Вор, проходящий сквозь стены

               
               
     Погода резко изменилась.  Ясные дни золотой осени, когда утренний холодок легко уступал теплым солнечным лучам, сменились тусклыми сумерками с затянутым равномерной серой пеленой небом и мелким моросящим дождем.  Уличные прохожие сменили костюмы и легкие  куртки  на плащи и  демисезонные пальто,  передвигались осторожно,  стараясь не попасть в уличную грязь или быть обрызганными лихим автомобилем.
     В один  из  таких  промозглых осенних дней следователь Вячеслав Мещерский работал с компьютером. Городское УВД приобрело себе новые, более мощные и быстродействующие компьютеры,  а старые сочло возможным отдать в районные отделения.  С компьютером в отделении пока работать никто не умел, и Мещерский с увлечением осваивал его.
     Особенно нравились ему две базы данных: та, в которой можно было сортировать преступников по отдельным признакам, и другая - с отпечатками пальцев. Скажем, необходимо просмотреть уголовников, занимающихся квартирными кражами, - из всего их огромного количества - и вот они, тут как тут, со всеми характеристиками и даже с фотографиями поочередно высвечиваются на экране дисплея.  Или надо найти преступников с характерной татуировкой на груди,  тоже теперь не проблема.
     Отпечатки пальцев подозреваемого можно было быстро  сравнить  с имеющимися в базе данных и припереть его к стенке.
     Раньше с такими вопросами приходилось  обращаться  в  городское УВД, а теперь оперативность дознания повышалась,  и это радовало Мещерского.
     В кабинет заглянул оперуполномоченный Алексей Якулин.
     - Слава, ты занят?
     - Для тебя,  старик, я всегда свободен, - сказал Мещерский, отрываясь от лицезрения экрана.
     - Что  делать будем?  - спросил Якулин,  усаживаясь на стул.  - Вторая кража подряд,  и одна,  как две капли воды, похожа на другую. Все происходит  днем,  в  отсутствие  хозяев.  Ни малейших признаков взлома: двери, замки, окна в целости и сохранности. Никаких отпечатков пальцев. Берутся деньги и только компактные ценные вещи, главным образом, украшения.  Вышел  такой  человек  с  небольшой сумочкой из подъезда, его никто ни в чем не заподозрит.
- Леша,  а ты ведь помнишь, - нахмурил брови Мещерский, - прошлой зимой у нас была серия таких нераскрытых краж. Тоже никаких следов проникновения в жилище, как будто вор ключи у хозяев брал. Потом весной все прекратилось, мы еще шутили, наверное, на летние каникулы ушел. А теперь, значит, опять за дело взялся.
     - Эта собака нам все показатели попортит. Столько "висяков" будет. Как же нам его отловить?
     - Если не удается найти следы в квартире,  надо искать,  где он краденое сбывает. Не хранит же он это до сих пор все у себя. А вообще думать надо.
     - Ну думай, старина, думай, - проворчал Якулин, поднимаясь. - У тебя вон теперь помощник-компьютер есть.
     Ближе к  вечеру  Якулину позвонили из дежурки:  собирайся на выезд, опять обокрали квартиру.  Сидя в машине вместе  с  Мещерским  и экспертом, Якулин думал, что третья за неделю квартирная кража - это уж чересчур.  Но думать долго не пришлось, машина свернула с улицы и подъехала к подъезду серой блочной пятиэтажки.
     Однокомнатная квартира была на первом этаже.  Якулин  позвонил, дверь открыла заплаканная женщина лет сорока пяти. В глубине комнаты на диване сидел паренек с испуганным лицом.
     Эксперт принялся осматривать замок.
     - Что у вас пропало?  - спросил Якулин, доставая из папки бланк протокола.
     - Да мы и живем-то небогато,  - развела руками женщина.  - Сами видите. Украли два колечка золотых,  серьги,  а главное - пять тысяч рублей. Скопили сыну на одежду к зиме,  пальто хотели купить, ботинки... А то он у меня некрепкий, вот недавно простудился...
     - Так, кольца какие? - Якулин выполнял обычную работу опроса, а сам с нетерпением ждал выводов эксперта.
     - Все как в прошлый раз,  - сказал эксперт, - никаких признаков взлома. Окна  все целы,  - он оглядел комнату,  - надо еще отпечатки пальцев посмотреть, но вряд ли что обнаружу, в перчатках работает.
     - К вам кто ходит?  - спросил Мещерский женщину. - Подозреваете кого-нибудь?
     - Никто  к  нам  не ходит,  - махнула рукой женщина.  - Я после смерти мужа никак в себя не приду. Год уже прошел, а он передо мной, как живой.  До пятидесяти не дожил, умер от сердечного приступа. Вот только Надя регулярно посещает, Витина любовь. Вить? А может это она  нас обчистила?
     Витя зарделся.  - Что ты,  мама,  - робко сказал он. - Мы с ней пожениться хотим.
     - Поженишься теперь,  - с горечью  сказала  мать.  -  Последние деньги украли.
     В комнату заглянул участковый.  - Ну как дела,  Федя? - спросил Мещерский.
     - Опросил  соседей,  никто  ничего не видел.  Летом старушки на скамейках у подъездов сидят,  от них никто не укроется.  А сейчас от холода все по квартирам попрятались, носа не высовывают.
     На обратной дороге Якулин и Мещерский  опять  обсуждали  способ проникновения в квартиру и опять не находили ответа.
     - Ты знаешь,  - задумчиво сказал Мещерский, я тут недавно читал рассказ одного француза - "Человек, проходящий сквозь стены".
     - Ага,  - подхватил Якулин.  - И вор наш сквозь стены проходит. Хороший набор отмычек у него, вот что.

