Пчелы и бараны

Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их нужно резать или стричь.
А.С. Пушкин


Среди цветущих лугов и зеленых лесов жило стадо баранов и пчелиный рой. У стада был пастух, который перегонял животных с места на место, наказывал непокорных, охранял от волков. Прошло время, и бараны разучились думать самостоятельно - за них думал хозяин. Каждый вечер человек поил скотину и запирал в загоне. Только ночью бараны были свободны от опеки, и поэтому ночами Старый Баран любил философствовать и поучать молодежь: "Хозяину надо беспрекословно подчиняться. Он знает, куда нас гнать, чем кормить, кого оставить на племя, с кого шкуру содрать". Некоторые молодые барашки не соглашались с такой несправедливостью. Но Старый Баран твердил одно и то же изо дня в день. Слушала молодежь старого оратора, и многие начинали верить ему, переставая думать, становились покорными и бежали туда, куда бежало все стадо. Один день стал похож на другой, как две капли воды. Казалось, что время остановилось.
Однажды на стадо баранов напали волки. Животные кинулись кто куда, а хозяина поблизости не было. Старый Баран бежал через кустарник, пока в глазах не потемнело. Наконец, он выбился из сил и упал на траву, тяжело дыша. Вдруг баранье ухо уловило совсем рядом мирное гудение пчелы. Баран открыл один глаз и увидел, как пчелка старательно собирает нектар с белого клевера.
- Улетай, неразумная! Да поскорей! Рядом рыскают серые волки - а ты такая маленькая и беззащитная, - прохрипел Баран.
- Обо мне не беспокойся, я сумею за себя постоять!
- Неужели и волка не боишься?
- Никого не боюсь, а вот Серый меня боится. Он хорошо знает, как больно я жалю.
- Тебе хорошо - у тебя есть жало.
- А тебе чем плохо? Посмотри-ка вон в ту лужу. Ну, теперь видишь, какие грозные у тебя рога? Такими любому волку череп расколоть можно.
- Можно-то можно, но как на это посмотрит хозяин? Он не любит агрессивных баранов и без промедления пускает их под нож. Были у нас сильно смелые, и где они сейчас? Одни шкуры от них остались!
- Значит, дело не в моем жале и не в твоих рогах, а в твердости характера, свободолюбии. Ты, Баран, просто не любишь свободу, а мы, пчелы, любим.
- Но ведь и ты целый день занята делами, так что даже свободной минутки нет. Разве это свобода?
- Да ты, Баран, не понимаешь, что такое свобода! Это вовсе не безделье, это - тяжелый труд. Но это труд свободной пчелы, и плодами труда труженица воспользуется по своему усмотрению. Ее мед без спроса никто не возьмет. И еще, Баран, запомни одно: свобода - это самоограничение: нужно строго подчиняться законам мироздания, иначе погибнешь.
- Как это?
- Нельзя жить чужим умом, нельзя жить рыбам на берегу, а баранам - под водою, нельзя пчелам вылетать на работу во время ливня...
- А так ли уж хороша свобода? Не лучше ли жить под защитой хозяина и ни о чем не думать?
- Бедняга! Ты совсем разучился думать. Меня никто не гонит кнутом. Я сама выбираю цветы, сама строю восковые соты, ищу себе жилье. Жизнь моя идет по моим собственным планам, и поэтому каждый мой день не похож один на другой. Я ищу способ жить лучше, и я его найду! Разве не в этом смысл жизни?
Старый Баран слушал внимательно, а потом проблеял: "Пусть за нас думает хозяин, так спокойнее..." И тут послышался громкий голос пастуха: "Где ты, старая скотина!? Мороки от тебя больше, чем пользы! Найду - сдеру шкуру!" Услышав это Старый Баран горько заплакал.
- Никому не доверяй свою свободу, - прожужжала пчелка, - беги, пока не поздно!
Баран, вскочив на ноги, попытался бежать, но после грозного окрика хозяина, ноги вдруг стали ватными и непослушными. Слабый бараний ум командовал ногам: "Бегите!", - а они не слушались. Баранье тело оказалось не во власти бараньей головы. Оно подчинялось только голосу хозяина.  Старый Баран опустил голову и покорно стал ждать своей участи. И тут он сделал открытие: "Свобода - это когда тело слушается собственную голову. За свободу нужно бороться, как эта маленькая пчелка...." Это было его первое и последнее открытие.


Рецензии