофе.
ОНА (неожиданно тихо): Позволю себе отказаться. Честное слово, не хочу...
ОНИ: Спасибо, спасибо, Босс, мы ведь не затем пришли.
ПАУК (ЕЙ, шепотом): Прокурор интересуется только механизмами. Можешь говорить что хочешь – на эту тему. Все остальное не важно.
ПРОКУРОР как раз в этот момент выходит из уборной и, пожав руки вошедшим, садится на диван возле столика с начатым кофе.
ПРОКУРОР (ЕЙ): Слухи о вашей красоте не были преувеличены.
ОНА : Я польщена. Впервые слышу... от прокурора.
ПРОКУРОР: Это правда. Вы готовы?
ОНА: Не знаю...
ОНИ: Поймите, войдите в ее положение...
ПАУК: Во-первых все сядьте и не перебивайте друг друга, что за манера. Продолжайте.
ПРОКУРОР: Я приготовил десять вопросов. Секретарь (входит СЕКРЕТАРЬ) будет записывать. Возможно, что у меня появятся новые вопросы, тогда, прошу меня извинить, разговор может затянуться. Это будет зависеть от ваших ответов, разумеется. Однако все присутствующие верят в Ваше благоразумие, молодая дама.
ОНА: Вы мне льстите, но я согласна и буду стараться.
ПРОКУРОР: ОК, начинаем. Вопрос первый. Когда и где вы познакомились?
ОНА: Хм, на третьем курсе, в лингофонном кабинете... когда это могло быть?.. 2666 дней плюс... два, нет, кажется три дня... Подсчитал недавно, собственно, сегодня почти. Ну и вышел, как обычно, на работу.
ПРОКУРОР: А тогда?
ОНА: Мы оба были студентами, я никогда не думала серьезно о учебе, о, как бы это назвать, будущей профессии, всегда была свободна, никуда не спешила...
ПРОКУРОР: Он тоже?
ОНА: С ним было иначе: тщеславный, сильный, упрямый и очень трудолюбивый. Он редко улыбался, но легко мог рассмешить любого. Но самым забавным было то, что люди – даже, или прежде всего – близкие – его недолюбливали.
ПРОКУРОР: Вы же влюбились мгновенно.
ОНА: Я тогда была приятельницей его очень привлекательной однокурсницы. Они дополняли, я бы даже сказала, уравновешивали друг друга.
ПРОКУРОР: Вы могли бы назвать ее фамилию, может быть знаете где она проживает сейчас?
ОНА: Элеонора никогда не смогла нас покинуть – живет в окружении своих тропических цветов двумя этажами выше.
ПРОКУРОР: Вы с ней даже подружились.
ОНА: Мы никогда не соревновались – совсем разные стили, понимаете, нам нечего делить, поэтому можем себе позволить... именины вместе, или ночью, чтобы не было так страшно... Было время, когда-то почти в самом начале, он часто засиживался до утра в мастерской, а мы с Элеонорой, Норочкой – он назвал ее так – у нее в оранжерее.
ПРОКУРОР: Вопрос второй. Думаю, что не было бы преувеличением предположить, что каждый из вас, любя другого, все-таки не отказался от любимого занятия. Расскажите, пожалуйста, как выглядела в связи с этим ваша совместная жизнь, то есть где, например вы бывали вместе, с кем, кроме Норы, поддерживали отношения, о чем говорили.
ОНА: Он бывал переменчив к людям и вещам, ко всему – даже в конце концов к механизмам остыл, многим тогда ошибочно казалось, что это он ради меня так старается, что даже посылает ко всем чертям своих дружков...
ПРОКУРОР: Это мой третий вопрос, пожалуйста, давайте не забегать вперед.
ОНА: ...Таким образом, постепенно, круг сужался, иногда мне хотелось задать ему вопрос, на который все, как мне казалось, знали ответ: зачем ему вся эта суета, без которой он болел и замыкался в себе. Бывало, я хотела что-то изменить – пусть даже только свои планы, – но, признаюсь, тогда, давно, я боялась потерять его, я боялась его гнева...
ПРОКУРОР: Вы ругались, он повышал на вас голос?
ОНА: Что вы, мне виделись по ночам кошмары, в которых он, не похожий на себя, но я его узнавала, выслушивал один и тот же мой монолог, пожимал плечами и уходил – очень медленно, но догнать я его не могла. Какие скандалы после этого я могла бы закатывать, я даже не капризничала... Я просто была.
ПРОКУРОР: Вы страдали от одиночества?
ОНА: К счастью, я была слишком поглощена собой, поэтому дурь из головы быстро выветривалась.
ПРОКУРОР: А это уже относится к четвертому вопросу. И все-таки, чем вы занимались, когда бывали вместе?
ОНА: Мы играли.
ПРОКУРОР: Какая это была игра?
ОНА: Игра иллюзий. Мечты сбывались постепенно и независимо от наших поступков, а мы были как качели, в замедленной съемке отклонившиеся от одного берега пропасти, чтобы уже в следующем кадре оказаться над другим. Мы знали, что все люди, вообще все остальное, так же точно подвешено за нити в чьих-то руках, но все равно мы казались сами себе каким-то великим исключением, не то слово казались, мы такими были друг для друга.
ПРОКУРОР: Вы уверены, что не ошибочно назвали это состояние своего рода игрой?
ПАУК (моментом раньше казался отсутствующим): Прокурор, это не имеет никакого отношения к делу.
ОНА: В самом деле, я вряд ли хотела бы отвечать на этот вопрос.
ПРОКУРОР: Тогда переходим к третьему вопросу – о мнимых и настоящих друзьях.
ОНА: Они перед вами.
ПРОКУРОР: Я вижу, но хотел бы вас попросить рассказать подробности, как все начиналось.
ОНА: Пусть говорят они. Эта история со мной не имеет ничего общего.
ОНИ: Ты хотела сказать, что тебе не всегда удавалось на протяжении этой истории держать руку на пульсе.
ПАУК: А кто вам давал слово?
ПРОКУРОР: Если вы особенно не возражаете, я бы охотно выслушал всех – по очереди. Это может помочь.
ОНА: Прокурор, скажите хоть вы: что же случилось.
ПАУК: Только без истерик. Продолжайте.
ПРОКУРОР: Будьте благоразумны и терпеливы, милая, я задаю вопросы и всем нам необходимо довести разговор до конца.
ОНА (уже успокоившись): Продолжайте.
ПРОКУРОР (Им): Молодые люди, я вас прошу, в двух словах, описать обстоятельства, при которых у вас с ним дошло до сотрудничества, на сколько мне известно, очень продуктивного и переросшего в определенный момент в дружбу. Мы вас слушаем, Секретарь же может пока отдохнуть. (СЕКРЕТАРЬ уходит.)
ОНИ: Мы понесли большую потерю.
ОНА: Что вы несете такую чушь. Господи, постыдились бы...
ПАУК: Не перебивайте. Говорите только по существу.
ОНИ: Конечно, конечно, это только... дань... Конечно, не важно...
ПРОКУРОР: Так что же все-таки важно, мы бы это хотели знать – не для протокола, естественно, как видите...
