Вера, надежда, любовь

Справедливости дождь для
неправедных станет пожаром
А.Лучник


Жили на краю света два брата: старший - Иван-богатырь и младший - Святослав. Братья вместе со всеми занимались охотой, сеяли и убирали хлеб, защищали Родину от врагов. Гуляли с парнями и девушками на берегу тихой таежной речки, а по праздникам ходили со всеми людьми в храм: свой дух укрепляли. По правде сказать, не любил Святослав в храм ходить, не любил парень ограничения, а заповеди христианские частенько нарушал.
Нечистой считалась в той местности Черная гора, на которую никто не отваживался ходить, а Святослав подолгу на ту гору глядел, и страсть как хотелось ему там побывать и с нечистой силой познакомиться.
Пришла пора, и выбрали люди Ивана-богатыря воеводой. С тех пор не знала поражений Иванова дружина. Святослав в душе брату завидовал, но вида не показывал. Устроился он писарем при воеводе. Нет, конечно, не только бумаги мог младший брат писать: воевал он тоже неплохо. Но не было у него богатырской силы, и он побеждал врага хитростью и коварством. Дождется, бывало, когда вражье войско в камыши спрячется, и тут же сухую траву подожжет. Или пошлет верного человека в стан ко врагу убить вождя, а потом неуправляемое вражье войско мечами рубит и конями топчет. Старший брат был против коварных приемов: он любил честный поединок, ценил силу, ловкость и смелость.
В ту же пору жила в лесу недалеко от крепости добрая женщина Марья-травница. Собирала она травы лесные и лечила людей. Было у Марьи три дочери: младшая Вера, средняя Надежда и старшая Любовь. Каждую весну они приходили к людям и помогали больным и немощным. Любили они вечерами с молодежью гулять, песни петь, хороводы водить. Но не только они были гостями крепости.
Приходили еще три сестры с чудными именами: Завида, Ложь и Лесть. Старшая Завида - некрасива, долгоносая, по-мужски сложена; средняя Ложь - красавица: чернобровая, черноокая, кудрявая, с прекрасной фигурой. Все люди на нее искоса поглядывали. Младшая - Лесть - тоненькая как тростинка, в любую щель пролезет. А уж привязчивая - спасу нет. На язык ласковая, но уважали ее не все. Только каждый десятый был от нее просто без ума. Хвалит Лесть такого человека, а он словно ростом выше становится и сам себя любить начинает, как никого никогда не любил.
Вообще-то люди Завиду, Ложь и Лесть не любили и даже немного побаивались. Говорили, что дом их на Черной горе и будто бы они дочери самого Сатаны. Иногда в полночь с сатанинской горы вылетал огонь и носился над лесами и полями, наводя ужас на людей. Старики подметили, что после такого явления приходило какое-нибудь несчастье: война ли грянет, болезнь ли страшная или засуха великая, когда хлеба сгорают на корню. И в этот вечер гулявшая на берегу реки молодежь увидела зарево, потом среди ясного неба загремел гром и над рощей пронеслось красное пламя. По форме оно напоминало тройку гривастых лошадей и причудливую карету. "Быть беде", - утверждали многие, но в этот вечер ничего не случилось. А на следующий день к крепости подкатила шикарная карета, запряженная тройкой лошадей. Посмотрели люди добрые, а это Завида к ним пожаловала. Видно, разбогатела девка. А Завиду послала к людям ее отец, сам Сатана. Послал не просто так, а по делу важному. Узнал нечистый, что люди по праздникам не пьют зелье без меры, не бьют друг другу лица, а в храм Божий ходят, свой дух укрепляют. И задумал он дух людской расшатать. Для этого и послал к людям свою старшую дочь. "Деньги и зависть людская помогут тебе", - напутствовал Завиду отец.
