Троеручица

11 и 25 июля Православной Церковью установлено празднование  чудотворной  иконы  Божией Матери, именуемой "Троеручица". Икона  эта очень древняя, имеет множество списков, у каждого из которых есть своя история, свои чудотворения.
 
    Вот  как  повествует предание Церкви об истории ее оригинала.  В  первой  черверти  8 века в г. Дамаске служил советником местного  правителя  (калифа) ученый муж Иоанн, образованнейший христианин  своего  времени.  Нам  он  известен как преподобный Иоанн  Дамаскин. Он получил прекрасное образование, хорошо знал все  современные  ему науки, слагал церковные песнопения, которые  и  поныне звучат в православных храмах. Когда византийский император  Лев  Исаврянин начал гонения на иконы и их почитателей,  Иоанн Дамаскин в своих обличительных статьях смело выступил  против ереси иконоборства.

    Месть гонителя икон была коварной: император направил калифу  Дамаска подложное письмо, якобы написанное св. Иоанном, где содержались враждебные выпады в адрес калифа. В гневе тот повелел  отсечь  святому  правую  руку и повесить ее в людном месте для  устрашения.

    Когда  наступил вечер, гнев правителя утих, и св. Иоанн испросил  разрешения взять отсеченную руку и затвориться в своей  келлии.  Господь  знает, сколь долго и горячо молился он пред  иконой  Божией Матери, прежде чем забылся в тонком сне. И во  сне явилась ему Богордица, утешая: "Рука твоя теперь здорова,  не  скорби об остальном, но усердно трудись ею; как обещал мне,  сделай  ее  тростью скорописца." И когда проснулся он, то увидел,  что рука его цела и невредима - только рубец остался в память  о  чудесном  исцелении.  В  великой  радости воспел св.Иоанн  Богородицу.  Предание  свидетельствует, что именно тогда было  написана им восторженная песнь, которая и по сей день поется  в  православных церквях:
"О тебе радуется благодатная всякая тварь... "

    Преподобный, желая оставить видимое свидетельство совершенного  чуда,  приказал изготовить из серебра изображение усеченной  кисти  и приложить к иконе. Оттого и называется икона Троеручною, или, как принято в народе, Троеручицей.

    Платок,  в  который  была  завернута  отсеченная  рука, св. Иоанн  до  конца земной жизни носил на своей главе, не желая ни на минуту забыть о великой милости.

    Мирно  распрощавшись с правителем Дамаска, св. Иоанн взял с собою  икону и удалился в Лавру Саввы Освященного в Иерусалиме. Икона  оставалась  в обители до 13 века, откуда была передана в дар св. Савве, впоследствии епископу Сербскому. Существует предание,  что во время османского нашествия, желая сохранить святыню,   сербские  христиане  решили  вверить ее попечительству самой  Царицы  Небесной.  Возложив икону на осла, они отпустили его,  и  животное  без посторонней помощи само пришло на Святую Гору  Афон  к  воротам Хилендарской обители, где и пребывает до настоящего времени. После  многих чудесных знамений, бывших  от   иконы, иноки Хилендарского монастыря, исполняя волю Богородицы,  решили не избирть себе особого игумена,  а лишь наместника, ведующего монастырскими делами. Игуменское   место  Своей иконой занимает в обители Сама Царица Небесная;  через  икону   и  получает  братия все необходимые указания, касающиеся жизни монастыря.

     Такова история оригинала иконы, ее прошлое. Подобно проросшему зерну содержит она истории позднейших списков, каких великое  множество существует в нашей стране. Образ иконы - Троеручицы  вошел,  что  называется, в плоть и кровь нашего народа. В горе,  в  беде и в радости обращаются люди к чудотворной иконе, и всегда по вере своей, получают просимое.

     В  годы, когда обо всем, связанном с церковью, умалчивалось или  говорилось  враждебно вера все - таки подспудно - потаенно жила  в  народе, оставаясь в устной речи, фольклоре, сказаниях, песнях  и снах. Еще с детства многие наши "советские" мальчишки и  девчонки, которые по неведению, обманутые, называли себя неверующими,  атеистами,  днем   заучивающие речевки и марширующие строем  по звуки горна и барабанов, засыпая, слышали немудреную бабушкину  молитву,  начинающуюся  словами:"Матушка Заступница, Владычица  Троеручица ..." Они не знали, эти юные души, ни Символа  Веры, ни "Отче наш" , но глубоко в сердце их, как золотые светоносные  зерна,  проникали  слова : 
"Матушка Заступница, Владычица  Троеручица  ...". 