ОНА: И не для моих ушей, по-моему. Я иду в туалет. Вернусь к четвертому вопросу.
ПРОКУРОР: Не делайте глупостей.
ОНА: Не утоплюсь, не надейтесь!
ПРОКУРОР: Ну, как хотите. Вы думаете, молодая дама, что все знаете, и потому ничего не боитесь. Вы уповаете на удачу, а жизнь хитрит по-своему, шутит с вами. Я вас не хотел поучать, я только пользуюсь правом старшего и более опытного: будьте осторожны!
ПАУК: Она хочет в туалет – пусть идет, а вы, Прокурор, не отвлекайтесь.
ОНА выходит, возвращается за сумочкой и снова уходит.
ПРОКУРОР: Теперь можете отвечать на вопрос.
ОНИ: С чего начать?
ПРОКУРОР: Например, со дня знакомства. Когда это было, при каких обстоятельствах, что вас привело друг к другу?
– Нас привело? Да что нас могло к нему привести? Вот Босс может подтвердить...
ПАУК: Не ведите себя как дети: Прокурор к вам обращается, а не ко мне.
ОНИ: Да-да, конечно, так вот, у нас тогда – то есть лет шесть уже – отлично шли дела...
ПАУК: Бредни. Шесть лет назад я вас только из грязи еле вытащил.
– ... И как раз когда все начинало идти как следует, появился он со своими железками.
ПРОКУРОР: Нуждались ли вы в его идеях?
ОНИ: Да у нас своих хватало! Идеи нуждались в реализации. А это – вопрос времени.
ПРОКУРОР: И он для этого вам был нужен?
ПАУК: Кто кому был нужен – это, Прокурор, вопрос почти философский. К тому же, зачем вам это знать?
ПРОКУРОР: Ну что ж, возможно вы правы. И все-таки, как выглядела ваша первая встреча?
ОНИ: День был как день, все как обычно: телефонные звонки, беготня по Салону, море заказчиков...
ПАУК: Заказы принимал тогда мой брат – ни черта их не было много. Только благодаря его неуемной фантазии кое-кого удавалось раскрутить на серьезную машину. Однако, ближе к делу, господа, перед нами еще семь вопросов.
– ... Мы старались как могли, теперь многое уже забылось, и тут случился фальшивый звонок – так бывает, когда сильно торопишься, линия к тому же вечно перегружена – и он нас просто подслушал.
ПРОКУРОР: И что же он услышал?
ПАУК: Придерживайтесь все-таки своих первоначальных вопросов, Прокурор, не сидеть же нам тут до ужина.
ПРОКУРОР: Простите, но я должен узнать с чего собственно все началось.
ПАУК: Да вы от них и так ничего не добьетесь. (Им): Не тяните кота за хвост – говорите.
ОНИ: Сориентировавшись где мы находимся, он к нам приехал – сразу же, на своем свежесобранном Айноаре – такое странное название; мы сразу поняли, что он чудной...
ПРОКУРОР: И тем не менее, не побоялись заключить с ним сделку?
– Упаси Бог, какая же это была сделка – просто сотрудничество. Мы его, можно сказать, пожалели, он даже не отблагодарил нас.
ПРОКУРОР: Какой благодарности вы ждали?
Возвращается ОНА и садится на свое место. Входит СЕКРЕТАРЬ.
ПРОКУРОР: Впрочем, это тоже не имеет отношения к делу. Благодарю вас, садитесь. (Ей): Вы готовы отвечать на мой четвертый вопрос?
ОНА: Это, кажется, о моих любимых занятиях, они вас, кажется, интересовали номером четвертым?
ПРОКУРОР: У вас удивительная память.
ОНА: Да, удивительная...
ПАУК: Полаконичнее, вопрос четвертый... Полаконичнее...
ОНА: Могу вообще в трех словах: нет любимых занятий.
ПРОКУРОР (укоризненно): Вы ко всему несерьезно относитесь.
ОНА: Я ко всем отношусь серьезно. Но быть хорошим человеком – это не занятие.
ПРОКУРОР: Вы на самом деле так думаете, бедная девочка?
ОНА: Заставили.
ПРОКУРОР: Лаконично... Ну что ж, перейдем к следующему вопросу. Вопрос пятый: каковы были ваши планы на будущее?
ОНА: Бог мой, Прокурор, какого ответа вы ждете? Вы меня просто рассмешили – какие странные вопросы... Скажите, вы сами их придумали?
ПРОКУРОР: (Официальным тоном): Не советую переступать определенных границ.
ОНА: Будь по вашему. Одного не пойму: умный человек, а убеждаете меня в существовании границ, необходимых для дураков. Наверное, вы меня считаете дурочкой.
ПРОКУРОР: (Обычным тоном): Я здесь на службе.
ОНА: Ну, понятно. Тогда вникайте: он живет сегодняшним днем...
ОНИ: ...А она вчерашним... Ха-ха.
ОНА (серьезно): Скорее завтрашним. Хотите знать правду, Прокурор? Все очень просто: я научилась читать его мысли, и с тех пор уже не нужны были разговоры до полуночи, заверения, уговоры и прочие костыли, как он считал...
ПРОКУРОР: Всегда?
ОНА: Нет, конечно, мой прозорливый палач, не всегда – со временем, но, не сочтите за предательство, довольно быстро. У него такой характер: терпеливый, но жестокий.
ПРОКУРОР: Понятно. Это вам мешало?
ОНА: Что вы, на этом все держалось, мы не сразу поняли, но именно в этом был смысл нашего... нашей...
ПРОКУРОР: Любви?
ПАУК: Что с вами, Прокурор, вы бредите?
ОНИ: Да кого это интересует?
ОНА: Я не ослышалась – вы сказали...
ПРОКУРОР: Предлагаю перейти к шестому вопросу, а потом сделать небольшой перерыв: я должен подумать и сделать кое-какие выводы.
ОНА: Все согласны. Никаких возражений. Я тоже устала. Что дальше, Прокурор?
ПРОКУРОР: Вопрос шестой: вы в него верили?
ОНА: Верю ли? Это не вопрос веры, а, скорее, признания, а, может быть и признательности.
ПАУК: Перестань играть словами, отвечай по-человечески!
ПРОКУРОР: За что именно – за гениальные механизмы?..
ОНА: Причем здесь механизмы, о механизмах с ними разговаривайте. Эти проклятые механизмы стоят, лежат, валяются всюду в Салоне и в мастерской, но я живу с ним, а не с их механизмами.
ПРОКУРОР: Они стояли между вами?
ОНИ: Вы заговариваетесь!
ОНА: Всегда по-разному. Что-то менялось, что-то – никогда. Я – с переменным успехом – решала разные свои проблемы, продавала свои духи, а он мечтал о будущих механизмах, иногда, но очень редко, бывал ими исключительно доволен.
ПРОКУРОР: А вы – никогда?
ОНА: Он этого от меня не требует.
ПРОКУРОР: Как вы думаете: почему?
ОНА: Одному нужно одно, другому – другое. Раньше я всему удивлялась, замучивала его вопросами, как вы меня сейчас, потом наконец-то заметила, что ответы как будто провоцируют следующие вопросы, люди очень устают от этого, начинают нехотя обвинять друг друга за то, что время куда-то уходит...
ПРОКУРОР: Но оно ведь уходит от всех одинаково, чем бы вы не занимались...
ПАУК: Замолчите, ни слова больше, приказываю прекратить эти дурацкие пререкания, за что я вам... Короче, перерыв.

