Хват, перехват 2
Владимир Набоков. Хват
Наш чемодан тщательно изукрашен цветными наклейками,--
Нюрнберг, Штутгарт, Кельн (и даже Лидо, но это подлог); у нас
темное, в пурпурных жилках, лицо, черные подстриженные усы и
волосатые ноздри; мы решаем, сопя,
//нас описали, и нас оценили//
крестословицу. В отделении
третьего класса мы одни, и посему нам скучно,
//для чего мн число? //
Поздно вечером приедем в маленький сладострастный город.
Свобода действий! Аромат коммерческих путешествий! Золотой
волосок на рукаве пиджака! О женщина, твое имя -- золотце...
Так мы называли нашу маму, а потом -- Катеньку. Психоанализ: мы
все Эдипы. За прошлую поездку изменено было Катеньке трижды, и
это обошлось в тридцать марок. Почему в городе, где живешь, они
всегда мордастые, а в незнакомом -- прекраснее античных гетер?
Но еще слаще: элегантность случайной встречи, ваш профиль
напоминает мне ту, из-за которой когда-то... Одна-единственная
ночь, после чего разойдемся, как корабли...
Еще возможность:
она окажется русской.
// ...//
Позвольте представиться: Константин...
фамилью, пожалуй, не говорить,-- или может быть выдумать?
//любимая идея//
Сумароков. Да, родственники.
Мы не знаем известного турецкого генерала и не можем найти
ни отца авиации, ни американского грызуна,
//намек на тупизну//
-- а в окно смотреть
тоже не особенно забавно. Поле. Дорога. Елки-палки, Домишко и
огород. Поселяночка, ничего, молодая.
Катенька -- тип хорошей жены. Лишена страстей, превосходно
стрялает, моет каждое утро руки до плеч и не очень умна: потому
не ревнива.
//умная – значит ревнивая?//
Принимая во внимание доброкачественную ширину ее
таза, довольно странно, что уже второй ребеночек рождается
мертвым.
//??//
Тяжкие времена. Живешь в гору. Абсолютный маразм, пока
уговоришь, двадцать раз вспотеешь, а из них комиссионные
выжимай по капле. Боже мой, как хочется поиграть в феерически
освещенном номере с золотистым, грациозным чертенком...
Зеркала, вакханалия, пара шнапсов. Еще целых пять часов.
Говорят, железнодорожная езда располагает к этому. Крайне
расположен. Ведь как там ни верти, а главное в жизни --
здоровая романтика.
//!!//
Не могу думать о торговле, пока не пойду
навстречу моим романтическим интересам. Такой план: сперва-- в
кафе, о котором говорил Ланге. Если там не найдет...
Шлагбаум, пакгаузы, большая станция. Наш путник
//переход к 3 лицу//
спустил
оконную ра.му и оперся на нее. расставив локти. Через перрон
дымились вагоны какого-то экспресса. Под вокзальным куполом
смутно перелетали голуби. Сосиски кричали дискантом, пиво --
баритоном.
//твор находка?//
Барышня в белом джемпере, то соединяя оголенные руки
//по плечи или по локоть? Что есть «оголенное» для молодого Н?//
за спиной (и покачиваясь, и хлопая себя сзади по юбке сумкой),
то скрещивая их на груди (и наступая ногой на собственную
ногу), то, наконец, держа сумку под мышкой и с легким треском
засовывая проворные пальцы за блестящий черный пояс, стояла,
говорила, смеялась,-- и напутственно касалась собеседника, и
опять извивалась на месте,
//??//
загорелая, с открытыми ушами,-- и на
пряничной коже предплечья-- очаровательная царапина. Не
смотреть, но все равно, будем фиксировать. В лучах напряженного
взгляда она начинает млеть и слегка расплываться. Сейчас сквозь
нее проступит все, что за ней,-- мусорный ящик, реклама,
скамья. Но тут, к сожалению, пришлось хрусталику вернуться к
нормальному состоянию,-- все передвинулось, мужчина вскочил в
соседний вагон, поезд тронулся, она вынула из сумки платок.