Вышла Завида из кареты подбоченясь: "Люди добрые, кто пустит меня переночевать? Уж как за это вас отблагодарю, денег не пожалею." Замялись люди: и пустить бы надо по христианскому обычаю, да ведь непростая та девка, чертова дочь, говорят. С другой стороны, обещает заплатить хорошо. Как тут быть? Святослав вперед выступил и пригласил гостью в свой дом. Дверь перед ней отворил: "Располагайся, красна девица, вот твоя горница." Слуги ее тотчас занесли сундуки тяжелые с нарядами да украшениями. Завида, поблагодарив Святослава, дала ему целый кошелек с деньгами. Пересчитав их младший брат ахнул: "Да такой суммы я век не видал. Писарем-то столько денег и за 10 лет не заработаешь." Глянул он на Завиду с восхищением и пролепетал: "Можешь в этой горнице хоть на год оставаться. А если в чем нужда будет, ты только скажи".
- Есть такая нужда, добрый молодец. Приходи-ка ты почаще ко мне, да обо всем рассказывай, а в минуту грусти развлекай меня. Умеешь развлекать-то?
- Как не уметь? Умею, госпожа!
Так и осталась жить Завида у Святослава, а тот к ней зачастил. И с каждым днем все больше нравилась ему девица. Нравилась не лицом, не станом девичьим, а богатством и властью над людьми. Через две недели посватался парень к сатанинской дочери и получил согласие. Еще через неделю сыграли свадьбу, и зажили молодые на широкую ногу. Только люди говорили, что не любит Завида Святослава, да и вообще она, мол, никого из людей не любит.
Скоро стала жена молодому мужу на брата Ивана пенять. Он, дескать, хуже в военных делах разбирается, а занимает пост воеводы. "А ты всего лишь писарь при нем, - продолжала она, - при твоем-то уме ты большего достоин. Ты и должен стоять во главе войска."
- Но как я смогу стать воеводой, если народ Ивана, а не меня выбрал?
- Народ - овцы. Люди кого хочешь выберут. А что до Ивана, так ты убей его.
- Что ты говоришь! Одумайся! Он же брат мне родной.
- Если был бы брат родной, сделал бы тебя своим заместителем на худой конец.
И такие разговоры продолжались каждый день. Стал задумываться Святослав: "А может, жена права? Чем я хуже брата? Да только не одолеть мне Ивана в бою". А жена словно мысли его угадала: "Твой брат - непобедимый воин, но против мертвой водицы из колодца моего батюшки и он бессилен. На-ка тебе водички, позови Ивана в гости, да незаметно в бокал с вином и подлей."
Так и сделал Святослав. Взял грех на душу: подлил мертвой водицы дорогому гостю. Выпил тот и упал замертво. С почестями схоронил его народ в священной пещере предков. Осталась горе мыкать молодая вдова Анастасия с маленьким сыном Никитой на руках.
А в крепости без воеводы нельзя. Начал народ нового воеводу выбирать, и выбрали Святослава. Стал тот о дружине своей заботиться и меньше дома бывать, меньше молодую жену миловать. Однажды Завида говорит ему: "Слишком много мужики на себя работают, много времени своим детям отдают, да еще каждый норовит свой дом построить. Пусть-ка лучше тебе дворец построят. Разве ты этого не заслужил?"
- Но тогда они не успеют построить свои дома!
- И не надо. Зачем простым мужикам отдельные дома? Они все вместе могут жить в священной пещере. Места там много. У общего костра им будет веселее!
- Но там же гробы наших предков!
- Не велики персоны! Поживут и средь гробов. А самых лучших из людей мы возьмем во дворец. Нам нужно много слуг. Они будут готовить пищу, мыть полы, ухаживать за нами, охранять наше богатство."
"Права жена, - думает Святослав, - почему бы во дворце не пожить, если есть такая возможность?"
- А чтобы народ беспрекословно слушался тебя, вот, возьми от моего батюшки волшебное зелье. Стоит помазать зельем лоб любому строптивому, как он станет ниже травы и тише воды. Зелье это батюшка получает из черного дуба и называет его "дубовым".
Собрал воевода на площади народ, а Завида стала каждому мазать лоб дубовым зельем. Люди преображались, а лбы их становились дубовыми. Люди забывали о семье, о личном счастье, о друзьях и смотрели с вожделением только на воеводу, ожидая его приказа. Только Анастасия - жена Ивана - спрятала своего Никиту в таежной избушке, мало известной людям. Жил в той избушке ее дальний родственник - старый дед. Он промышлял охотой и рыбной ловлей, своих детей не имел, и Никиту, который только что научился ходить, принял с большой любовью.