ЗАНАВЕС

 ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ

Сцена 1

В кабинете ПАУКА уже задвинуты шторы, над письменным столом и диваном зажжены лампы, на столиках поставлены подносы с бокалами и закуской. Первым появляется СЕКРЕТАРЬ, садится к пишущей машинке, за ним входят ОНИ и ОНА, а спустя несколько минут – ПАУК с ПРОКУРОРОМ, продолжая что-то обсуждать. Пауза.

ОНА: Послушайте, я устала, уже поздно, голова идет кругом – какие могут быть ответы... Может быть, завтра продолжим?
ПАУК: Не нервируйте Прокурора. (ПРОКУРОРУ) Каковы же ваши выводы, мы с нетерпением ждем что вы скажете.
ПРОКУРОР: Скажу – но не сразу. Я передумал задавать все приготовленные мною вопросы, но мне не хватает ответа на седьмой вопрос. Прошу мне верить, он будет последним.
ОНА (тихонько): Комплименты говорить горазд, но упрямый как все.
ПАУК (дает сигнал СЕКРЕТАРЮ и тот, взяв поднос, подходит к каждому по очереди. Теперь у каждого в руках бокал, а некоторые едят бутерброды): Прокурор, Она уже не скажет ничего нового, разве вы не понимаете...
ПРОКУРОР: Вы правы, Босс, поэтому я хотел поговорить с... вами.
ПАУК (тщательно скрывая удивление): Хм, допустим, Прокурор, что этот дурацкий спектакль затеян в самом деле не зря. Мне, конечно, нечего скрывать, только... Впрочем, можем продолжать.
ОНА: Я поражена и не знаю как быть – по-моему, все уже забыли что к чему. И все-таки останусь до конца.
ПАУК: А кто тебе позволил решать? Ты вообще отдаешь себе отчет в происшедшем?
ОНА: А ты – каким правом держишь меня здесь силой? Вы нарочно пытаетесь запугать и запутать меня. Зачем вам это понадобилось? Это может объяснить мне только Он, но где же Он, куда он подевался...
ОНИ: Заладила, мы же тебе сто раз объясняли. Совсем бесчувственная.
ПАУК: Всем молчать! А вы, Прокурор, не слушайте глупостей, от вас в конце концов зависит развязка. Вы что-то задумали – прекрасно, проверяйте вашу версию, а если хотите чего-то от меня, то не волыньте, черт возьми, я же ведь не веду себя как все эти идиоты!
ПРОКУРОР: Спасибо. Кажется, все готовы слушать. Итак, обращаюсь с заключительным вопросом: Зачем вам, человеку всем известному и уважаемому (прошу простить мне банальность, но в этом нет преувеличения), понадобилось писать и издавать книгу воспоминаний, ставшую впрочем бестселлером, в соавторстве с Ним – никому не известным, не имеющим опыта ни в писании, ни в бизнесе, а к тому же человеком неспокойным и нелегким в общении; меня интересует каково было его истинное участие в "Перевернутой Пирамиде", пожалуйста, расскажите об этом как можно подробнее, не стесняясь упомянуть даже маловажные или шокирующие подробности.
ОНА и ОНИ (одновременно): Авторы "Перевернутой Пирамиды"? НЕ МОЖЕТ БЫТЬ!!!
ПАУК (стараясь выглядеть невозмутимым): Прекратите балаган, так глупо себя ведете – даже от вас я этого не ожидал. А уж во всяком случае вся эта чертова история не стоит таких эмоций. Вы же, Прокурор, не будьте ребенком, который пробует застать меня врасплох. Я вам отвечу, на этот бессмысленный вопрос: "Перевернутая Пирамида" – ни что иное как прихоть – о, я вижу как растет удивление на лицах людей, не привыкших к работе извилин! – причем, а теперь держитесь за кресла еще крепче, – прихоть одного из клиентов Салона, который неплохо заплатил Ему, когда он в деньгах особенно нуждался. Ясное дело, что я попросту помог коллеге, каким я его тогда считал. Конечно, я не рассчитывал на такую популярность нашей книжонки. Да и деньги он потратил на стружку, из которой ничего путного не изобрел. Сам по себе он уже не мог делать ничего талантливого. Потому и кончил как кончил... Так-то, Прокурор, эта книга не имеет с порученным вам делом ничего общего.
ПРОКУРОР (покорно): Возможно, не имеет. Я позволил себе проверить некоторые домыслы, касающиеся Его исчезновения (обращаясь к Ней) – простите, что доставляю вам боль, но начните, милая девушка, привыкать к ужасной правде – и обратил внимание на одно странное совпадение: одновременно с ним пропал весь тираж "Пирамиды..." Поразительное совпадение...
ОНА (очень медленно)... Тем более, что, читая мне выдержки из "Перевернутой Пирамиды" Он как-то сказал: жаль, что не я написал эту книгу... Может, Прокурор, вам понадобится эта подробность. Впрочем, когда-то давно Он писал гораздо более осмысленно, но перестал – занялся...
ТРЕТИЙ (очень серьезно): Ты ничего не путаешь? Не могу поверить, что Он скрывал от тебя свои планы.
ЕЩЕ ОДИН: Судя по всему, заработки тоже – "Пирамида..." шла как свежие булочки, а гонорар, наверное...
ПАУК: Не твоя забота считать его заработки, а Ей Он не был обязан. (Смеется, смеются и Они).
ОНА (еще медленнее и совсем тихо): Мне пора. Вспомнила. Нора просила сказать: зацвел цветок. Тюльпан.
ТРЕТИЙ: Лимон.
ПАУК: Что за чушь вы несете. (Ей): Держи себя все-таки в руках, не притворяйся наивной дурочкой.
ОНА: А мне теперь незачем притворяться. Я хочу уйти. (Почти плача): Выпустите меня.
ПРОКУРОР: Я знал, что причиню вам боль, но не было другого выхода. Будьте сильной, надо жить дальше. Босс, вы правы, Она уже ответила на все вопросы, многое из Ею сказанного может мне пригодиться, а в таком состоянии Она и так ничем нам не поможет. Позвольте ей уйти.
ПАУК (Секретарю): Вызови Ей такси. Пусть едет к... как ее? Норочке, что ли. (Смеется).
СЕКРЕТАРЬ звонит, вызывает такси, подает Ей сумочку и, беря Ее за руку, подводит к двери. ОНА следует за СЕКРЕТАРЕМ, но у самых дверей вдруг оборачивается.
ОНА: Угадайте, Прокурор, кто может знать о Нем все? (Деланно шутливо) Благодарю всех за прекрасный спектакль, я давно так не веселилась! Кстати, Секретарь, если вы уже свободны, идемте в Балландину, а остальные присоединяться позже. (ТРЕТЬЕМУ) Послушай, если Он объявится, передай, что мы с Секретарем...
ТРЕТИЙ (по-настоящему злясь): Прекрати паясничать. Немедленно повтори: Он никогда не объявится, Он – исчез, растворился, пропал, канул в Лету.
ОНА (снова поворачиваясь к выходу): Он ДЛЯ ВАС и ИЗ-ЗА ВАС пропал и канул. И вы еще пожалеете обо всем. (Уходит, вслед за ней Секретарь.)
После короткой паузы все немного оживляются и возвращаются к разговору уже без официального тона.
ПАУК: Она действительно не ожидала.
ТРЕТИЙ: Босс, только такая могла не ожидать.
ЕЩЕ ОДИН: Ах, какой красоткой Она была. Но с таким характером не удивительно, что ...
ПАУК: Прокурор, а вам Она пришлась по вкусу – любите таких тронутых?
ПРОКУРОР: Я думаю, Она ожидала от Него даже худшего, но продолжает Его любить. (Берет следующий бокал.) Я уважаю таких женщин за то, что они женственны без всяких ограничений. Но не подумайте, что я бы мог на Ней жениться. (Все смеются.)

