Татьяна не Онегина
http://www.plexus.org.il/texts/grun_tatjana.htm
Илья Грюн
"Я БУДУ ВЕК ЕМУ ВЕРНА": О (НЕ)ВЕРНОСТИ
ТАТЬЯНЫ
Обещание свое Татьяна сдержала. Свыше столетия критика восторгалась добродетельностью пушкинской героини, прежде чем в 1964 году В. Набоков в своих "Комментариях" не поставил под вопрос искренность и окончательность ее ответа Онегину в заключительной сцене романа:
"Не может возникнуть сомнения в том, что Пушкин стремился представить решение княгини N. как окончательное, но удалось ли ему это? <...> Я нахожу нужным заявить, что ее ответ Онегину отнюдь не содержит тех примет торжественного последнего слова, которые в нем стараются обнаружить толкователи" [Набоков 1999: 775-777].
При внимательном рассмотрении становится очевидно, что на протяжении всей своей речи Татьяна колеблется, и только полная пассивность Онегина удерживает ее от измены мужу.
Эта финальная сцена начинается с приезда Онегина в дом Татьяны:
XL
Конечно, былые Татьянины грезы разнятся с их теперешним воплощением. Онегин оказывается вовсе не хозяином положения (во сне: "Он там хозяин, это ясно") - он сам готов упасть в обморок ("Стоит Евгений, / Как будто громом поражен") - и это одна из причин того, что входящий в этот момент князь не застает Онегина "клонящим голову свою / К ней на плечо" 10.
Существует мнение, что Пушкин был, так сказать, лично заинтересован в том, чтобы Татьяна сохранила верность мужу, поскольку сам он в период создания восьмой главы готовился к свадьбе с Н. Гончаровой. Соответственно, в монологе Татьяны появляются личностно-пушкинские опорные понятия "гордость", "честь" 11. Между тем в "Каменном госте", созданном в то же время, что и восьмая глава (Болдинская осень), возникает ситуация, очень сходная с последней сценой "Онегина", но разрешается она иначе: вдова Командора, отсылая прочь Дон Гуана ("Пора, поди"), все же дарит ему поцелуй, забыв и "гордость" и "честь". Подобно тому, как Дона Анна, которая искренне чтит память своего мужа, не способна отвергнуть соблазнителя ("как сердцем я слаба"), так и Татьяна далека от решимости, отказывая Онегину.
Энергия последнего монолога рождается из конфликта между уважением Пушкина к браку и внутренней драмой его героини. Пушкин словно борется с любовью Татьяны к Онегину - борется, уничижая последнего. Ведь высшее напряжение всего монолога - отнюдь не в прощальных словах Татьяны, а в реакции на них Онегина:
XLVIII
Она ушла. Стоит Евгений
Как будто громом поражен.
В какую бурю ощущений
Теперь он сердцем погружен!
Последнее слово - за ним. И обнаруживается, что Онегин бессилен и бесплоден в любви. Ибо вот его молчаливый ответ: он не следует "сердцем" за Татьяной, а вместо того лишь погружается в "бурю ощущений" 12.
Потому Татьяна и предпочла бы "колкость… брани", "холодный, строгий разговор", памятные ей, что за ними могли еще угадываться притягательная сила, властность, потаенные страсти, для которых семейные узы, возможно, слишком тесны. Но бездействие в ту минуту, когда любимая женщина сама открывается в ответной любви, равносильно признанию в человеческом и мужском бессилии. Здесь, а не в его кабинете, Татьяне впору окончательно разочароваться в Онегине. Зато он вновь, как и после ее письма, поступает "благородно", спасая честь Татьяны, - очевидно, лишь оттого, что лишить ее этой "чести" он попросту неспособен.
Свидетельство о публикации №202091500069