Обзор творчества, победившего и не совсем победившего на состяза

Сначала небольшое наблюдение, для тех, кто не наблюдал сам: по причине того, что первый, грубо обтесанный камень фундамента любви ПРОЗЫ.РУ ко братии меньшей был заложен совсем недавно, на первый наш конкурс поступило мало работ, подходящих под исконное,  классическое определение анималистических. То есть тех, про которые можно было с чистой совестью сказать – они о животных. Об очаровательных, добрых, хрупких, которые являются там главными героями и темой.  Однако же и в области иных трактовок попалось немало удивительного. К примеру, занятные рассказы из серии «альтернативной биологии» ( «Трактат о белках», «Змеи не едят птиц, не птицы откладывают яйца» , рассказы Снежаны Голтвян и пр.). Попадалась лирика, где из животных творили метафору («Птичка»), или средство для выражения основной идеи («Лебедь, хлеб и бабушка»), и прочие интересные модификации предложенной темы. Несмотря на их очевидные достоинства, жюри все же отдавало предпочтение традиционной трактовке (оно будет так поступать и впредь).
Итак, россыпь моих благодарностей уже приводилась при некрологе, а здесь – лишь перечень  некоторых мыслей, возникших у меня при первом ознакомлении с рассказами нынешних победителей (когда они еще никого не победили, а просто выжидательно торчали в конкурсной ленте). Порядок произвольный (нумерую только затем, чтобы не осталось неохваченных – рассеянная я птица, даже тогда, когда кого-нибудь обзираю).
1. «Тимка» (Алессандра Э. Триалети)
Рассказ, заставляющий завидовать маленьким зверькам – им легче умереть, и от того проще жить, не принося себя в жертву своим условным ценностям. Только нашим, буде с нами свяжутся.
А комплименты за меня скажут читательские симпатии.
2. «ГОВОРЯЩАЯ СОБАКА» (Антон Кашликов)
Философский рассказ. Забавный сюжетом, похожим на притчу, не заостряющую внимания даже на собственной идее (вспомнилось - «морали здесь нет, мораль подкачала, а тот, кто не понял, читайте сначала»).
3. «Пипетта» (А.Лавренов)
Увлекательный рассказ с некоторой сюжетной недосказанностью. С отношений с таким трогательным метаморфом хорошо начинать какой-нибудь роман о храбрых зведолетчиках, а упоминани о горящем доме некстати возвращает читателя не просто на землю, а еще и на пепелище. Ведь если плясать от «печки» упомянутого пожара в контекстте реальности, то зверь -- всего лишь «белочка» лирического героя. А если принять за «печку» Пипетту (в тексте нет указаний, что они фундаментально непохожи), то ее должно уравновесить что-либо необычное. Впрочем, что где-то же они рождаются…
4. «Черная Лилька с белым ухом». (Клуб любителей нескучной литературы.)
О пользе наркомании и ее роли в повышении рождаемости.
5. «Дневник паразита» Ореховая соня
Приятный по настроению, но концепция антропонамекающей параллели, кажется,  была настолько  популярна в нашем конкурсе, что хотелось выделить ее в отдельный жанр и там жестоко номинировать.
6. «Попка» Lisnerpa
Бывает, всем хороша история – и сюжетом, и техникой, и черт знает чем еще, а впечатление такое, что от листа бумаги с бессмысленным буквенным набором мало чем отличатся. Авторского характера не видать – не найти той малости, которой человек от человека отличается и чем ценен бывает. К данному рассказу, однако, это не относится.
7. «День рождения Шницеля» Дмитрий Александрович
Приятный и интересный рассказ о собачьих фантазиях, где наблюдательность автора делает честь как ему, так и персонажам. Автор уважает как героя, так и читателя. От неожиданности даже хотелось вопросить: «А последнего-то за что? Это ж не в традициях современности…» По прошествии удивления занесла его в те немногие современные рассказы, от которых не хочется кричать «уважайте читателя, пока он жив!» (пока от него одни обзоры не остались).