ЗАНАВЕС

Сцена 2

Интерьер комнатки из первого действия; по-прежнему включена лампа над раскрытым журналом, но сложена софа и убраны вещи. Отраженный в зеркале луч фонаря как будто перерезает комнату. Дверь беззвучно открывается, и через некоторое время входит Она. Слышен звук отъезжающей машины, и в наступившей тишине – тихое всхлипывание. ОНА подходит к зеркалу, и, стоя в луче света, рассматривает отраженный в зеркале квадрат комнатки.

ОНА (обращаясь к своему отражению в зеркале): Он предлагал тебе – и не один раз. Ты думала Он шутит? Нет, ты надеялась, что Он передумает. А Он и не собирался менять своего решения. Ты думаешь, что ухоженный сад мог бы изменить все в вашей жизни? А как иначе; цветы украшают жизнь, украшают... Ах, не обольщайся – не в экзотических растениях ведь дело: оранжерея опустела, Он никого не взял с собой. Думаешь, даже не собирался? Перестань мучаться, и так ничего не узнаешь и не изменишь, только почувствуешь себя еще хуже. И правда, мысли начинают как-то набекрень... (Стук в дверь.)
Наконец-то – Ты. Пошутил, как всегда. Глупыш, как Ты меня напугал... (Открывает дверь. Входит Элеонора.)
ОНА: А я только недавно говорила о тебе.
НОРА: С кем? Я что-то почувствовала, мне снились какие-то дивные люди и ты среди них. Представляешь, один нес свое ухо, а у другого была щель в голове. Но ты выглядишь хуже, чем они. Что опять не так?
ОНА: Ты ведь знаешь.
НОРА: Ну да, ты говорила, что вы расстаетесь. Но мне пришло в голову...
ОНА: Давай попьем кофе. Который час?
Они входят в комнату и Элеонора садится в кресло. ОНА смотрит на часы – на часах 1.40. Подходит к столику, на котором стоят две маленькие чашечки, ставит их на поднос и выходит.
НОРА (кричит ей вслед): Ты выглядишь усталой. Может быть, все складывается как нельзя лучше – отдохнешь, займешься чем-нибудь и все образуется само собой. Не всю жизнь же тебе на Него молиться.
Из кухни не доносится никакого ответа. Слышно как закипает чайник, вскоре ОНА появляется с подносом с кофе и садится на подоконнике напротив Элеоноры.
ОНА: Какую музыку ты хотела бы послушать?
НОРА: Ну, слава Богу, приходишь в себя, умница. Так ему и надо, пусть катится...
ОНА: Ты бестактна. Неужели непонятно, что разговор в таком духе причиняет мне боль?
НОРА: А спрашивать меня о музыке – уместно?
ОНА: Нора, от кого из нас ушел муж?
НОРА: Пока неизвестно.
ОНА: Ты что спятила?!
НОРА: Ты меня не правильно поняла: неизвестно, что УШЕЛ, а не ОТ КОГО ушел; не передергивай, пожалуйста.
ОНА: Как это тебе неизвестно? А где же Он по-твоему? В Салоне Его уже оплакали, у тебя в оранжерее Он тысячу лет не был, а отсюда рано утречком ушел – и даже не позвонил.
НОРА: Проверь работает ли телефон.
ОНА: Глупости, звонили – из Салона.
НОРА: А кто делал уборку?
ОНА: Какую уборку?
НОРА: Да в вашей квартире!
ОНА (осматривая свою комнату): Не я во всяком случае. (С растущим удивлением.) Выходит, что Он здесь был – когда я сидела на этом чертовом следствии!
НОРА: Вот видишь, дурочка, все в порядке – можешь уже успокоиться. Выпей кофе и позвони в мастерскую – Он там.
ОНА: Нора, ты смотришь телевизор?
НОРА: А что могло случиться такого...
ОНА: Мастерская сгорела.
НОРА: Так вот куда ты бегала... Следствие по поводу дурацкой мастерской? А где Он был во время пожара?
ОНА (кричит): Именно об этом речь – ГДЕ ОН?
НОРА: Только не ори!
ОНА: Извини. Давай пить кофе.
Темнота постепенно рассеивается – комната преображается, в изменяющемся свете ярче проступают контуры женских фигур и окружающих их вещей.
ОНА (прерывая молчание): Ко всему можно привыкнуть – к Его отсутствию также. Когда-то, в самом начале, Он...
НОРА (нервно): Детка, о самом начале мне можешь не рассказывать – у меня отличная память.
ОНА: Ты даже не дослушала...
НОРА: А ты спятишь, думая все время об одном и том же. Хотела бы я знать, как ты будешь "привыкать" к Его отсутствию.