     На следующий день Мещерский на оперативке у Боброва, заместителя начальника отделения, сказал Якулину:
     - Леша, зайди потом ко мне, обсудить кое-что надо.
     Когда Якулин зашел в кабинет Мещерского, тот сидел за компьютером.
     - Ты теперь от него,  как от мамкиной сиськи,  не оторвешься, - пошутил Якулин.
     - Садись рядом,  Леша, - Мещерский был серьезен и не расположен к шуткам.  - Вчера после кражи я домой не пошел и знаешь, чем занялся? Запросил из городского УВД данные по квартирным кражам за год по всему городу. И на основе их построил вот такой график по районам, - Мещерский ткнул пальцем в экран.
     - Видишь,  график почти равномерный,  с небольшим превышением в нашем районе.  Но когда я исключил квартирные кражи со  взломом,  то кривая в нашем районе резко выросла. Вывод?
     - Вывод  элементарный,  -  пожал  плечами Якулин.  - Преступник действует в нашем районе.
     - И только, я подчеркиваю, в нашем. Кроме того, предположение о сезонности краж полностью подтверждается. Видишь, кривая резко начинается  поздней осенью прошлого года и обрывается ранней весной этого. Летом ни одной,  слышишь, ни одной такой кражи нет. А как только похолодало, он опять за свое взялся. Усекаешь, в чем дело?
     - Пока не очень.
     - А у меня родилась одна дерзкая гипотеза. Вот, послушай...

     Дверь районной поликлиники хлопнула, и в коридоре появился мужчина лет тридцати пяти в кожаном осеннем пальто. Он огляделся и направился к регистратуре.
     - Мне бы к врачу, - сказал он, склонившись к окошечку.
     - Какому?  - сухо спросила женщина с неприязненно поджатыми губами. В ее лице ясно читалось отвращение к надоевшим за долгий  день бестолковым пациентам.  Но, окинув взглядом хорошо одетого посетителя, она взяла бланк талона на посещение врача и лицо  ее  осветилось радушной улыбкой.
     - Понимаете,  я в первый раз в поликлинику обращаюсь,  даже  не знаю, к кому мне.
     - А что с вами?
     - Да вот плечо что-то ноет.
     - Идите сначала к вашему участковому врачу Бажановой,  двадцать седьмой кабинет,  а она, если потребуется, отправит вас к специалисту. Страховой полис у вас с собой?
     Взяв полис,  женщина набрала на клавиатуре компьютера необходимые данные и через несколько секунд из принтера  вылез  листок-талон на посещение врача.  Молодой человек,  блеснув золотым кольцом с печаткой, забрал полис,  индивидуальную карту амбулаторного  больного, листок-талон и пошел в раздевалку.
     Раздевшись, он проследовал по коридору и был неприятно  поражен большой унылой очередью перед дверью кабинета. Молодой человек занял очередь и с тоскливой миной на лице побрел по  коридору.  Перед  регистратурой также выстроилась небольшая очередь,  но женщина-регистратор,  заметив его, пропустила мимо ушей просьбу очередного посетителя и окликнула молодого человека:
     - У вас затруднения?
     - Очередь большая, - ответил он.
     - Медицина у нас сейчас платная,  - усмехнулась женщина. - Экстренное обслуживание  -  пятьдесят рублей.  Платите в кассу и идите без очереди.
     - Вот спасибо, - обрадовался молодой человек. - Мне время дороже каких-то там пятидесяти рублей.
     Участковый врач Бажанова тщательно ощупала плечо.
     - Есть небольшое воспаление, по-научному, плече-лопаточный артрит. Вам хорошо бы поделать массаж. Только он платный. У вас найдется четыреста рублей?
     - Конечно, найдется, - пожал плечами молодой человек.
     Выйдя из кабинета, он подошел к регистратуре.
     - Благодарю вас за хорошее обслуживание.
     - Ничего особенного, - улыбнулась женщина. - Выздоравливайте.

