Свистать всех наверх!

О городской стратегии и ее управленческих парадоксах размышляет скромный специалист в области психологии управления

  В последнее время в череповецкой прессе опять и опять поднимается тема озабоченности представителей администрации городской мэрии темой стратегического будущего нашего города. Вот и в номере газеты «Речь» от 30 ноября в подборке из двух статей, посвященной этой теме за подписью Юрия Соколова, обильно цитируются различные высказывания и сюжеты, посвященные городской стратегии автором которых является С. Антоненко -  Герман Греф  нашего череповецкого розлива. (Надеюсь, кстати, что Сергею наше сравнение только польстит – ведь он тоже усатый, худощавый, дюже умный, как я погляжу – весь из себя этакий бюрократ – технократ новой фармации).
  Слово стратегия с легкой подачи наших ультрасовременных парней с одного череповецкого предприятия, которые с легкостью конницы Буденного и «танкового» генерала Роммеля пока берут одну крепость за другой, но, говорят, споткнулись на одном, расположенном на юге России заводе,  получило в нашем городе просто всеобъемлющее значение и магическую, невероятную силу. «Стратегов» у нас в Череповце сейчас как собак нерезаных и с помощью этого словца, если вы умело употребите его в нужном месте и в нужное время, вам, наверняка, могут открыться любые двери:
- Пароль?
- Стратег!
- Заходите, Феликс Эдмундович! Ну-с, любезный,  заждались мы вас с товагищами!

С кем поделиться своими тайнами заместитель мэра?

  Право, если ты знаешь это слово, и, хотя бы, слега догадываешься о его значении, думать, наверное, больше ни о чем не надо. Все, что ты мог сделать перед Богом и людьми, ты уже сделал: отдыхай и стриги купоны. Поэтому я, например, столь легкомысленно стратегом себя назвать не могу. Я, всего лишь скромный психолог, профессионально интересующийся проблемами психологии управления, в том числе и стратегическими, и хотел бы просто слега порассуждать на эту тему.  Тем более что моя фамилия, наверняка не попадет в тот закрытый список 150 «счастливчиков», которым г-н Ананенко хочет, с его слов на одном из последних заседаний городской думы, доверить возможность поразмышлять на эту тему всех тем. Не попадет, потому что в этом ведомстве (мэрия и его экономические и аналитические структуры) в последние годы всегда царил клановый организационный и кадровый подход – т.е. круг людей и тем, которые туда проникали был строго ограничен и контролируем. Заметим, кстати, уже в скобках, что этим заявлением Ананенко еще и выразил недоверие городской думе, тонко намекнув о том, что к решению столь сложных проблем паноптикум наших избранников, мягко говоря, не способен. Вот количество лекарств и унитазов считать – это вам пожалуйста, а о сложных материях рассуждать – ни в коем разе! Ведь наши депутаты – это политический псевдопродукт, вызванный к жизни явно охлократическими тенденциями, которыми с ног до головы пронизана вся городская политическая жизнь, и думать сложными категориями (хотя, замечу, ни одного явного дурака там нет!) коллективно не способен.
- Да нафиг мне всеми этими проблемами голову себе забивать: стратегия, энергетика, ЖКХ! – кстати, сказал мне один из них. – Своих проблем выше крыши!
  Действительно, мы его туда посылали, чтоб он не думал сгоряча о черте знает чем, в чем он «ни ухом, ни рылом не сечет», а чтоб ситуацию контролировал и когда «курицу бюджета» делить будут, не забыл от нее места повкуснее отщипнуть! Иначе мы ему яйца оторвем и голым в Антарктику отправим!
  Стратегия и политическая инфекция