ОНА: Норочка, не распыляйся. (С горькой иронией.) В конце концов – ты у меня есть...
НОРА (не замечая иронии): Жаль только, что ты никогда никого не слушаешь. А меня могла бы, ведь я знаю тебя не первый день.
ОНА: Поэтому не слышишь меня и очень часто ошибаешься. Но давай все-таки послушаем музыку. Хочешь Альбинони?
НОРА: Конечно, хочу. Лучшего лекарства, чем музыка барокко, наверное не бывает. Только знаешь что мне не дает покоя?
ОНА (вставая включить музыку. Раздаются первые аккорды.): Норочка, прошу тебя...
НОРА: Нет-нет, ты только подумай, какое странное стечение обстоятельств...
ОНА: Нора, не пугай меня, умоляю!
НОРА: ...Идя в киоск за газетой, я встречаю Его, выходящего из вашей квартиры, в киоске покупаю книгу о различных открытиях – сама не знаю, что мне взбрело в голову – наверное, подействовала реклама – тут же возвращаюсь домой, и снова сталкиваюсь с Ним, причем Он опять выходит из вашей квартиры! Дома просматриваю книгу и читаю точь-в-точь о таком же случае, только там человек, дважды выходивший из своего кабинета, оба раза попался на глаза своему лучшему другу. Я не совсем поняла как это было связано с их лабораторными исследованиями, но сразу подумала: к чему это в подобной книге?..
ОНА (очень тихо): Нора, кто автор?
НОРА: А черт его знает. Я же тебе говорю, сама не пойму что это меня к ней вдруг потянуло, я же ведь никогда не интересовалась...
ОНА (еле слышно) А Он интересовался. Я не знала, что Он интересуется пирамидами.
НОРА: Пирамидами! Эта книга называется... "Летящая Пирамида"!
ОНА: Да. "Перевернутая..."
НОРА: Откуда ты знаешь, ты же телевизионных реклам не смотришь.
ОНА: Но мы знаем – знали – автора.
НОРА: Вы знакомы – я не знала.
ОНА: Ты тоже с ним знакома. (Задумавшись.) Или наоборот: мы Его не знали.
НОРА: Я кажется начинаю понимать. Подруга, да ведь это не было случайно, ты понимаешь, что все не случайно?
Слушают музыку.
ОНА (обычным спокойным тоном): Я, наверное, должна ее прочесть. Тогда все выяснится. А когда это было?
НОРА: Что?
ОНА: То, что Он выходил два раза, а ты ходила туда-сюда за газетой?
НОРА: Вчера. Я Его видела последний раз.
ОНА: Не говори так.
НОРА: Да я же в другом смысле...
ОНА: Все это ужасно странно.
НОРА: Что?
ОНА: Пирамида, Его выходы и исчезновение. Я очень устала. Теперь мне кажется, что ничего не было как следует.
НОРА: Он любил тебя.
ОНА (внезапно): Не слишком ли часто ты вчера покупала газету?
НОРА: Часто?
ОНА: Я же с тобой столкнулась, идя в Салон. А ты такая домоседка – куда это ты именно вчера все время выходила?
НОРА (очень весело): Милая моя, а в чем же ты меня подозреваешь?
ОНА (внезапно задумавшись): В чем бы я могла тебя подозревать... В твоей жизни люди занимают меньше места чем цветы – всякие лимоны и рододендроны.
НОРА: А я бы на твоем месте тоже занялась цветами. Впрочем, мне давно наскучило объяснять тебе... (Как будто вспоминает что-то и вдруг смеется.) Говорят, ты здорово удивилась, что в Салоне уже знали о моем зацветшем лимоне. (Смеется. Резко прерывает смех.) Прости. Если хочешь, я тебе его покажу, хоть ты и не проявляла никогда интереса к моим цветам, но этот красавец поразит тебя – он всех приводит в восторг, я им ужасно горжусь. (Опять смеется.)
ОНА молчит, смех НОРЫ сливается с музыкой, некоторое время музыка звучит все громче, потом начинается новая мелодия и они молча слушают некоторое время.
ОНА (решившись): Все в восторге от твоего чудесно цветущего лимона; все в восторге от Его гениальной "Пирамиды...", только я этого цветения не видела и этой книги не читала. Странно... Не могла бы ты...
НОРА (несколько неестественным тоном): А ты ведь не просила. Я тебе сразу предложила: идем ко мне. (Более уверенно, уже идя к двери.) Ну чего же ты ждешь – идем!
ОНА машинально собирает на поднос кофейные чашки, поправляет перед зеркалом прическу, гасит свет и они выходят. Музыка продолжает звучать.