Когда, уже отставая, она поравнялась с окном, Константин,
Костя. Костенька, трижды смачно поцеловал свою ладонь и
осклабился,-- но она и этого не заметила: ритмично помахивая
платком, уплыла.
Поднял раму и обернувшись, он с приятным удивлением
увидел, что за время его гипнотических занятий отделение успело
наполниться. Трое с газетами,-- а в углу, по диагонали,
черноволосая напудренная
//почему? Чтобы не потеть?//
дама в берете и глянцевитом,
полупрозрачном, как желатин, пальто, непроницаемом может быть
для дождя, но не для взгляда. Корректные шутки и правильный
глазомер,-- вот наш девиз.
Минут через десять он уже разговорился с аккуратным
стариком, сидевшим напротив,-- вступительная тема прошла мимо
окна в виде фабричной трубы,-- и затем было сказано несколько
цифр,-- и оба выразились с печальной насмешкой о наставших
временах, а бледная дама положила на полку худосочный букет
незабудок и, вынув из чемодана журнал, погрузилась в прозрачное
чтение: сквозь него просвечивает наш ласковый голос, наша
дельная речь.
//ВВ еще снисходит до объяснений//
Вмешался второй мужчина, чудный толстяк в
клетчатых штанах, засупоненных в зеленые чул"ки, и заговорил о
свиноводстве. Какой хороший знак: она оправляет всякое место,
на которое посмотришь.
//похоже, есть контакт!//
Третий, дерзкий нелюдим,
//??//
скрывался за
газетой. На следующей станции свиновод и старик вышли, нелюдим
удалился в вагон-ресторан, а дама пересела к окну.
Разберем по статьям. Траурное выражение глаз, развратные
губы.
//ВВ отчеканил, отстаканил//
Первоклассные ноги, искусственный шелк.
//какие тогда носили чулки? Кстати, разве тогда платья были не до пяток?//
Что лучше:
опытность интересной тридцатилетней брюнетки или глупая
свежесть золотистой егозы? Сегодня лучше первое, а завтра будет
видно. Далее: сквозь желатин пальто -- прекрасное обнаженное
тело,-- как наяда сквозь желтую воду Рейна.
//Опережение событий//
Судорожно встав,
она сняла пальто, но под ним оказалось бежевое платье с круглым
пикейным воротничком. Поправь его. Так.
-- Майская погода,-- любезно сказал Константин,-- а тут
все еще топят.
Она подняла бровь и ответила: "Да, жарко, я смертельно
устала. Мой контракт кончился, я теперь еду домой. Все меня
угощали, буфет на вокзале первосортный,
//ноги первокласные, буфет первосортный, а осетрина?//
я слишком много
выпила,-- но я никогда не пьянею, а только чувствую тяжесть в
желудке. Жить стало трудно, я получаю больше цветов, чем денег,
и теперь я буду рада отдохнуть, а через месяц новый ангажемент,
но откладывать что-либо разумеется невозможно. Этот
толстопузый, который сейчас вышел, вел себя неприлично. Как он
на меня смотрел. Мне кажется, что я еду давно-давно, и так
хочется скорей вернуться в свою уютную квартирку, подальше от
всей этой кутерьмы, болтовни, чепухи".
//Краткий ответ//
-- Позвольте вам предложить,-- сказал Костя,-- смягчающее
вину обстоятельство.
//какие еще невинные бисерные игры!//
Он вынул из-под себя обшитую пестрым сатином,
прямоугольную, надувную подушечку, которую всегда подкладывал
во время своих твердых, плоских, геморроидальных поездок.
-- А вы сами? -- спросила дама.
-- Обойдемся, обойдемся. Попрошу вас привстать.Пардон.
