Новые времена, новые классики

Новые времена, новые классики

На этой приятной страничке опубликован Л. Добвычин и о нем.

http://noskoff.lib.ru/


АНДРЕЙ АРЬЕВ
*
ВСТРЕЧИ С Л.
Все неладно с этим Маленьким Сочинителем, нежно сравнившим Большую Медведицу с фиалкой в волосах гимназистки. В год столетнего юбилея и шестидесятилетия утраты мы не узнали даже, где его могила и существовала ли она.
"А меня не ищите - я отправляюсь в далекие края", - написал он перед исчезновением.
Как будто и на самом деле он был "не от мира сего", с таким лицом, как на его фотографиях, тянет представить себе инопланетянина с какой-нибудь маленькой, старой и еще более несчастной, чем Земля, планеты. "Он не всегда жил здесь", - единственное, что он считает нужным сообщить об одном из своих героев.
И куда он в самом деле пропал? Даже Начальники и приставленные к нему осведомители не смогли дать ответа, ускользнул. В. А. Каверин утверждал несколько раз, что тело его много позже того, как он исчез весной 1936 года, было найдено в Неве. Странно тогда, что никто его не хоронил.


Л. Добычин. Полное собрание сочинений и писем
Дата публикации:  27 Июля 1999
 
  получить по E-mail
  версия для печати
Сост. В. С. Бахтин. - СПб.: Журнал "Звезда", 1999. - 544 с.; 2000 экз.
Едва ли не самое удивительное в вышедшей книге - то, что почти все вещи, составившие это небольшое по объему собрание прозы, были опубликованы при жизни автора. Как писатель Леонид Добычин (1894-1936?) состоялся при советской власти, и этот факт вряд ли можно объяснить рационально. Попросту говоря, его можно считать чудом.
Чудом была в 1924 году его первая публикация: рассказ никому не известного 30-летнего статистика из Брянска был выловлен Корнеем Чуковским из "самотека" и напечатан в лучшем российском литературном журнале "Русский современник". Номер оказался последним - журнал был закрыт цензурой. Посылая в "Современник" рассказы, Добычин не зря ориентировался на "неказенные фамилии" его авторов. Дружескими связями с ленинградскими литераторами (в основном из круга "Серапионов") - доброжелательными конформистами среднего дарования - определялось все последующее полуэфемерное присутствие Добычина в советской литературе.
...

"Шуркину родню" напечатать уже не удалось, а относительно "Города Эн", как узнал болезненно самолюбивый Добычин, вышло "специальное постановление бюро секции критиков эту книжку только ругать". Еще надеясь на то, что это местный, ленинградский, каприз, Добычин обратился к своему покровителю Михаилу Слонимскому: "Очень прошу Вас поговорить с московскими людьми <...> и выяснить, действительно ли следует в этом отношении осенить себя крестным знамением, как выразился в 1861 году митрополит Филарет, и призвать благословение божие на свой свободный труд, залог своего личного благосостояния и блага общественного, - или возможны какие-нибудь вариации".
Вариаций, как известно, не предполагалось.
Автор и ведущий Борис Парамонов
Добычин и Берковский
В Петербурге журналом "Звезда", выпущено полное собрание сочинений и писем Леонида Ивановича Добычина. Это тщательно проделанная, научного достоинства работа. Заложен необходимый фундамент для изучения замечательного писателя, наконец-то признанного одним из классиков русской литературы ХХ века. Я бы поставил его в ряд с Платоновым и Зощенко - не стилистически, а тематически.

Добычин - писатель вообще иронический, глаз у него скорее злой. Но он зол и жалостлив одновременно.
Вениамин Каверин писал о Добычине в мемуарах "Эпилог":
Душевное богатство его было прочно, болезненно, навечно спрятано под семью печатями иронии, иногда прорывающейся необычайно метким прозвищем, шуткой, карикатурой. Впрочем, он никого обижать не хотел. Он был зло, безнадежно, безысходно добр.
Это, повторяю, мемуары, написанные сорок лет после смерти Добычина, покончившего с собой в 1936 году. А вот что говорил литературно острый современник на обсуждении творчества Добычина в том же 36-м году, каковое обсуждение, по общему мнению, как раз способствовало его самоубийству. Это Наум Берковский, фигура значительная, человек, обладавший заслуженной репутацией крупного специалиста в западных литературах, автор ряда исследований в этой области, которые иначе чем блестящими не назовешь. Начав с того, что у книги Добычина "Город Эн" - "профиль смерти", Берковский продолжал:
Дурные качества Добычина начинаются прежде всего с его темы. Он пишет о провинции, о городе Двинске около 1905 года. У Добычина дело изображается таким образом, что вот мальчики ходили в классы, попы служили молебны, дамы покупали шляпы, мужья зарабатывали деньги, и вот, между прочим, происходили беспорядки.
Добычин такой писатель, который либо прозевал все, что произошло за последние девятнадцать лет в истории нашей страны, либо делает вид, что прозевал.
Дело все в том, что у него тема, содержание не работают. Они ему подарены, он их получил в подарок от старой литературной традиции, и ему ничего не остается, как вот этот подаренный материал оформлять. Конечно, ни в коей степени Добычин не новатор, это стилизатор.


Рецензии