   «Стратегия, - как учит нас С. Ананенко, - это идея, замысел, план развития города, основанный, с одной стороны, на видении гражданского будущего города, на мечте; а с другой стороны, на ограничениях, представляемых внешним окружением: федеральным законодательством, ситуацией на мировых рынках металлов, а также внутренних ограничениях – это городской бюджет, наши кадровые возможности и культурный потенциал».
  Заметив скромно, что федеральное законодательство, рынок металлов и, тем более культурный потенциал, это, скорее всего, еще и  возможности, мы, все-таки, заострим внимание на том, что стратегия – это, в первую очередь, продукт психологических, организационных, юридических  и финансовых усилий каких-то лиц, которые, в - первую очередь, все ж таки, не стратеги, а просто люди, состоящие из мяса и воды, которые живут в определенном политическом окружении, находятся под чьим-то влиянием, и в любой момент могут куда-то из мэрии уйти или даже, не дай бог, конечно, взять и помереть. Как вы думаете: добрались бы до Москвы в свое время французская и немецкая армады без наличия Наполеона и Гитлера во главе?
  Итак, если стратегия создана, то кто-то из ее авторов должен ее возглавить, взять всю полноту ответственности за ее осуществление. Если этого не произойдет, то получиться «как всегда» получалось в Череповце: сколько себя помню. Начиная еще со времен Позгалева, Мошкина, Ковалева, а затем Ставровского, Кузина, череповецкая мэрия, отстегивая порой нехилые деньги (тому же «Эрнсту и Янгу» в 92 году) всегда занималась стратегией и кто-то обязательно озвучивал ее скорейшее появление в самых радужных тонах: «Вот ужо будет у нас стратегия, мы ужо всех побьем!» Но заканчивались деньги, терпение «фэнов», а ни одной внятной стратегии никак не появлялось. Помнится, даже стратегией занимался у нас какой-то итальянец по фамилии Сперотто. Когда уезжал восвояси, говорят, по пьянке, хвастался корреспонденту «Голоса Череповца», что теперь можно считать его  Афанасием и Мефодием в одном флаконе и  даже кинул надменно: «Я вам тут все создал, только работайте!». Но где сейчас плоды трудов его? И где этот итальяшка сам?! Пьет, наверное, сейчас «чизано» в захудалом римском ресторанчике, закусывает «спагетти» и в полный голос заливисто смеется над нашими череповецкими дураками. А почему бы не посмеяться над нами от души? Человек здесь хорошо поел, попил, погулял, все мозги кое-кому закомпостировал до такой степени, что они до сих пор думают, что без этого итальянского комика город бы точно отдал концы! «Он, – говорили в мэрии, - нас «катализировал». Пока он не появился, в Череповце и бизнесом-то занимались одни только дилетанты. Дилетанты холдинг «Северсталь» организовали, дилетанты Советский проспект из конца в конец застроили».
  Ну, ладно, кончай брат Васюков ржать не по делу. Давай «об стратегии, об ей одной» раз уж договорились! Предположим Ананенко и его 150 чудо – богатырей эту стратегию создадут. Повертят в руках, порадуются. А тут «хлобысь» - 2003 год и мэра Ставровского пора на другого «конька – горбунка» менять!  Помните, как один герой знаменитого фильма «Большая перемена» говорил своему наставнику в сердцах: «Учишься, учишься, а тут бац – и вторая смена!». Печально…