Теперь сядьте. Не правда ли мягко? Эта часть особенно
чувствительна в дороге.
-- Благодарю вас.-- сказала она.-- Не все мужчины так
внимательны. Я очень похудела за последний месяц.
//Прекрасный образец логики//
Как хорошо:
прямо как во втором классе.
-- У нас, сударыня, галантность -- врожденное свойство.
Да, я иностранец. Русский.
//!!//
Раз было так: мой отец гулял по
своему поместью со старым приятелем, известным генералом,
навстречу попалась крестьянка -- старушка такая с вязанкой
дров,-- и мой отец снял шляпу, а генерал удивился, и тогда мой
отец сказал: "Неужели вы хотите, ваше превосходительство, чтобы
простая крестьянка была вежливее дворянина?"
-- Я знаю одного русского,-- вы наверное тоже слыхали,--
позвольте, как его? Барецкий... Барацкий... Из Варшавы,-- у
него теперь в Хемнице аптекарский магазин... Барацкий...
Барецкий... Вы наверное знаете?
-- Нет. Россия велика. Наше поместье, например, было
величиной с вашу Са-ксонию. И все потеряно, все сожжено. Зарево
было видно на семьдесят километров. Моих родителей растерзали
на моих глазах. Меня спас наш верный слуга, ветеран турецкой
кампании...
-- Ужасно,-- сказала она,-- ужасно.
-- Да, но это закаляет. Я бежал, переодевшись крестьянкой.
Из меня вышла в те годы очень недурная девочка. Ко мне
приставали солдаты... Особенно один негодяй... Случилась, между
прочим, пресмешная история.
Рассказал эту историю.
//неинтересную для читателей//
"Фуй",-- произнесла она с улыбкой.
-- Ну, а потом -- годы скитаний, множество профессий. Я,
знаете, даже чистил сапоги,
//!!//
-- а во сне видел тот угол сада, где
старый дворецкий при свете факела закопал наши фамильные
Драгоценности... Была, помню, сабля, осыпанная бриллиантами...
-- Я сейчас вернусь,-- сказала дама.
//для чего выходила дама? В смысле, для чего это надо ВВ?//
Вернувшись, она снова опустилась на не успевшую остыть
подушечку
//...//
и мягко скрестила ноги.
-- Кроме того, два рубина -- вот таких, акции в золотой
шкатулке, эполеты моего отца, нитка черного жемчуга...
-- Да, многие теперь разорились,-- заметила она со вздохом
и продолжала, подняв, как давеча, бровь: "Я тоже много чего
пережила... Я рано вышла замуж, это был ужасный брак, я решила
-- довольно! буду жить по-своему... Я в ссоре с родителями вот
уже больше года,-- старики, ведь, молодых не -понимают,-- и мне
это очень тяжело,-- прохожу, бывало, мимо их дома и мечтаю --
вот войду, а мой второй муж теперь, слава Богу, в Аргентине, он
мне пишет такие удивительные письма, но я к нему никогда не
вернусь. Был еще человек,-- директор завода, очень солидный,
обожал меня, хотел, чтобы у нас был ребенок. Его жена тоже
такая хорошая, сердечная,-- гораздо старше его,
//...//
-- мы все были
так дружны,
//...//
летом катались на лодке, но они потам переехали во
Франкфурт. Или вот актеры,-- это прекрасные, веселые люди,-- и
все так по-товарищески, и нет того, чтобы сразу, сразу сразу...
//??//
А Костя между тем думал: знаем этих родителей и
директоров. Все врет. А очень недурна. Груди, как два
поросеночка,
//чудно//
узкие бедра. Видно, не дура выпить. Закажем,
пожалуй, пива.
-- Ну, а потом повезло, я разбогател чрезвычайно. Я имел в
Берлине четыре дома. Но человек, которому я верил, мой друг,
мой компаньон, обманул меня... тяжело вспоминать. Я разорился,
но духом не пал, и теперь опять, слава Богу, несмотря на
кризис... Вот кстати я вам кое-что покажу, сударыня...
