Две дороги

Всему свое время и время всякой вещи под небом... Время разбрасывать камни, и время собирать камни.
Екклесиаст


Шел Семен по дороге и нашел кошелек с деньгами. Посмотрел: денег не так уж и много. Наверняка Егор потерял. Такой кошелек я у него видел. Возник у Семена вопрос: вернуть Егору кошелек или нет? С этим вопросом Семен дожил до вечера и лег спать.
И видит Семен удивительный сон. Будто бы он совсем еще молодой и идет по той же дороге, где нашел кошелек с деньгами. И вдруг - впереди стена, а в той стене двое ворот. Одни маленькие, да низенькие, только на корточках и можно пролезть, а другие - широкие, да и дорога туда, хоть на тройке въезжай. За маленькими воротами - тишина, за большими - смех, визг, веселые песни: в общем, кипит жизнь, и, видно, удовольствий всяческих там много. Совесть Семену подсказывает: "Иди в маленькие ворота". Да видит мужик: люди больше в широкие ворота идут. Пошел туда и Семен. А как же иначе? Куда люди - туда и он. Не любил Семен от общества отрываться.
Идет мужик по столбовой дороге. Легок путь: все под гору, кругом друзья, нет недостатка ни в чем. Радостно на сердце у Семена. Вот толь-ко одна странность: неожиданно рядом с ним невесть откуда появился мужик в маске черта. Подружились они с Семеном. Стали закадычными друзьями. Правда, маску свою новоявленный друг никогда не снимал и лица своего никому не показывал. Все шуточками отходил: "А чем это лицо тебе не нравится?"
Семен прозвал друга "Чертом", и тот нисколечко не обижался. Совести у Черта совсем не было. Он мог спокойно украсть, обмануть, сде-лать какую-нибудь пакость, а потом смеяться над людской дуростью. У Семена совесть была, и это часто мешало ему удовлетворять свои возросшие потребности. И вот, тогда Черт сказал:
- Отдай мне свою совесть на хранение. Я положу ее вот в этот мешок и покрепче завяжу. Пусть посидит до поры до времени!
- Бери, мне ее не жалко....
С тех пор не мучила Семена совесть - словно с плеч тяжелый груз свалился.
Тем временем Черт новую "игру" придумал: захочет Семен чего-нибудь, а "друг" ему и говорит:
- Давай сыграем! Я развяжу мешок с твоей совестью, а ты попробуй попасть в него камнем. Попадешь - твое желание сбудется.
- Согласен!
Увидел Семен красавицу и захотел ее обнять. А Черт сощурил лукаво глаза и мешок развязывает. Взял Семен увесистый камень, кинул что было силы и угодил прямо в мешок. Тут он услышал, как его совесть от боли запищала. Вот уж смеху было у друзей. А красавица тут же подмигнула Семену и поманила его пальчиком к себе.
На другой день видит Семен, как богатый человек несет мешок золота. "Вот бы нам это золото - можно было бы целый год гулять в волюшку", - подумал Семен, а Черт уже мешок развязывает. Запустил мужик камнем в мешок - застонала его совесть от нестерпимой боли, - а Семену хоть бы что, вроде и совесть это не его вовсе. Схватился вдруг богатый мужик, что нес золото, за сердце и упал замертво. А черт смеется: "Бери золото, теперь оно твое! Гуляй на здоровье".
Долго шел Семен по широкой дорожке, шел не скучая. Но всему рано или поздно приходит конец. Дошли они с Чертом до пропасти, а дальше пути-дороги нет. А на той стороне бездны цветут сады, стоят дворцы белокаменные. Видит Семен: в саду кто-то работает. Присмотрелся внимательно - а это дед его покойный, которого уже давно на свете нет. Решил Семен перепрыгнуть пропасть, чтоб к деду своему по-пасть, да Черт его за руку остановил: "Негоже без своей совести идти в гости. Накось свой мешочек-то". И надел он на плечи Семену тяжеленный мешок. Одних камней в нем не меньше центнера. Семен хотел сбросить ношу, но не тут-то было! Она, словно, к нему приросла. А Черт говорит: "Назад тебе пути нет. Было время разбрасывать камни, пришло время собирать. Придется прыгать".
- Да где же мне с таким мешком перепрыгнуть? Нельзя ли камешков поубавить?
- Нельзя. А вот добавить - можно, - и Черт вытащил из кармана Егоров кошелек, что нашел Семен на дороге, да не отдал хозяину. Бросил Черт кошелек в Семенов мешок - и у того аж ноги подкосились.
- Да что же он такой тяжелый, кошелек-то? И денег, вроде, там совсем немного.
- Денег-то немного, да очень тяжелый грех лежит в том кошельке. У Егора-то это последние деньги были, а у него семеро голодных детишек. - И Черт подтолкнул Семена к пропасти. - Пора.
"А, была - не была", - и мужик, сильно оттолкнувшись, прыгнул. Но тяжелый мешок потащил его вниз. Он схватился за край пропасти и чувствовал, что силы его кончаются. Вот-вот сорвется в преисподнюю. А Черт, как всегда, хохотал, еле выговаривая слова: " Скоро ты попадешь к моей бабушке. Она тебя давно ждет. Ха-ха-ха..."
И тут, весь в поту, мужик проснулся. Нащупал в кармане Егоров кошелек. Очень обрадовался и с облегчением вздохнул. Соскочил с кро-вати и быстро стал собираться к Егору.


Рецензии