  Придет тогда к власти в городе какой-нибудь Васюков (а я очень хочу – прямо сил нет - держите!), пожмет Ставровскому ручку на прощание, подарит букетик цветов, а затем созовет все  чиновничье население Сталеваров, 2 на сход,   как Емелька Пугачев в свое время это племя вызывал. Окинет суровым взглядом «ихнего брата», остановит его на Аксененко и припомнит: «А помнишь, как ты меня за человека не посчитал и в число 150 стратегов не призывал?! Вот и иди отсюда теперь со своей стратегией …э-э-э! А я новую стратегию создам,  с новыми «чудо - богатырями»!
  Думаете, такого не может быть?!
  Хорошо. Вот вам другой вариант. Аксененко своего добьется.  Мэр Ставровский будет сидеть в своем кресле вечно, пока не помрет (а это – лет, надеюсь, сто!).  Стратегия восторжествует. Но мы знаем, кому в городе реально принадлежит власть. А если им эта стратегия и ее осуществление придется не по нутру?! Ведь если она будет создана для широких народных масс, то, наверняка, очень скоро вступит в противоречие с интересами тех, кто эту власть создавал и любовно лепил. Скажут, например, депутатам: «Вы чего, ребята, забыли, кому своим положением обязаны? Какая еще такая стратегия, ну-ка – цыть!». Не скажут?! Не знаю, не знаю….    Если бы я за чье-то депутатское место только по официальным данным заплатил стоимость трехкомнатной квартиры, я бы с таких наглецов наверняка бы спросил по полной программе: «Почему, мол, хозяйские деньги так бездарно разбазариваите?!»  Надо же, ребята, в конце концов, понимать, что кто платит, тот и заказывает музыку (читай, стратегию!). А других музыкантов у нас в мэрии и в думе нет, так как нормально зарабатывающему (но не легкие деньги!) человеку, никогда не придет в голову ради призрачного политического счастья расстаться навеки со своей квартирой.
  Ну, например, зачем я пойду в думу? Я знаю, что «северсталиевская пресса» меня опустит по полной программе, а из двоих конкурентов, меня и обезьяны по кличке Даша, «по телеку» будут крутит только ее одну. Причем скажут, что Васюков по ночам с инопланетянами общается и пьет по-черному, а у Даши, в отличие от него, чистейшая, как стеклышко репутация,  столько идей, столько человеколюбия, а еще она, и довольно скоро, будет доктором наук и даже академиком (можно подумать, что мало у нас всякого народу это звание за 10000 рублей поднакупило!).
  Поймите меня правильно. Я не идеализирую ни свободу, ни власть. Но в городе создана именно такая политическая система и такая социально-психологическая атмосфера, что городская дума, на мой взгляд, без всяких помех может сменить людей на зверей и никто этого даже не заметит!  Всех остальных существующая власть «из власти», пардон за каламбур, просто автоматически «выключила из игры». И, ладно бы, понимала зачем. А в основном просто так – ради принципа, чтобы «чужие тут не ходили».