А Святослав вскоре превратился из воеводы в сиятельного повелителя. Стал жить с молодой женой во дворце, слуг по щекам бить, если что не так. Завиду все стали "барыней" величать, да в пояс ей кланяться.
Дошли слухи до Марьи-травницы, что плохо дело у людей, и посылает она в крепость свою старшую дочь Веру. Дала ей мать кувшин с удивительной родниковой водой. Стоит напиться той водицы и увидишь вокруг великую красоту, и поверишь окружающим тебя людям.
Пришла Вера к людям, когда те работали у воеводы. Работали молча, с остервенением, лишь бы заслужить похвалу хозяина. Пот тек по их усталым лицам.
- Люди добрые, - крикнула девушка, - попейте холодной водицы!
Скоро собралась толпа жаждущих и все по очереди стали пить удивительную родниковую воду, и глаза людей теплели, а сердце начинало биться так, как не билось уже давно. В этот день люди не пошли в пещеру предков, а вернулись домой и встретились со своими семьями. Но каждый десятый воды пить не захотел и побежал к воеводе с доносом. Поняла Завида, что осталась с носом и отправила с почтовым вороном отцу своему весточку обо всем. Прочитал Сатана послание дочери и со злости чуть не лопнул. Когда пришел в себя крикнул: "Слуги мои верные, позовите ко мне мою среднюю дочь Ложь!"
Тотчас явилась Ложь к отцу и он послал ее к людям, на выручку старшей дочери. "Торопись, - поучал ее Сатана-отец, - а то люди добрых дел наделают и у нас забот прибавится." Вечером того же дня гулявшая в роще молодежь увидела огненную колесницу, запряженную шестеркой коней. Колесница с громом пронеслась по темному небу и с искрами рассыпалась над крепостью. А вечером следующего дня к дворцу Святослава подкатила богатая карета, запряженная шестеркой лошадей. Из кареты вышла чернобровая, черноглазая красавица. Она минуту постояла, огляделась и пошла не во дворец, а к людям, что собрались на площади в честь праздника весны.
- Товарищи! - крикнула девушка, - я приехала к вам из далекого города Мудрецов, которые знают правду. Они знают ваше будущее и могут помочь вам добрым советом. Они научат вас жить. От вас же требуется только одно маленькое одолжение.
- Какое такое одолжение? - спросил любопытный парень.
- Всего лишь ни о чем не думать. Думать за вас будут мудрецы.
- А ты не врешь, девка, часом?
- Если не верите мне, прочтите вот эту книгу.
И она протянула желающим небольшую книжку в красивом красном переплете. Нашелся грамотный мужик и стал вслух читать. А в умной книге было написано все то, о чем только что говорила Ложь. Убедились люди, что все, о чем говорила красавица, - чистая правда, и захотели хоть немного пожить чужим умом. И не каким-нибудь, а умом мудрецов. Каждый десятый громко крикнул: "Мы согласны жить по-новому! Скажи, что нам делать?"
- Вы должны извиниться перед воеводой за свой необдуманный поступок и не пить водицы из кувшина Марьиной дочки. Вам придется вернуться в пещеру, иначе не миновать беды - так предсказывают мудрецы. Опустили люди головы, но не все опустили: каждый десятый обрадовался и побежал во дворец, чтобы принести воеводе и молодой его жене хорошую новость.
Вышел воевода на площадь. А с ним его жена - Завида с дубовым зельем и помазком из конского хвоста. Каждый десятый упал перед воеводой на колени и добровольно подставил свой лоб для дубовой прививки. Остальных двое дюжих молодцов подводили к Завиде силой. Скоро поголовная прививка была завершена. Каждого десятого Завида одарила дорогими подарками и пригласила на пир во дворец. С этого дня началась новая жизнь. Народ стал беднее, но самое страшное то, что люди разучились думать. О любви забыли, ибо любить разрешалось только воеводу. Брат не стал доверять брату, сын отцу. Всех, кто якобы мешал воеводе управлять крепостью, садили в глубокую яму, из которой люди не возвращались. Храм Завида велела сломать. А воевода не нарадуется: люди стали послушными и в бою, не задумываясь, могли отдать свою жизнь. И чем больше он унижал их, тем больше похвал слышал в свой адрес. Стал Святослав на соседей нападать, города грабить, новых рабов в пещеру приводить.
