Крылов, баснописец
http://www.nlo.magazine.ru/scientist/24.html
С середины 1780-х годов Крылов последовательно и чрезвычайно агрессивно конструирует свой литературный облик, отталкиваясь от уже имеющихся русских стереотипов. Его не удовлетворяет ни позиция "сочинителя в прихожей", ни прямолинейный (и извращенный, как старается показать Крылов) дворянский либерализм княжнинского толка, ни искательно-будирующая маска Державина, ведущего задушевный разговор с монархом "с человеческим лицом". Крылов высмеивает два первых варианта и подчеркнуто отстранятся от последнего. Для моделирования крыловской позиции существенно было стихотворение Г.Р. Державина "Видение Мурзы", написанное еще в 1783-1784 гг., но впервые напечатанное в 1791-м, в первом, открывавшем все издание, номере "Московского Журнала". В своем стихотворении Державин изящно открещивался от обвинений в неумеренной лести государыне, вернее, придавал своим поэтическим панегирикам метафизический налет горацианского "взаимного" бессмерия поэта и его "предмета". Обращаясь к Екатерине, он заключал:
...Как солнце, как луну поставлю
Твой образ будущим векам;
Превознесу тебя, прославлю;
Тобой бессмертен буду сам 18.
Крылов (как в те годы и Клушин) пытается реализовать новый стереотип литературно-бытового поведения, который не объясняется ни социологической (Гуковский), ни "заговорщической" (Гордины) схемой. Крылов не принадлежал к политическим заговорщикам и не являлся борцом с русским дворянством как классом. Он был всего лишь выдающимся русским либертином, ориентирующимся на европейские формы либертинажа.
Вольнодумство, свободный (и даже богемный) образ жизни, антиклерикализм, "раскованные" (и прямо порнографические) сюжеты, соединяемые с метафизическими темами (как в знаменитой "ThОrПse philosophe" д"Аржана), в сочетании с задиристым и даже скандальным поведением (памфлетерство, пасквильный характер сочинений) составляли субстрат европейского либертина XVIII века.
Свидетельство о публикации №202091800122