В чемодане с роскошными ярлыками находились (среди прочих
продажных предметов) образцы моднейших дамских зеркалец
//...//
(для
сумок). Зеркальце не круглое и не четырехугольное, а фантази,--
в виде, скажем, цветка, бабочки, сердца. Принесли пиво. Она
рассматривала зеркальца и гляделась в них; по стенкам стреляли
световые зайчики. Пиво она выпила залпом, как солдат,
//...//
и стерла
пену с оранжевых губ тыльной стороной руки.
//в смысле, вульгарно?//
Костенька любовно
уложил образцы в чемодан и поставил его обратно на полку. Ну,
что ж,-- приступим.
-- Знаете,-- я на вас смотрю, и все мне сдается, что мы
уже встречались когда-то. Вы до смешного
//!!//
похожи на одну даму,--
она умерла от чахотки,-- из-за которой я чуть не застрелился.
Да, мы, русские, сентиментальные чудаки, но поверьте, мы умеем
любить со страстью Распутина и с наивностью ребенка. Вы
одиноки, и я одинок. Вы свободны, и я свободен. Кто же может
нам запретить провести вдвоем в укромном месте несколько
приятных часов?
//быстрота и натиск//
Она соблазнительно
//...//
молчала. Он сел рядом с ней. Усмехаясь
и тараща глаза, хлопая коленками и потирая ладони, он глядел на
ее профиль.
//исчерпывающее описание//
-- Вы куда едете? -- спросила ока. Костенька сказал.
-- А я вылезаю в...
Она назвала город, известный своим сырным производством.
-- Ну, что ж,-- я с вами, а завтра поеду дальше. Не смею
ничего утверждать, сударыня, но у меня есть все основания
думать, что ни вы, ни я не пожалеем...
Улыбка, бровь.
-- Вы даже еще не знаете, как меня звать.
-- Ах, не надо, не надо... Зачем нам имена?
//ни нам, ни ВВ//
-- Все-таки,-- сказала она и протянула ломкую визитную
карточку. Зонья Бергман.
-- А я просто Костя,-- Костя и никаких. Так и зовите
меня,-- ладно?
Прелестная женщина. Нервная, гибкая, интересная женщина.
Приедем через полчаса. Да здравствует жизнь, счастье,
полнокровие! Долгая ночь обоюдоострых наслаждений! Полный
ассортимент ласк! Влюбленный Геркулес!
Вернулся из вагона-ресторана пассажир, прозванный нами
нелюдимом, и пришлось прервать ухаживание. Она вынула несколько
любительских снимков и стала показывать: вот это моя подруга, а
это очень милый мальчик,-- его брат служит на радиостанции. Вот
тут я отвратительно вышла. Это моя нога. А тут узнаете? -- я
надела котелок и очки. Правда, забавно?
Подъезжаем. Подушечка была возвращена с благодарностью.
Костя выпустил из нее воздух и уложил ее.
//несколько неуклюже?//
Поезд начал
тормозить.
-- Ну, до свидания,-- сказала дама.
//кому?//
Энергично и весело он вынес оба чемодана,-- - ее
маленький, фибровый,
//в смысле, дешевый?//
и свой благородный. Вокзал был насквозь
пробит тремя пыльными солнечными лучами. Задремавший нелюдим и
забытый букет незабудок
//...//
поехали дальше.
-- Вы сумасшедший,-- сказала она со смехом.
Свой чемодан он сдал на хранение, но предварительно извлек
оттуда плоские ночные туфли. Перед вокзалом стоял всего один
таксомотор.
-- Куда же? В ресторан? -- спросила дама.
//...//
-- Мы устроим ужин у вас,-- нетерпеливо сказал Костя.--
Получится гораздо уютнее. Мы сейчас поедем, Так лучше. Я думаю,
он разменяет пятьдесят марок? -- У меня все крупные. Нет,
впрочем, есть мелочь. Адрес, скажите адрес.