ЗАНАВЕС


 Сцена 3

Оранжерея НОРЫ на последнем этаже. Сквозь стеклянный потолок видны звезды. Преобладают тропические растения в необычных по форме горшках, скорее напоминающих скульптурные произведения. Посредине – небольшой фонтан, от которого под музыку, напоминающую звуки шарманки, разлетаются цветные брызги. Рядом с ним на журнальном столике – садовнические принадлежности, часы в старинной оправе, небольшое овальное зеркало и раскрытая "Перевернутая Пирамида". Появляются ОНА и НОРА. НОРА собирает со стола, тем временем ОНА, стоя у фонтана, раскрывает "Пирамиду".
НОРА: Не заинтересуешься цветами?
ОНА (не отрываясь от книги): Нора, я знаю твой сад наизусть. Каждый кустик.
НОРА: Последний раз ты была у меня...
ОНА: Не важно – с тех пор ничего не изменилось, я же вижу.
НОРА смотрит на НЕЕ с удивлением, одновременно продолжая убирать на столе: откладывает инструменты, аккуратно ставит зеркало – в нем отражается звездное небо.
НОРА: Ты в самом деле так думаешь?
ОНА (начиная нервничать): Я думаю, что изменилось только одно... (Внезапно замолкает и внимательно смотрит в книгу.)
НОРА (возясь с цветами): Что? Ты осталась одна? А кроме этого в мире ничего не изменилось?
ОНА (отрывается от книги, ее взгляд начинает блуждать пока не останавливается на зеркале): Смотри – это оно (ОНА показывает НОРЕ иллюстрацию в книге) – твое зеркало на фоне брызг от этого фонтана! Возможно ли...
НОРА продолжает заниматься цветами, не проявляя удивления. ОНА ставит раскрытую книгу на столик: зеркало на иллюстрации и настоящее зеркало выглядят тем более похоже, что они одинакового размера, а цветные брызги с иллюстрации сливаются с настоящими брызгами от фонтана. ОНА опускается в кресло у столика, закрывает глаза и раскачивается в кресле. В это время НОРА как ни в чем не бывало пересаживает лимон, поливает его водой, меняет какие-то цветы местами и, взяв один из них, выходит.
ОНА (почувствовав, что осталась одна): Когда-то я очень любила смотреть диафильмы. Меня не удивляло почему вдруг на стене появлялись цветные картинки, я знала только, что если стану в золотистом и немного пыльном лучике, то вместо картинки на стене окажется мое изображение. У меня было много любимых фильмов. Особенно часто я смотрела о "Звездном мальчике", он меня пугал и притягивал одновременно. Потом я к нему привыкла настолько, что однажды мне захотелось как-то ободрить его – я ведь знала окончание сказки, а он еще нет, и тогда я стала в лучик, и мы оказались с ним рядом в кругу света, а вокруг было темно. Я почувствовала, что он вовсе не такой чужой и далекий, потому что в лучике было тепло. После этого я очень долго не смотрела сказки о Звездном Мальчике – чувствовала, что мы и так все время вместе. Я думала, что все теперь изменится... Но когда мне захотелось увидеть его и я начала смотреть сказку сначала, то поняла, что все в ней точь-в-точь как было раньше... Мы никогда не были вместе, а Он был чужой, далекий и холодный. А диафильмы остались в детстве, в комнате с пустыми стенами. (Открывает глаза, смотрит на звезды.) Как это далеко. Звезды излучают спокойствие. Хочется приблизиться к ним и увидеть все таким, каким видят они.
Затемнение. Слышны брызги фонтана и "шарманка". ОНА как будто задремала на слегка раскачивающемся кресле. Постепенно светлеет. Звонит телефон, потом замолкает, и звонит снова. Вбегает НОРА и успевает поднять трубку. ОНА просыпается и смотрит на часы.
ОНА: (медленно приходя в себя): Без двадцати два... (Поднимает голову – звездное небо превратилось в солнечное.) Светло...
НОРА (смеясь, отрывается от телефона): Потому что уже утро! Ты хоть выспалась?
ОНА (внимательно изучая циферблат на часах): Ах, десять минут девятого! А меня ждут в восемь!
НОРА (откладывая трубку): Подождут! Как я рада, что ты здесь!
ОНА: А где я могла быть? (Опять поднимая голову.) Ты думаешь, что я могла бы прорваться сквозь крышу к звездам? (Обе смеются.)
НОРА выходит и возвращается с двумя бокалами с соком.
НОРА: Что тебе снилось?
ОНА: Норочка, спасибо за заботу, но мне нужно бежать: у меня множество дел.
НОРА: Какие у тебя могут быть дела в такую рань. Побудь со мной.
ОНА: Ты закончила с цветами?
НОРА: Цветы требуют постоянной опеки, пойми наконец.
ОНА: Неужели в них смысл твоей жизни?
НОРА: Ты же видишь...
Слышен звонок. НОРА выбегает, и возвращается с ТРЕТИМ. У него в руках горшок с дивным цветком. НОРА забирает цветок и выносит его. ТРЕТИЙ садится напротив НЕЕ.
ОНА (не очень удивляясь): Кто бы подумал! Так вот откуда ты знал о лимоне!
ТРЕТИЙ (смеется): Помнишь, ты назвала лимон тюльпаном! И я подумал, что у моей девочки действительно нет тюльпана – и вот принес!
ОНА: Неужели тот цветок – тюльпан? Он скорее похож на...
Слышен звонок. Вскоре входят НОРА и ПРОКУРОР. ПРОКУРОР, увидев ЕЕ, подходит и с искренней радостью жмет ЕЙ руку.
ПРОКУРОР: Поверите ли, я ожидал вас здесь застать. Я просто "вызвал" вас, знаете, это такой особый способ... Лучше телефонов и писем. А вы не рады?
ОНА (с трудом подбирая слова): Я была бы рада понять ЧТО ЗДЕСЬ ПРОИСХОДИТ. Кто вас...
ПРОКУРОР (покорно): Я же объяснил. Вы, кажется, не верите. Но я постараюсь...
ОНА (встает): Извините, но мне все-таки нужно идти.
НОРА: Не убегай. Ты ведь умница.
ОНА (садится): Но я должна. Меня ждут.
ПРОКУРОР: Поверьте, я вам не желаю зла. Наоборот, хочу вам кое-что объяснить. Извините, конечно, что так – без предупреждения, ночью, – но вы же действительно умница, должны все понимать...
ОНА: Прокурор, о чем вы говорите – какая ночь? (Сердито.) Пытаете меня весь день, не интересуясь могу ли я, в состоянии ли отвечать, логично мыслить, и вообще... Я провела ночь в кресле, опаздываю на важную встречу. (Кричит.) Поймите, я не обязана оправдываться!
ПРОКУРОР (покорно): Ну, что вы. Я только немного удивлен, что такая хрупкая девушка не боится по ночам...
ОНА (орет) Да какое вам дело, где я ночую!
ПРОКУРОР: Пожалуйста, успокойтесь! Прошу вас, поймите, вы переутомлены. Хотите, отложим разговор до утра.
ОНА (резко вставая): Я спячу. (Обращаясь ко всем одновременно.) Мне нужно переодеться. Это вы понимаете? Мне нужно помыться. Это до вас доходит?! Я хочу в туалет! И чтобы вы молчали и меня не задерживали. И все. И больше ничего не хочу... НИКАКИХ ОБЪЯСНЕНИЙ! (Оглядываясь, выходит, слышно как хлопает дверь.)