8. «На выход!» Дмитрий Александрович
Полная милых моему сердцу сакральных атрибутов история умиления мгновением жизни  самых непрочных обитателей Земли. Правда, точку зрения на некоторые метафизические ценности иного мира лично я не разделяю, но это разногласие уже из области религиозных воззрений.   
Чего, например, хорошего в том, чтобы родиться человеком и всю жизнь изнывать под грузом условностей и заблуждений?
9. «Бурка» Юля Гарц
Разумное, доброе, вечное. Для детей и взрослых среднего возраста. 
10. «Убежище» (Плим Свистонов).
Рассказ милый, похож на вопрос без ответа. Остается впечатление, что тебя надинамили не только в контексте идеи, но и технически, что нехорошо с читателями, но, впрочем, морализаторство в литературе нынче не модно, поэтому спишем недостатки на жанр. 
11. «Дурасик парк»  Ion Von Donn
Приятно напоминает растаманские сказки.
Недостаточно тонко для последних. В процессе ознакомления представляется усталый Евдокимов.
12. «Бимкин сон» (Елена Мошкова)
 Ничего выдающегося, но подкупает своей бесхитростностью, а главное, хорошо кончился и измученных эмоций не напряг. Этакий Куприн, только добрый и детям полезный – на таких рассказах их и дОлжно воспитывать.
13. «Все кошки попадают…» Клуб любителей нескучной литературы.
С точки зрения Тай-Цзи «вода – это убитый лед», а кошка, закончившая свои земные дела и оказавшаяся в тонких мирах – очень счастливая кошка. Блоха, между прочим, тоже, но в качестве метафоры это отступление от истины можно и стерпеть.
14. «Кузя» Designer
Вторая вещь в мою коллекцию о проявления черепашьего интеллекта. Меня всегда интересовало – может быть, зря у меня никогда не было черепахи?
15. «Киборг Джек» Клуб любителей нескучной литературы
Занимательно и поучительно. Жалею об одном – это чудо биоэлектроники следовало продемонстрировать Гейтсу сразу после создания dosа и прежде, чем в его непокорную голову закрались гнусные мысли о макровирусе по имени Windows.   
16. «Механическая лошадь» Алексей Караковский
Д. Андреев в «Розе мира» своей утверждает, что одухотворяя неживое, мы сочиняем ему душу. И, чем больше народу прочитает этот рассказ, тем более многогранной и увесистой станет астральная сущность «паровозика  из Ромашково».  Вас это не пугает? А меня что-то вот…
Теперь на правах обзирателя интеллигентно понаглею– вот три рассказа, не вошедшие в шестнадцать, но близкие лично мне:
«Исповедь сытого кота» Елена Пикунова 
Жизнь у кота неяркая, а вот к выводам из нее я бы пожелала многим и многим своим знакомым прийти самостоятельно и чем раньше, тем лучше. Особо близким показался мне эстетский мотив про голубые подушки. Недаром говорят, что кошкам ведом смысл жизни.  Маяковский со своими звездами, которые зажигают только если это кому-то нужно, остался в прошлом грубом веке, истинно цивилизованный момент – «если мне есть кому поправить подушки – значит, я существую, и существую не зря» примечателен своим дуализмом, ведь «если есть кому поправить твои подушки – можно жить и не думать о смерти».         
«Волчик»  О.Коваль
Психоделия в животном мире. Мне понравился более, чем по четырем пунктам – идея, юмор, стиль, фоновая тема, научная познавательность и дерзость полета мысли.
«Колесо» Кик Ло Пэ
Из тех, что хочется перечитывать. Давно со мной такого не было.
.
Вот, собственно, и все.
С поклоном,
Священная птица Кетцаль, она же BMP


Рецензии
Интересный обзор, написанный одним из членов жюри, BMP. Импонирует хорошее знание литературы,а также присущее автору чувство юмора.
Получила удовольствие от чтения а также возможность сравнить свои впечатления и оценки с впечатлениями другого члена жюри.
Спасибо!
С уважением,
Хелью

Хелью Ребане   10.10.2002 15:12     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.