В автомобиле пахло керосином. Не будем портить себе
удовольствие поверхностными прикосновениями.
//расчетливый ты наш!//
Скоро ли? Какой
тихий город. Скоро ли? Становится невтерпеж. Эту фирму я знаю.
Кажется, приехали.
Остановились у старого черного с зелеными ставнями дома.
На четвертой площадке она остановилась и сказала: "А что, если
ко мне нельзя? Откуда вы знаете, что я вас к себе впущу? Что
это у вас на губе?"
//...//
-- Лихорадка,-- сказал Костя,-- лихорадка. Ну же,
отпирайте дверь. Забудем все на свете. Скорей. Отпирайте.
Вошли. Передняя с большим шкапом, кухня и маленькая
спальня.
//в смысле – скромная обстановочка//
-- Нет, погодите. Я голодна. Сперва поужинаем. Давайте
сюда эти пятьдесят марок,-- я заодно разменяю.
-- Только ради Бога скорее,-- сказал Костя, роясь в
бумажнике.-- Менять нет надобности, у меня вот как раз есть
десятка.
-- Что купить? -- спросила она.
-- Ах, все, что угодно. Умоляю только поторопиться.
Она ушла,-- причем заперла за собой Д[Верь на все замки.
Предосторожность. Но чем можно было бы тут поживиться? Ничем.
Посреди кухни лежит на спине, раскинув коричневые лапки,
мертвый таракан. Над покрытой кружевом деревянной кроватью
прибита к пятнистой стене фотография полнощекого завитого
мужчины. Костя сел на единственный стул, торопливо сменил
красные башмаки
//...//
на принесенные туфли. Потом, спеша, скинул
пиджак, отстегнул сиреневые подтяжки, снял крахмальный
воротничок. Быстро пройдя на кухню, он вымыл под краном руки
(уборной не было)
//...//
и осмотрел в зеркале свою губу. Вдруг
раздался звонок.
Он беззвучно засеменил к двери, посмотрел "в глазок,
//уборной нет, а глазок есть...//
но
ничего не увидел. Стоявший за дверью опять позвонил, и было
слышно, как звякнуло медное кольцо.
//звонок старинный, не электрический//
Все равно, не впустим.
Дверь заперта, и ключа нет.
-- Кто там? -- вкрадчиво спросил Костя.
Надтреснутый
//...//
мужской голос осведомился: "Скажите,
пожалуйста, госпожа Бергман вернулась?"
-- Нет еще,-- ответил Костя,-- а что такое?
-- Несчастье,-- сказал голос и выжидательно замер. Костя
ждал тоже.
Голос продолжал: "Вы не знаете, когда она будет? Мне
сказали, что она должна сегодня вернуться. Вы, кажется,
господин Зейдлер?"
//...//
-- А в чем дело? Я ей передам.
Голос откашлялся и сказал, точно по телефону:
-- Тут говорит Франц Лошмидт.
//интересная фраза//
Вы передайте ей,
пожалуйста...
Оборвался и нерешительно спросил: "Может быть, вы впустите
меня?"
-- Ничего, ничего,-- заторопился Костя,-- я ей все
передам. Так в чем же дело?
-- Передайте ей, пожалуйста, что ее отец при смерти, он не
доживет до утра, с ним был в магазине удар. Пускай она сразу
придет. Когда, вы думаете, она вернется?
-- Скоро,-- ответил Костя,-- скоро. Я передам. До
свидания.
Лестница поскрипела и смолкла. Костя метнулся к окну.
Долговязый юноша в плаще, с маленькой сизой головой, пересек
улицу и скрылся слева за углом. Минут через пять справа
//зеркальность «невстречи»//
появилась она, неся набитую пакетами сетку.
