Что дороже всего на свете

Не ревнуй злодеям, не завидуй
творящим беззаконие.
Псалом 36,1

На берегу океана, рядом с большими горами, жили-были два брата. Они сеяли и убирали пшеницу, охотились, рыбачили. Не ленились, а жили впроголодь. Дело в том, что страна, где они жили, была суровым, холодным краем. Но мало-помалу   поля становились ухоженней, повышался урожай, жизнь налаживалась. Пришла пора, и женился старший брат на красавице. Младший отдал ему свои поля, а сам начал раскорчевку на новом месте. "У брата семья, а у меня - пока нет", -  думал он, - "пока надумаю жениться, и у меня будут поля".
Каждое утро уходил младший брат на работу  в лес: валил деревья, корчевал пни,  и новое поле росло не по дням, а по часам.  Вот пришел младший брат на свое поле в очередной раз и видит: сидит на пне старый-престарый человек. Борода у него белая, до самой земли.
- Здравствуй, дедушка, - поклонился юноша.
- Здравствуй, добрый молодей. Не поможешь ли мне вязанку дров до моей избушки донести?  Я-то совсем из сил выбился.
- С удовольствием, дедушка. Иди вперед, показывай, где твой дом.
Долго они шли по лесу, по болоту, по горам. Вязанка дров становилась с каждым шагом тяжелее. К вечеру пришли к избушке.
- Что хочешь за свою услугу? - спрашивает старик - Что ни попросишь - исполню.
- Ничего мне не надо. Вот только, если можешь, сделай так, чтобы мою свободу никто не мог украсть.
- Быть по-твоему. От любого насильника защитит тебя мой огненный меч, имя которому - Закон.
Рассказал юноша старшему брату о том, что с ним случилось, а тот  очень огорчился: "Дурень ты, дурень! Зачем тебе свобода, если у тебя нет вдосталь хлеба? Пойду-ка я в лес, может встречу того старика,  уж я не прогадаю!"
На другой день собрался старший брат и пошел в лес. Шел он, шел и вдруг увидел старичка на пеньке. Седая борода до самой земли. Подошел к нему Старший, поздоровался.
- Здравствуй, отец. Не могу ли я тебе чем помочь?
- Здравствуй, добрый молодец. Помоги-ка мне до дому добраться. Подвернул я ногу и сам идти не могу.
- Садись-ка на меня, да показывай дорогу.
Сел старик на мужика верхом, и пошли они через леса и горы. Вечером добрались до старенькой избушки.
Старик спрашивает:
- Что хочешь за свою услугу? Все могу исполнить.
- Хотел бы я, дедушка, утром, в обед и вечером иметь кусок хлеба. И так каждый день.
- Быть по-твоему. Утром, в обед и вечером будет тебе приносить хлеб мой голубь, имя которому - Милосердие.
Мало ли, много ли времени прошло с тех пор, а поселился рядом с братьями барин. Решил тот барин скупить все земли вокруг. Старший брат свои поля, засеянные пшеницей, сразу продал: у него и так хлеба не переводится. Младший брат жил впроголодь, но земли своей ни клочка не продал. "Какая свобода на чужой земле", - думал он. Барин хотел было силой у Младшего все отнять. Послал слуг, чтобы схватить юношу, да в темницу бросить. Но не тут-то было. Только приблизились слуги к своей жертве, грянул гром среди ясного неба,  появился огненный меч и ранил одного самого ретивого барского слугу. Сильно рассердился барин на своего обидчика, которому, ко всему прочему, еще и завидовал: "Как ему одному удается сделать столько, сколько сотня моих холопов не успевает?" Решил барин тогда отыграться на Старшем. Вызвал его к себе и говорит:
- Убирайся вон с моей земли!
- Помилуй, барин, - заплакал мужик, - что хочешь возьми, только не гони с родного гнезда!
Забрал тогда барин у мужика красавицу-жену. Через некоторое время вновь вызывает он бедного мужика и пуще прежнего кричит:
- Ты все еще здесь?! Убирайся прочь с моей земли!
- Куда же я пойду? - плачет мужик, - Оставь меня на земле, все, что хочешь для тебя сделаю.
- Тогда пойди, убей своего младшего брата.
- Только не это. Ведь это мой единственный брат!
- Не хочешь? Уходи!
Делать нечего, согласился старший брат на убийство. Зашел он к себе в дом, а тут и голубь прилетел с куском хлеба: "Ешь, мужик, на здоровье". Да не лезет Старшему кусок хлеба в горло: не о хлебе думы в голове. Нашел старший брат топор, наточил его остро-преостро и вечером пошел к Младшему. А тот, увидев дорогого гостя, за стол его усадил, накормил, напоил и стал спрашивать: "Далеко ли шел да отчего не весел? Какая-такая нужда заставила тебя идти на ночь глядя?" Разрыдался старший брат и рассказал всю правду. "Не горюй", - говорит Младший, - "спокойно спать ложись: утро вечера мудренее". Вздохнул бедолага и с облегчением уснул крепким сном. А утром будит его Младший и говорит: "Оставайся у меня дома, а я переоденусь в твою одежду да пойду вместо тебя к барину. Мы с тобой похожи как две капли воды, авось барин не догадается. А топор твой я с собой возьму на всякий случай".
Приходит Младший к барину, а тот и спрашивает:
- Убил брата, как я велел? 
- Нет, барин. Топор подвел.
- Как подвел?
- Размахнулся я, значит, что было силы, да как рубану Младшего по шее, а топор отскочил, как от камня. Даже искры посыпались.
- Врешь! Не верю!
- А ты испытай на мне.
Позвали слуг. Самый здоровенный из них взял из рук юноши острый топор и говорит: "А ну, положи голову на дубовый стол!"  Положил Младший голову  на стол, а здоровяк со всей силы как ахнет ему по шее. Но в тот момент, когда топор почти коснулся тела, появилась легкая, светлая тень меча в голубом сиянии и встала на пути страшного топора.  Посыпались искры и топор отскочил, не причинив жертве никакого вреда. Барин даже рот раскрыл от удивления: "Ах, какой интересный топор! Я такого никогда не видел. Продай-ка мне это чудо или лучше подари". Младший брат и подарил: "На, бери, коли хочешь".
Назавтра созвал барин гостей и решил похвастаться диковинным подарком. Когда гости попили, поели, хозяин пригласил здоровенного слугу с топором и сказал: "Сейчас я вам покажу такое чудо, какое и во сне не снилось". Положил он голову на стол и кричит: "Руби со всего плеча!" Здоровяк и рубанул. Но искры не посыпались и топор не отскочил. Отскочила голова и покатилась по дубовому столу, опрокидывая тарелки. Гости в страхе разбежались кто куда. С тех пор не стало барина, а все его слуги получили волю и стали жить да поживать, да у младшего брата свободе учиться. Больше всех пережил старший брат, зато на всю оставшуюся жизнь запомнил: нет ничего дороже свободы. Жена его благополучно вернулась домой. Народили они сыновей и воспитывали их гордыми и свободными людьми.


Рецензии