     И  вот  теперь появились и первые всходы.  Выросли  мальчишки  и  девчонки, и над руинами мертвых учений,  вне  лубочной  красоты  массовой  западной "культуры", сквозь  порабощающие  эмоции неоязыческой "музыки" услышали тихую  молитву  Родины:
"Матушка Заступница, Владычица Троеручица...".

     Они, истосковавшиеся по Вере и Правде, отыскали и переиздали  древние книги, в которых молитвы и мудрость Святых Отцов. Это  они,  выросшие, казалось бы, в беспросветной лжи и обмане, покаянием  исцеляются от неправды, восстанавливают из руин церкви  и  монастыри, вновь научились лить колокола и звонят, звонят,  на  всю  Русь,  покуда хватит сил.  Звонят во все колокола ради того, чтобы хоть одно встрепенувшееся  сердце  - колокол отзовалось -  услышало.  Прошло "время колокольчиков", наступило время  Колокольного  Звона. Пришло время ковать Сердце - Колокол.  Покаянием,  молитвою  и трудом. Вот и молитва неграмотной "серой"  бабушки  была  услышана, оказалась  не напрасной. Вот и дивные  чудотвоные иконы явили нам явные знаки  Материнской призывающей благодати.

    В самом деле, разве не удивительным фактом является то, что в  последние  годы во многих Церквях России, Белоруссии и Украины  началось  мироточение и плач икон Божией Матери; среди них - большое  количество  Троеручных  икон.  Что это, святое миро на земле,  обагренной  кровью  святых  - не весть ли о возвращении благодати  потерявшему  себя  народу? Отчего и почему дано нам зреть  неземные  светлые слезы? Не плач ли о бесцельно растраченных жизнях, о духовной нашей глухоте и слепоте? На эти вопросы иконы отвечают молчанием.

На Житомирщине сохранилось, немало Троеручных икон Божией Матери.  Всем  прихожанам  Житомирского Преображенского  собора известна икона Троеручицы, что установлена сейчас перед правым клиросом:

Простое  светлое и открытое лицо Богородицы, ясные глаза Младенца - Спасителя, Его детская благословляющая рука - все это невыразимо  близко  и дорого каждому из прихожан, и между ними и иконой существует невидимая благодатная связь. "Радуйся, Помощнице наша, Троеручною иконою Твоею нам помогающая " - эти заключительные  слова  акафистных  икосов с трепетом хранит в сердце своем каждый,  кто хоть однажды с верою их услышал. Нет сомнения, что множество чудес совершено было через эту икону.

    Но  нельзя  умолчать и о другом, мало кому сейчас известном списке Троеручной иконы, осенью 1997 года возвращенном в недавно  открытый Крестовоздвиженский храм села Выдыбор Черняховского района:

    После  нескольких  богослужений началось мироточение иконы. В  тихие часы молитв несказанное, неземное благоухание временами  наполняло  маленькую  Церковь,  устроенную  в простой избе. Тридцать  лет  в селе Выдыбор не служили Божественную Литургию; церковь  была  разрушена, так что не осталось и камня на камне. Но  сохранилась  икона. Все эти годы ее бережно хранили верные, хранили  и  верили,  что  вера вернется, и Святыня восстанет во храме, восставленном на "камнях святых алтарей".

    Шло  время ,   и  множились  чудеса  от  Выдыборской иконы. Здесь  не будем приводить список событий: если сердце не верит, ум  найдет унизительное рациональное обьяснение всякому чуду, а для верующего сердца разве не радостна без меры весть о мироточащей иконе? Скажем только, что замечено было, как дивно изменялись  люди,  к которым попадала фотография этой иконы и которые  с  благоговением принимали весть о Ее чудотворении. Замрет на  устах  грубое слово, уйдет из ума тяжелая злая дума, вспомнятся  с трепетом и благодарностью любящие тебя и обижаемые тобою.  По иному увидится мир дольний, тот, что лежит во зле, ясно  увидится  насилие,  творимое злыми над ослепшими душами людей.  Посмотришь  тогда  в  мир горний, что глядит на нас через святую  икону, попросишь в пресветлые глаза: "Помоги тем, кому я помочь  не в силах, просвети мою душу, которая сама себя не видит  ,  а  потому ни себе, ни другим помочь не может. Пресвятая Богородица,  помоги  мне стяжать Дух мирен, и пусть тысячи тех, что  рядом со мною, спасутся, но не погибнут за мои грехи и невежество ".
И просияет лик пресветлый началу твоего покаяния.

                Александр Ратыня

15.06.98 13:02

 


Рецензии
Всех благ Вам, Александр!
Пишите ещё.

Борис Сибиряк   14.08.2008 14:29     Заявить о нарушении