ЗАНАВЕС

Сцена 4
ОНА стоит посредине своей комнаты в кромешной темноте. Звучит Альбинони. ОНА вдруг подходит к окну, осторожно приоткрывает штору: за окном ночь.
ОНА (не отходя от окна): А где же звезды? Остались там? „А за моим окном лишь ветер, не ведая покоя, разносит капли дождевые, деревья моет...” Зябко. Нужно одеться потеплее.
Оборачивается лицом к комнате, замечает поднос с чашечками, выносит его. Слышно, как в кухне некоторое время течет вода, потом перестает и опять звучит только музыка. ОНА возвращается, раздевается и уходит в ванную. Опять течет вода и прекращает. ОНА входит, пробует навести порядок в комнате. Выключает музыку. Громко тикает будильник. ОНА снимает телефонную трубку, набирает номер, прислушивается.
ОНА (в трубку): Прокурор? Извините, я ошиблась. Что? (С удивлением.) Это Ты? Я не понимаю... Нет, все в порядке. Я здорова. Выходит, ничего не случилось... Что это – какие-то посторонние звуки? Почему Ты смеешься? Я ни о чем не забыла, просто немного опаздываю – так получилось. У меня сломались часы... Ты мне не говорил. Но это не страшно. Все в порядке. Хорошо, я останусь дома, подожду тебя.
Осторожно откладывает трубку, машинально раскрывает журнал, потом вдруг начинает вынимать из стола различные предметы и сразу прячет их назад. В конце концов начинает все же читать, но чтение прерывается звонком в дверь. ОНА вскакивает, чтобы открыть, но не успевает. Входит ОН.
ОН: Милая, зацвел лимон.
ОНА: И у меня тоже новость: я придумала новые духи.
ОН: Ты что снова повздорила с Норой?
ОНА: Вот только названия никак не могу выбрать.
ОН: Ладно, не отвечай, если не хочешь...
ОНА: Оно должно быть необычным и таким легким как облако.
ОН: Как прошел день? Что нового?
ОНА: К тому же у меня немного времени на раздумья.
ОН: Вот как. А у меня, в общем, все без изменений.
ОНА (внезапно): Хватит. Уходи.
ОН (подходя к ней и пытаясь поцеловать): Я только что вернулся!
ОНА (отстраняясь): Ты слишком поздно вернулся. Надоели эти розыгрыши...
ОН: Не гони меня. Я обязательно что-нибудь придумаю. И тогда ты наконец-то сможешь мной гордиться.
ОНА: Я уже не смогу.
ОН: Но выслушай меня прежде чем так говорить.
ОНА: Нету никакого прежде. Как и никакого после. Это уже не игра. Все разрушилось, все сломалось.
ОН (пробуя шутить): Я все помню: твои часы, твой фильмоскоп. Скажи, что еще нужно починить?
ОНА: Не шути больше. У тебя никогда не было для меня времени.
ОН: Но я изменю это. Хочешь, я буду писать? Не надо мне никакой мастерской – я буду писать дома, в кабинете, а ты всегда сможешь быть со мной рядом. Я опишу все, чего не смог объяснить раньше. Я обязательно посвящу свою книгу тебе. Это будет наше общее детище.
ОНА: Да-да, все, о чем ты говоришь, возможно и не плохо – где-то в ином измерении.
ОН: Ты уже не хочешь быть моей музой?
ОНА (не слушая его): У нас не будет общего детища. Я думаю, ты быстро привыкнешь к этой мысли.
ОН (не обращая внимания на ее слова): А я уже все придумал. Я прямо сейчас начну писать.
Их последние монологи звучат параллельно. В это время ОН мечется по комнате, переставляя мебель: создает себе рабочее место за письменным столом. ОНА перемещается между зеркалом и окном; за окном чередуются ночь и день, звезды и солнце.
ОН: Блестящая идея: я наконец займусь "Пирамидой..." К черту все остальное. Ты права, мастерская крадет время. Я должен писать. Прости, что я раньше не рассказывал тебе об этом – мне казалось, что нужно абсолютно все продумать, не следует торопиться... Теперь я готов. Мне все совершенно понятно. Ты помнишь мои сны, о которых я тебе рассказывал? С них все началось. Наконец-то все готово!
ОНА: Я опоздала. Это не важно. Какая скука! Почему вдруг я соврала о духах? Обиделась, но виду не подала... (Смеется.) Так ведь ОН и поверил. А я не верю. И ничего уже не понимаю. Может быть, жизнь – это только сон. Я живу как во сне. Раньше все было по-другому. Были мечты, были стихи... Я думала, что знаю чего хочу и что люблю. (Пристально смотрит на себя в зеркало.) Чего же ты ждешь?!
ОН закончил перестановку, снял со шкафа пишущую машинку и, сдунув с нее пыль, бережно поставил на стол. Сел к письменному столу, порылся в ящичке, достал лист бумаги, вставил его в машинку. Задумался. Наконец начал писать.

1998


Рецензии
Анечка, скажите, некогда Вы любили Ремарка "Три товарища", да? У меня именно с Ремарком ассоциируется Ваша пьеса. А Вы ее давно написали? Моя "Инфантерия" написана очень давно, в 1989 г.

Юлия Вольт   17.04.2006 18:26     Заявить о нарушении
Юля, я свою пьесу дописала в 1998 году.
Я задумалась над тем, какое сходство может быть между ней и любимым мною Э. М. Ремарком:
"Кестер не обращал ни на кого внимания. Он
разобрал машину, как карманные часы, и несколько месяцев подряд возился с ней, оставаясь иногда в мастерской до глубокой ночи. И вот однажды он появился в своем автомобиле перед баром, в котором мы обычно сидели по
вечерам. Больвис едва не свалился от хохота, так уморительно все это выглядело. Шутки ради он предложил Отто пари. Он ставил двести марок против двадцати, если Кестер захочет состязаться с его новой гоночной машиной:
дистанция десять километров и один километр форы для машины Отто. Они ударили по рукам. Вокруг смеялись, предвкушая знатную потеху. Но Отто пошел дальше: он отказался от форы и с невозмутимым видом предложил повысить
ставку до тысячи марок против тысячи. Изумленный Больвис спросил, не отвезти ли его в психиатрическую лечебницу. Вместо ответа Кестер запустил мотор. Оба стартовали немедленно. Больвис вернулся через полчаса и был так потрясен,
словно увидел морского змея. Он молча выписал чек, а затем стал выписывать второй. Он хотел тут же приобрести машину.
Кестер высмеял его. Теперь он не продаст ее ни за какие деньги. Но как ни великолепны были скрытые свойства машины, внешний вид ее был страшен. Для повседневного обихода мы поставили самый старомодный кузов, старомодней
нельзя было сыскать. Лак потускнел. На крыльях были трещины, а верх прослужил, пожалуй, не меньше десятка лет. Разумеется, мы могли бы отделать машину значительно лучше, но у нас были основания поступить именно так.
Мы назвали машину "Карл". "Карл" -- призрак шоссе..."