     Четвертые сутки сержант Воронов сидел в засаде. Утром владельцы двухкомнатной квартиры  -  супруги  Удальцовы  -  уходили на работу, прихватив с собой в детский сад малолетнюю дочь  Лолиту,  а  сержант Воронов являлся на работу, сидеть в их квартире. Вечером они возвращались домой, а Воронов отправлялся в отделение докладывать, что все в порядке - происшествий нет.
     - Клевая у тебя работа, - сказал Воронову сержант Медведев. - Я тут по грязным улицам за преступниками бегаю, а ты в тепле посиживаешь, журнальчики читаешь.
     - Не больно она и клевая, - ответил Воронов. - Надоело.
     И вправду,  первое время было приятно, потягиваясь и перелистывая хозяйский журнал с обнаженными красотками, сидеть, утопая в глубоком кресле. Потом выяснилось, что длительное пребывание, все время настороже, без лишних движений,  в пустой квартире,  нагоняет тоску, утомляет не хуже погони.
     Вчера Якулин сказал ему:
     - Будешь сидеть до упора. Придет он, точно знаю, придет.
     Воронов потянулся и подумал,  что неплохо бы вскипятить на  хозяйской кухне чайку.  И в это время раздался звонок.  Воронов пружинисто поднялся и, осторожно ступая в домашних тапочках, зашел в туалет, расположенный возле входной двери. Через некоторое время послышался легкий шорох:  кто-то осторожно вставлял ключ в замочную скважину.
     Открыв оба замка: нижний - врезной и верхний - накладной, с собачкой, в квартиру зашел парень лет  тридцати,  рослый,  крепкий,  с дипломатом в руках.  Он прошел в комнату, положил чемоданчик на стол и вдруг ощутил, как в его спину уперся жесткий ствол.
     - Руки вверх и к стене, - скомандовал Воронов.
     Незнакомец покорно поднял руки  вверх.  Воронов  расслабился  и  стал прятать ПМ в карман.  В это время парень лягнул Воронова пяткой башмака, окованной стальной полоской, по ноге. Жуткая боль заставила Воронова пригнуться.  Незнакомец сжал руки в замок и,  повернувшись, хотел  нанести Воронову сокрушающий удар по затылку.  Но на разворот ушли секунды,  Воронов успел уклониться и достал парня локтем в  живот. Затем  немедля нанес незнакомцу решающий удар пистолетом по голове. Парень свалился к ногам Воронова и очнулся уже лежащим на полу с наручниками на заведенных назад руках.
     Воронов говорил в трубку телефона:
     - Приезжайте, я его взял.

     Бобров встретил Мещерского и Якулина благодушной улыбкой.
     - Ну что, старики, рассказывайте, как вора взяли.
     - Я  долго не мог представить себе,  Владимир Александрович,  - начал Мещерский,  - как вор проникал в квартиру.  Следов взлома нет, отмычки все  равно  дают мелкие повреждения замка,  а тут все чисто. Выходит, вор делал дубликаты ключей хозяев,  но как он получал к ним доступ? Не сами же хозяева ему их давали. Навели на мысль два факта: сезонность краж и четко очерченный район.  И сразу  же  мелькнуло  - раздевалка! С  наступлением  холодов  мужики носят ключи в пальто и, как правило, так и сдают пальто с ключами в кармане в гардероб.
     - Все правильно, - сказал Бобров, - но ведь раздевалок в районе много. Сколько у нас районных учреждений? И везде гардероб.
     - Еще раз опросили пострадавших,  Владимир Александрович. И выяснили, что в каждой семье незадолго перед кражей кто-то  из  мужчин посещал поликлинику. А дальнейшее вам Якулин расскажет.
     - Я как только увидел, что гардеробщиком работает молодой крепкий парень,  сразу почувствовал, горячо, - сказал Якулин. - Конечно, сейчас при безработице за любую работу берутся, мужчины даже кондукторами  работают,  но все-таки не поверилось,  что такой парень себе другой работы не нашел.  А как только установили, что в регистратуре его  тетка  работает,  нам  сразу и механизм стал ясен.  Он с ключей слепки снимает,  а потом у тетки адрес пациента узнает.  Для этого у них  специальная  система  сигналов  была разработана.  Дальше самым трудным было найти "подсадную утку".  Вспомнил про школьного товарища,  уговорил посетить поликлинику, да чтоб оделся по-пижонски. Жена уж больно упиралась,  боялась, что обманет нас вор и квартиру обчистит.
      - А что,  - спросил Бобров, - нельзя было просто обыск у него и тетки совершить?
     - Вор довольно умный.  Вряд ли он стал бы похищенное дома  хранить. Решили его взять,  так сказать,  с поличным. На ключах хозяина после поликлиники обнаружили тонкие мазки пластилина.  Поэтому у нас уверенность была,  что придет. Тут Воронов отличился, скрутил его, хоть и не без сопротивления.
     Из кабинета Боброва Мещерский с Якулиным вышли довольные.  Скуповатый на похвалы "Бобер" на этот раз объявил им благодарность.
     - Ты куда сейчас? - спросил Якулин.
     - Пойду компьютер изучать. А ты?
     - У меня есть дела поинтересней.  Позвоню Людмиле, договорюсь о встрече.
     - Уже Людмиле? Еще недавно была Людмила Васильевна?
     - Время идет, старик.
     И два тридцатилетних "старика" разошлись по комнатам.

 
               


Рецензии
Ай молодца! Рассказ маленький, несерьезный какой-то, но почему-то мне так понравился.
Удачи вам и счастья

Иван Ахмадиев   16.06.2005 02:01     Заявить о нарушении