Дошли слухи до Марьи-травницы, что на людей новая беда свалилась. Посылает она к людям свою среднюю дочь - Надежду - и дает ей белого голубя. Непростой то был голубь. Стоило ему сесть на шлем воина, занесшего меч над головой жертвы, как у того пропадала злоба, и бывшие враги становились друзьями. Летели на землю мечи и тяжелые доспехи, а кровавая драка заканчивалась крепким рукопожатием.
Приходит Надежда к людям, а те как раз собрались грабить соседний город. Воины уже уселись на боевых коней и, потрясая мечами, приветствовали воеводу. Выпустила девушка голубя и стал он садиться на плечи людей: стали падать на землю боевые мечи, и воины со слезами на глазах обнимали друг друга. А тут и Вера подошла с кувшином родниковой воды. Удивительную воду пили почти все. Пили и радовались. Но каждый десятый был мрачен и растерян. Каждый десятый белого голубя до себя не допустил и родниковой воды не пил. Тем временем воевода с Завидой во дворце заперлись, а у ворот стражу из верных слуг выставили. А народ о воеводе забыл и снова обрел способность думать самостоятельно.
Посылает Завида к отцу Сатане вновь почтового ворона с вестью о новой беде. Узнал Сатана, что у людей наступили мир да благодать: пуще прежнего взбесился. На этот раз он решил не только послать к людям свою младшую дочь - Лесть, но и поехать самому.
Поздно вечером парни и девушки, водившие на берегу тихой речки хороводы, услышали гром среди ясного неба и увидели огонь, напоминавший причудливую карету, запряженную тринадцатью гривастыми лошадьми. Карета прогрохотала по темному небу и красными головнями рассыпалась над крепостью. А вечером следующего дня в крепость въехала дорогая карета, запряженная тринадцатью сытыми гривастыми конями. Из кареты вышел заморский купец со своей дочерью. Очень странно выглядела купеческая дочь: на ней было серое платье, и сама она была серая, без признака румянца. Имя у нее было тоже необычное - Лесть. Девица то и дело сгибалась в три погибели и, кажется, норовила достать языком до ног собеседника. Лицо ее было не в меру подобострастным и глупым.
Купец заморский товарами стал торговать, а его дочка ничем не торговала, а зарабатывала не меньше отца. Она льстила людям, и они щедро платили ей. Каждый десятый платил ей золотом и любил не меньше отца с матерью. Девица научила многих зарабатывать себе на жизнь шершавым языком, а не мозолистыми руками. Вот тебе и глупая. Оказалось, глупость люди уважают больше, чем ум. Нашлось много охотников учиться искусству у Лести, и у нее появились достойные ученики. Они настолько старались преуспеть в учебе, что у них выросли собачьи хвосты, вилявшие во время разговора. Так было задумано самим Сатаной. Ластится такой собако-человек к хозяину, а хвост у него работает, как у дворняжки. А если крикнет хозяин: "Пошел вон!", - тот сразу хвост подожмет и с глаз долой. Заморскому купцу собако-человеки сильно понравились. Прикормил он самых способных из них и, поколдовав, превратил их в свору настоящих псов. Свора та купца везде сопровождала и по первому его указанию могла разорвать в клочья любого неугодного. Власть над людьми в крепости незаметно к купцу перешла. А Лесть тем временем взялась обучать своему искусству детей малых, которых в общий сарай согнали и насильно учиться заставили. Завида и Ложь стали сестре помогать в ее деле.
Прошло время, и в лесной избушке вырос Никита - сын Ивана и Анастасии. Настоящим богатырем стал, вольнолюбивым да смелым. Ходил однажды Никита по лесу, свирепого кабана выслеживал, а встретил девушку. Познакомились. Девушку Любовью звали. Это была младшая дочь Марьи-травницы. Узнал Никита, что идет Любовь к людям помочь, что хочет она самого Сатану победить: "Возьми меня с собой, я тебе помогу. Там и матушка моя у воеводы. Хочу ее от рабства освободить, да к себе забрать. Да и тебе одной не справится с нечистой силой, что ты - слабая девушка - одна сделать сможешь?"
