Набоков. Секреты мастерства позднего периода
http://www.rambler.ru/db/news/msg.html?mid=1871219
Общий пафос книги "Владимир Набоков" нетрадиционен. Как художник, Набоков у Зверева куда ближе беспринципному фабриканту грез из "Камеры обскуры" карикатуристу Горну, чем к мечтательному поэту Годунову-Чердынцеву из "Дара". Упреки эмигрантских критиков в бездуховности писателя Сирина, которые Зверев цитирует, плавно переходят уже в его собственный анализ последних романов Набокова, чрезвычайно напоминающих биографу шахматные этюды. Вершина набоковского творчества, "Дар" оказывается в этом ряду прежде всего даром для самого Набокова, даром нежданным, достаточно сильно противоречащим избранной им литературной идеологии. Недаром приведенные у Зверева фрагменты черновиков с попытками продолжить роман кажутся вопиюще бездарными.
Железный распорядок дня, ящички с карточками, математический просчет композиции, позволявший в любой момент продолжить роман с любого места, ставка на пародию и каламбуры, пряные "клубничные" сюжеты, смешение (до полной неразличимости) яви и бреда - все это в американские и швейцарские годы уже не могло восполнить катастрофический дефицит творческой интуиции.
А.М. Зверев. Владимир Набоков. - Москва: "Молодая гвардия", 2001. - 453 с.
Свидетельство о публикации №202092100067