Korol   18.04.2006 07:39   Заявить о нарушении
Да нет... Ваша пьеса показалась мне Перевернутым Ремарком: он, она, машины, но все наизнанку: прежде всего перевернуты отношения между ними. Возможно, мое восприятие слишком субъективно, но мне пришел на ум именно Ремарк, именно "Три товарища"

Юлия Вольт   19.04.2006 18:17   Заявить о нарушении
Юля, ИМЕННО, наизнанку. Могу лишь поблагодарить Вас за это определение. Вы поняли, что я очень люблю театр и всё театральное, татрализованное. Мне, как автору, ИГРА доставляет удовольствие. Игра ситуациями. На сцене. Не забывайте: мы - в театре. :)

Я как раз сейчас читаю об опере «Так поступают все женщины», которую знаменитый Патрис Шеро поставил в Экс-ан-Провансе. Он "вывернул изнанку театра – мир закулисья, где на ничейной, ежеминутно меняющейся территории и разворачивается опера о превратностях любви... Веселая путаница с переменой партнеров, переодеваниями и любовными искушениями каждым режиссером трактуется по-своему: как эротическая комедия, поучительное моралите или иносказание о природной силе влечения."

Конечно, моё отношение к "Страницам театральной жизни" сильно отличается от отношения к прозе Ремарка, - хотя бы потому, Юля, что к "Трём товарищам" я, конечно, отношусь гораздо серьёзнее: там ведь речь идёт о настоящей дружбе, и о любви до гроба, - так как должно быть в жизни.

Korol   19.04.2006 19:30   Заявить о нарушении
Анечка, а Вы на "ТВОРЧЕСТВЕ для всех" зарегистрированы?

Юлия Вольт   26.04.2006 06:54   Заявить о нарушении
Юля, нет, конечно. Мне думалось, что в сенате об этом известно ;). Я только регулярный читатель и верный поклонник Творчества... А писательница я на прозе.ру. :)
Аня

Korol   26.04.2006 08:08   Заявить о нарушении
Жаль... У Вас хороший слог, а мне так тяжко тянуть на себе "Тиранию". Хотела Вас сагитировать на сотрудничество. Я сейчас очень занята апрельским выпуском... Номер почти готов, но одна из обязательных рубрик:"Трибуна" не заполнена ничем. И разглагольствовать или трепаться придется мне самой. И не дают сосредоточиться всякие помехи. И день буриме еще надо провести. А Вы бы могли, если бы захотели, и потрепаться, и поразглагольствовать:)

Юлия Вольт   26.04.2006 08:44   Заявить о нарушении
Спасибо за лестный отзыв и предложение (^:
Юля, я знакома с "Тиранией Рифмы", но не ориентируюсь в тонкостях: о чем должна, по Вашему плану, идти речь в "Трибуне"?
Аня

Korol   26.04.2006 12:54   Заявить о нарушении
Смотрите, я допустила неточность. "Трибуна" - это не рубрика, а раздел, который на сегодняшний день имеет три рубрики: разглагольствования, треп и рифмованные речи (последняя только для стихов авторов, зарегистрированных на сайте)
Вот выдержка из уставных документов журнала:
"2. Обязательный раздел "Трибуна" будет предоставляться для выступлений следующего характера:

2.1. РАЗГЛАГОЛЬСТВОВАНИЯ. В рамках данной рубрики будут публиковаться философские, литературоведческие и прочие эссе, посвященные рифме.

2.2. ТРЕП. В рамках данной рубрики будут освещаться внутренние интриги и прочие организационные вопросы, связанные с деятельностью "Клуба любителей свежей рифмы"

2.3. РИФМОВАННЫЕ РЕЧИ. В рамках данной рубрики будут публиковаться рифмованные стихи авторов сайта, показавшиеся сотрудникам журнала достойными быть зачитанными с трибуны".

Вы можете сами придумать себе рубрику. Главное, чтобы Вы писали о рифме:))

Юлия Вольт   26.04.2006 16:58   Заявить о нарушении
Когда начинаешь заниматься серьезно, выясняется, что рифма-то как раз наименее изучена и работы, ей посвященные, можно по пальцам пересчитать.
А еще выясняется, что это не просто технический инструмент, что это - много серьезней.
Апрельский номер у нас весь будет посвящен... А впрочем, не буду разглашать производственную тайну:)))

Юлия Вольт   26.04.2006 17:03   Заявить о нарушении
Юля, если "Трибуна" даёт мне такую свободу выбора вплоть до самоопределения, то я уже берусь предоставить Вам материал:

2.4 Игра.

Вы наверняка слышали или читали об оригинальной классификации игр: от простейших, называемых paidia, не ограниченных правилами и регламентом, - до ludus, которые являются более высоким типом paidia.
...

Аня

Korol   26.04.2006 17:25   Заявить о нарушении
Не слышала, если честно. Для игр у нас есть ИГРОВАЯ. Вот, ознакомьтесь:
http://www.my-works.org/content/works/text.html?text_id=14487
Создавалась она как место для игр в буриме и проч. игр с рифмами, но в буриме не особо хотят играть на этом мертвом сайте.
А для интересных материалов, имеющих к рифме отдаленное отношение, а точнее: не имеющих какого-либо отношения, у нас есть "ГОСТИНАЯ".
Напишите подробнее вот сюда:rifmec@yandex.ru

Юлия Вольт   26.04.2006 17:59   Заявить о нарушении
ОПЕЧАТКА:
после слов "ВОТ ОЗНАКОМТЕСЬ" д.б. ссылка:
http://www.my-works.org/content/works/text.html?text_id=14487

Юлия Вольт   26.04.2006 18:01   Заявить о нарушении
В общем, не получается ссылка по неведомым мне причинам:( Это анонс на странице Тирании.

Юлия Вольт   26.04.2006 18:04   Заявить о нарушении
Юля, пошла я, куда Вы меня послали. Прихожу и вижу:

«Игровая

Итоги апрельского конкурса "День буриме"»

Вы, конечно, не об этом мне писАли...

А предложенная мною ИГРА имела отношение к игре в том числе в рифму :-)

Напишите, куда мне писАть, если на адрес e-mail, то не адрес ли это Тиранки??

Аня

Korol   26.04.2006 18:15   Заявить о нарушении
Если игра в РИФМУ, то ура!!!!!!!!!!!!!!!:))

Вот адрес Тирании: rifmec@yandex.ru
А на ТВОРЧЕСТВЕ у нее есть персональная страница. На этой странице опубликованы анонсы журналов, в которых освещаются и вопросы структуры.
Аня, я сейчас уже займусь разглагольствованиями. У меня другого времени до конца апреля может и не быть.
Буду рада, если наше сотрудничество состоится:)) Очень рада!!!

Юлия Вольт   26.04.2006 18:32   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.