- Я могу сделать многое. Вот дала мне матушка зерен пшеницы. Я дам их людям. Они посеют их в землю, а через неделю соберут небывалый урожай. Я буду просить людей восстановить храм. Только туда не вхож Сатана со своими дочерьми. Но я еще не сказала тебе главного. Под обломками храма затерялся кувшин с эликсиром мудрости. По капле наполняли наши предки этот кувшин. Прошло тысячелетие прежде, чем был он наполнен. Мудрость предков поможет спасти народ. Нужно помазать эликсиром дубовые лбы, и только тогда оживет мысль и засветятся глаза людей, а любовь оживит сердце, превращенное в кусок льда. Слуги злого демона искали этот кувшин, чтобы уничтожить, да не нашли. Боится Сатана со своими дочерьми мудрости наших предков. Найти древний кувшин могут только чистые помыслами, добрые люди - так сказала мне моя матушка.
Решили Любовь с Никитой вместе идти к людям. Когда пришли в крепость, раздала девушка людям по несколько зерен и велела посеять их в теплую весеннюю землю. И случилось чудо: через неделю выросла пшеница, и собрали люди небывалый урожай. Не стало в крепости голодных и нищих. Тем временем пошли Никита с Любовью к развалинам храма и вскоре нашли то, что искали: отодвинул Никита тяжелую колонну, а Любовь тут же увидела старый запыленный кувшин. Взяли они драгоценную находку и отправились к пещере предков, где жили несчастные люди, рядом с которыми бегали сторожевые псы Сатаны. Псы день и ночь искали врагов и тут же расправлялись с ними. Все были запуганы и говорили только шепотом. Когда парень с девушкой приблизились к пещере предков, псы подскочили к ним, обнюхали, и шерсть на их загривках поднялась дыбом. Тут Любовь брызнула на собак эликсиром мудрости. Что тут случилось! Грозные стражи с визгом бросились кто куда, только их и видели. Скоро вышли из пещеры люди. Многие узнали Любовь и очень обрадовались. Стала девушка окроплять несчастных эликсиром мудрости. А Никита стал оставшихся псов ловить, да к Любви их подносить. Перепуганных псов тоже мазали эликсиром, и все видели, как собачья шерсть выпадает, а собачьи морды превращаются в человеческие лица. Но хвосты, правда, оставались на месте. Видно, слишком много злых дел натворили сатанинские прихвостни.
Только одному псу удалось убежать и обо всем доложить Сатане. Прилетел Сатана со своими дочками на огненной колеснице в образе купца заморского. Схватил он дубовое зелье и кинулся к Любови, а Лесть тем временем Никиту отвлекает, ластится к нему как собака. Не растерялась Любовь и плеснула в глаза купцу эликсир мудрости. Сразу же вся позолота с него исчезла, а вид его преобразился: ноги кривые с копытами, на руках когти медвежьи, а вместо глаз - провалы черные. А дочки его вдруг старухами страшными стали. Завопила вся эта нечисть и сгинула, только туман легкий на ее месте остался, настолько тяжелый духом, что хоть нос зажимай.
С тех пор люди жили счастливо. Воеводой Никиту сделали. Старый воевода сбежал к тестю на черную гору, и больше его никто никогда не видел. В крепости храм заново отстроили, и в нем обвенчались Никита с Любовью. Но остались в крепости люди с собачьими хвостами. Идет, бывает, такой человеко-пес, а глазами все хозяина ищет, хвостом виляет. Но стоит крикнуть на него: "Пошел вон!", - как он тут же хвост поджимает и скрывается. Живут среди людей Вера, Надежда и Любовь. Но и другие три сестры не забывают крепость. Правда, приходят они в других обличьях и других одеждах, на то они и оборотни. Да только люди их сразу узнают. Да и человеко-псы, сами того не желая, предупреждают людей о нечистой силе. Они своим нюхом сатанинский дух за версту чуют, и как только кто-либо из черного отродья появляется, начинают радостно скулить. Тогда к воротам крепости привозят священника, и он осеняет крестом всех входящих.


Рецензии