Ключ хрустнул в верхнем замке, потом в нижнем.
//...//
-- Ух,-- сказала она, входя,-- ну и накупила же я всякой
всячины.
-- После, после,-- сказал Костя,-- после поужинаем. Пойдем
в спальню. Оставь все это. Я умоляю.
-- Есть хочу,-- ответила она протяжно, и, хлопнув его по
рукам, прошла на кухню. Он за ней.
-- Ростбиф,-- сказала она.-- Белый хлеб. Масло. Наш
знаменитый сыр. Кофе. Полбутылки коньяку. Ах, Господи, неужели
вы не можете подождать? Оставьте, это неприлично.
Костя однако прижал ее к столу, и она вдруг стала
беспомощно смеяться, его ногти цепляли за зеленую шелковую
вязку,
//платье бвло бежевым//
и все произошло очень неудачно, неудобно и
преждевременно.
//и так невинно!!//
-- Фуй! -- произнесла она с улыбкой.
Нет, не стоило. Покорно благодарим за такое удовольствие.
Расточительство. Я уже больше не в цвете лет. Гадость в общем.
Потный нос, потрепанная морда. Вымыла бы руки раньше, чем
трогать продукты. Что у вас иа губе? Нахальство. Еще
неизвестно, кто от кого.
//...//
Ну, ничего не поделаешь.
-- А сигара мне куплена? -- спросил он.
Она вынимала вилки из буфета и не расслышала.
-- Где сигара? -- повторил он.
-- Ах, я не знала, что вы курите. Хотите, сбегаю?
-- Ничего, сам пойду,-- сказал он хмуро и, перейдя в
спальню, быстро переобулся и оделся. Через открытую дверь было
видно, как она, некрасиво двигаясь,
//...//
накрывает на стол.
"Табачная лавка сразу направо",-- пропела она и бережно
положила на тарелку холодные, розоватые ломти ростбифа, который
ей не приходилось есть вот уже больше года.
//!!!///
-- Я еще куплю пирожных,-- сказал он и вышел.-
//С тапками в кармане?//
- "А также
сбитых сливок, пол-ананаса и конфет с ликером",-- добавил он
про себя.
Очутившись на улице, он посмотрел наверх, на ее окно
(кажется, вот это с кактусами,-- или следующее?) и потом пошел
направо, обогнул мебельный фургон, чуть не попал под колесо
велосипедиста и показал ему кулак. Дальше был сквер, какой-то
памятник. Он свернул и увидел в самой глубине улицы, на фоне
грозовой тучи, ярко освещенную закатом, кирпичную башню церкви,
мимо которой помнится проезжали. Оттуда до вокзала оказалось
совсем близко. Нужный поезд отходил через четверть часа,-- тут
по крайней мере повезло.
//да, да, «время – деньги»//
Чемодан-- тридцать пфеннигов,
таксомотор-- марка сорок, ей-- десять (можно было и пять), что
еще? Да, пиво в поезде, пятьдесят пять. Итого: четырнадцать
марок девяносто пять пфеннигов. Довольно глупо. А насчет
случившегося она все равно рано или поздно узнает. Избавил ее
от тяжелых минут у смертного одра. Может быть, все-таки послать
ей отсюда записку? Но я забыл номер дома. Нет, помню: 27, Но,
во всяком случае, можно предположить, что я забыл,-- никто не
обязан иметь такую память. Представляю, какой был бы скандал,
если бы я ей доложил сразу после. Старая выдра! Нет, нам
нравятся только маленькие блондинки,-- - запомнить это раз
навсегда.
В поезде битком набито, жарко. Нам как-то не по себе, нам
хочется не то есть, не то спать. Но когда мы наедимся и
выспимся, жизнь похорошеет опять, и заиграют американские
инструменты в веселом кафе, о котором рассказывал Ланге. А
затем, через несколько лет, мы умрем.
//?!?//
Свидетельство о публикации №202092200087