Образ любимого города

  Ладно! Пускай и эти возможные «подводные камни» для нашего героического мэра и его верного Санчо Панса критичными не являются. В конце концов «люди власти» у нас в городе солидные, в твидовых пиджаках на работу ходят. У всех, наверное, еще билеты партийные от КПСС сохранились. Ну, чего там говорить, нормальные все мужики, понятливые, хоть и не без «тараканов» в голове. С такими - и выпить, и закусить – одна только честь!
  Но беда еще и в том, что кроме них, в городе существуют тысячи и тысячи, как выражаются маркетологи, целевых групп, которым стратегия городская тоже вроде бы нужна, но которые от ее формирования и осуществления также далеки как, вероятно, планета Уран далека от планеты Нептун.
  Надо предполагать, что у них, хотя бы имплицитно, т.е. внутренне, на еще не вербализируемом уровне существует некий свой образ любимого города, лет так скажем, через пять – семь. Этот образ, наверняка, есть или может возникнуть у крупного, среднего и даже малого бизнеса, у культрегеров, у медиков, учителей, работников культуры, милиции, ученых, молодежи, администрации области, правительства России, промышленников зарубежья и т.д. и т.п. Золотое правило управления давно известно: навязывать осуществление своих идей, тем более людям прямым образом не зависимым от вас бессмысленно и, более того, чревато по последствиям, так как вызывает в сознании людей к жизни всякого рода психологические барьеры и препятствия, которые выражаются в скрытой или явной оппозиции, саботировании предлагаемых и реализуемых решений. Учитывает как-то эти «образы будущего» г-н Ананенко или нет? Каким образом он собирается осуществлять коммуникацию с этими людьми и даже их представителями? Или, опять, соберутся начальнички и все за всех решат? Сможет ли город, в котором опыт «цивильных» коммуникаций и адаптированных «запусков» идей и программ, ничтожно мал, воспринять предложение тех, кто по самой своей должностной и психологической природе склонен к самозащите, к сокрытию, искажению или вообще уничтожению значимой  для адекватного понимания и решений информации?
  Очевидно, что сейчас город, в основном структурирован по ведомственной или корпоративной принадлежности. При чем тем, кому действительно приходится «хреново», например, «челнокам», консолидироваться во что-то единое и целенаправленное чрезвычайно трудно. Слишком много их и слишком погружены они в свой «микрокосм»! А вот мафиозной верхушке того же бизнеса или чиновничества это сделать гораздо проще. Договорились куда они на самом деле ведут свой корабль, а остальным дали что-то вроде «свистка» в прессе – обсуждайте то чего у вас нет и никогда не будет – а мы пойдем своим путем!
  Я ничего против Ананенко, повторюсь, как всегда не имею. Возможно, увлеченный пафосом передовых социальных технологий, он искренно верит в то, о чем говорит и, опять таки, верит одновременно. Но аргументов, чтобы поверить в его слова, на фоне того бесчисленного количества «свистков» и «обманов», которыми грешили и грешат наши власти, очень тяжело. Можно ткнуть пальцем в любую из предлагаемых мэрией программ и найти там вопиющее безобразие, безалаберность или даже откровенное преступление. Пожалуйста, на всех углах трещат о борьбе с наркотиками, а как оказалось не хилую долю «положенных» на это дело средств берут себе «на нитки» муниципальные врачи. Вокруг орут о неприкаянной молодежи, а мэрия, одной рукой отбирая дискотеку  «Пирамида» у одной коммерческой структуры тут же передает ее другой … под те же самые цели. А сколько денег «всадили» в землю с ЖКХ?! А в «Городское Агентство Развития» и его «псевдореструктуризацию» муниципальных предприятий? А только что бездарно проваленные выборы с «энными» суммами?! И т.д. и т.п.  Власть откровенно себя компрометирует в глазах общественности, но продолжает «свистеть, свистеть и свистеть», давая повод профессионалам считать, что в этом ведомстве надо думать сейчас не о какой-то стратегии, которая наверняка при всех нынешних коллизиях с грохотом и срамом провалится, а о наведении элементарного организационного порядка. Чтобы правая рука знала, что делает левая. Чтобы левая знала, о чем думает правая. Чтобы было понятно, кто за что отвечает, какими полномочиями располагает, есть ли у него ресурсы и какие стимулы для ударной работы существуют. А пока происходящее в мэрии очень напоминает ситуацию, которая наблюдалась в средневековых европейских городах. В городе свирепствует эпидемия чумы, все разворовывают что могут и бегут из города, но пара чудаков в его центре все время молится и молится, призывая на помощь Бога, черта, вообще кого-нибудь:
«Силы небесные вы помогите …»
Вот и получается смешно: стоят, вместе обнявшись, сапожник без сапог и голый портной и кричат всем окружающим, что было мочи, чтобы шли к ним в мастерскую создавать модный товар, который покорит Париж.
Или другой образ. На корабельном мостике тонущего корабля его капитан и помощник орут всем пассажирам и матросам: «Свистать всех наверх!» в то время, когда одна часть команды тушит пожар на корабле, вторая затыкает дыры, третья их просверливает, а пассажиры либо самовольно захватывают шлюпки, либо просто прыгают за борт, либо бестолково помогает первым и вторым, а, скорее всего, третьим.
  Вы верите, что такой корабль с экипажем и пассажирами на борту хотя бы просто не потонет?
- Давай подумаем, как мне снести золотое яичко! – говорила курочка петушку перед тем как попасть в суп.


Рецензии