Краткий Климентов

Полный текст на:


Андрей Платонов (краткий биографический очерк)


     Андрей  Платонович  Платонов  (псевдоним, настоящая фамилия  Климентов)
1899-1951, русский писатель, по сути, единственный  "пролетарский"  писатель
за  советскую эпоху,  оказавшийся  действительно великим, причем лишь  после
смерти, к своему 100-летию, когда, наконец,  оказались  опубликованы (с 1984
по  1988  гг.)  основные  его произведения - романы  "Чевенгур" (1927-1929),
"Счастливая Москва" (1933-1934), повести "Котлован" (1929-1930), "Ювенильное
море" (1931-1932) и др.  Ранее  же  он  был  известен лишь как автор  "малой
прозы"  - замечательных рассказов и  повестей "Река Потудань"  (1937), "Фро"
(1936), "Июльская гроза"  (1938), "Бессмертие"  (1937), "Третий сын" (1936),
"Джан"  (1934), "Происхождение  мастера", "Сокровенный человек", "Епифанские
шлюзы" (1926), "Ямская слобода" (1926) и др.
     Платонов  создал  в  своих  произведениях, по сути дела, религию нового
времени,  пытавшуюся  противостоять  как  традиционным  формам  религиозного
культа,  так  и складывавшемуся  в  рамках  соцреализма  сплаву  разнородных
мифологем:  во-первых,  более или  менее  "ортодоксальной"  коммунистической
идеологии  и философии  (Гегеля с  Фейербахом, Марксом, Энгельсом,  Лениным,
Сталиным,  Троцким,   также  идеологов   Пролеткульта  и  т.д.),  во-вторых,
философов и ученых ествественно-научного направления - Максвелла, Эйнштейна,
Минковского,   Больцмана,   И.П.Павлова,    И.М.Сеченова),   а    в-третьих,
научно-прожективные (и  отчасти уходящие в  мистику) идеи  - Н.Циолковского,
Л.Чижевского,  Н.Федорова,  А.Богданова  и   П.Кропоткина,  возможно,  также
Г.Гурджиева, многочисленных русских раскольников и сектантов и т.п.).
     Платонов   родился   в   многодетной   (14   человек)   семье   слесаря
железнодорожных   ремонтных  мастерских  Платона   Фирсовича  Климентова,  в
пригороде Воронежа, Ямской слободе, 16 августа 1899 года (по старому стилю).
Ему как первенцу пришлось с детства узнать  физический труд  (с 14 лет пошел
работать  в мастерские подмастерьем).  Его отец и дед по  линии матери  были
самоучками-изобретателями.  Андрей  Климентов  учился  в церковно-приходской
школе   и  в  электротехническом   техникуме,   затем   работал   в  области
электротехники, осушения и  орошения земли,  точной механики (в Воронежской,
Тамбовской  обл.  И в Москве). Еще в Воронеже начал публиковаться как  поэт,
публицист  и прозаик  (под  разными псевдонимами, А.Фирсов,  А.Вогулов, Фома
Человеков, Н.Вермо и т.п., из которых остается в дальнейшем наиболее стойкий
- по отчеству - Платонов). Революцию принимает с энтузиазмом. Недолгое время
(в течение около одного  года) состоит членом ВКПб, затем по  своему решению
выходит  из  партии (первоначально, как  он  считал, по недоразумению, но  в
дальнейшем так никогда и не восстанавливаетсяи не делает к этому попыток). С
1926-го  переезжает  в  Москву   и   окончательно   решает  посвятить   себя
писательству.  Работал поначалу  с  огромной энергией и энтузиазмом. За годы
1926-1934  им созданы  наиболее значительные его произведения.  Обращался  к
М.Горькому, в частности с просьбой помочь опубликовать "Чевенгур". Известно,
что тот прочел этот роман  (1927), но  с  публикованием  помогать не стал, а
посоветовал "изменить  тон", что  следовало понять  как  "сменить взгляд  на
жизнь" в этом произведении - с  иронико-сатирического на  более героический,
как  более  подобающий  времени. Отданный  в  печать "Чевенгур" был  одобрен
Вс.Ивановым  и  уже набран,  но  в  последний  момент  набор  рассыпали  (по
распоряжению Ф.Раскольникова).  (Впрочем, именно в случае  публикации судьба
его автора скорее всего была бы незавидна.)  Повесть "Котлован"  (1929-1930)
Платонов как будто уже и не пытался опубликовать. Сначала в конце 1929 г. он
был   подвергнут  "идеологической   порке"   за  публикацию   (совместно   с
Б.Пильняком) очерков "Че-Че-О", а  затем  за рассказ "Усомнившийся Макар", в
1931-м - за публикацию (в  журнале  "Октябрь"  А.Фадеева) печально известной
"бедняцкой хроники" "Впрок". В дальнейшем кампании в печати против Платонова
повторялись еще  несколько  раз, но "исправляться"  он  не желал или не мог.
Фактически лишенный  возможности  печататься,  тем  не  менее,  он продолжал
работать  и даже в тяжелые годы им созданы высочайшие по классу произведения
-  рассказы "Река  Потудань" (1937), "Фро" (1936), "Третий сын" (1936) и др.
Хотя сам П. в  тюрьме не был,  но в 1938  г. был арестован его 15-летний сын
Платон  (Тоша), который потом ценой огромного  труда  был вызволен из тюрьмы
(лишь после вмешательства М.Шолохова и его разговора со Сталиным),  но через
несколько лет после  этого на руках родителей  скончался - от полученного  в
заключении  (он  работал на шахте в Норильске) туберкулеза.  Вину за  смерть
единственного сына  П., видимо,  болезненно  ощущал на  себе последние годы,
понимая,  что такой изысканный, садистски-утонченный путь мести избран хоть,
может быть, и совершенно случайно, но тем  не  менее  именно так  власть  (а
может быть рок) расправляется с ним за его "неугодные народу" сочинения. Все
годы П. пытался участвовать в активной писательской жизни (в частности, даже
просил  послать его  вместе с делегацией писателей  на Беломорско-Балтийский
канал, но от этой поездки  был убережен; на 1-м  съезде  писателей также  не
участвовал), а ездил только в Туркмению - написал после этого повести "Джан"
(1933-1934) и "Такыр" (1934). Был также в "писательской" поездке на Медвежью
гору  (теперешний  Медвежьегорск,  в Карелии),  после  чего написал  рассказ
"Лобская  гора"  (1936).   Во   время  войны  1941-1945  участвовал  военным
корреспондентом  в  поездках писателей на фронт, много  писал в это время (и
вот  только  тогда,  наконец, стал  более широко  публиковаться).  Попав под
обстрел  во  время одной из таких  поездок, был  контужен и  пролежал долгое
время  под завалом земли, в результате чего  у  него  развился туберкулезный
процесс. В последний год жизни фактически не вставал с кровати.
    


Рецензии