Харбин. ру

Полный текст на:

http://nature.ru/db/msg.html?mid=1188223&s=

     Троицкая С. Русский Харбин. Воспоминания. Брисбен. 1995. 64 С.

От автора

С раннего детства любила пение. В школе урок пения был одним из любимых. Очень хотелось петь в церковном хоре, но девочке с косичками не так легко было поступить в него. После окончания начальной школы в 1928-м году мне посчастливилось быть принятой в церковный хор в нашем пригороде. И регент не пожалел, что принял меня: уже через год я стала петь по нотам, и он иногда поручал мне петь небольшие сольные места в песнопениях.
Через пять лет я перешла в хор Иверской Церкви, где регентом был Валериан Степанович Лукша, большой знаток не только православного церковного пения, но и западной духовной музыки. Иверский хор был одним из лучших хоров Харбина, его певцы обладали исключительно красивыми голосами, репертуар хора был обширный и включал песнопения композиторов и Московской школы и Петербургской. Сам Валериан Степанович до революции был другом и помощником известного композитора и дирижёра. Александра Андреевича Архангельского. Почти шесть лет я пела под управлением B.C. Лукши.
После окончания гимназии в 1934-м году передо мной встал вопрос, что дальше? Поступать в Педагогический Институт, избрав карьеру учительницы. или принять предложение одной оперной певцы, и под ее руководством серьезно заниматься пением, избрав себе карьеру певицы. Несмотря на всю мою любовь к пению, решила, что в Харбинских условиях профессия учительницы скорее обеспечит мое существование, чем пение, что и оправдалось на судьбе других певцов.
После отьезда B.C. Лукши в США я перешла в хор Св.-Николаевского собора, в котором пела под управлением маститого регента, Д.И. Попова до его отъезда в Бразилию в 1952-м году. Его преемником стал мой муж, Михаил Николаевич Троицкий. Итак 17 лет я пела в Соборе. Но наступило время и нам уезжать из Харбина. Тяжело до слез было покидать город, где прошло детство, годы учения, расставаться с друзьями и дорогими сердцу церквами. В новой стране очень тосковали в первое время, а жизнь заставляла приспосабливаться к новым условиям. Харбин остался далеко позади, в прошлом. Русские люди покинули его, остались единицы. Китайцы разрушили наш Собор, а другие храмы использовали для своих нужд. Значило ли это, что русского Харбина никогда и не было? Нет, не правда ОН БЫЛ! Его нужно сохранить в памяти харбинцев и их потомства, нужно было написать об этом. Один харбинский музыкант сказал мне: Вы должны написать о харбинских певцах и храмах и предоставил мне несколько фотографий храмов. И я сочла своим долгом выполнить это.


Предисловие

Всё более и более тускнеют в памяти воспоминания о нашей жизни в Харбине, о тех незабываемых годах нашей молодости, наших надежд на лучшее будущее, которое большинство из нас не представляло, каким оно будет. Жизнь шла довольно спокойно, без каких-либо серьёзных общественных потрясений до начала 40-х годов. Это был уголок старой России. Русские харбинцы имели свои учебные заведения: начальные, средние, высшие, специальные, технические и другие, а кто имел большие средства, тот посылал своих детей после окончания средней школы (гимназии) заканчивать образование за границей: в Гонконге, Чехословакии, во Франции и других странах. Были также в Харбине школы и учителя для получения музыкального образования.
Поселившись на территории Китая, среди язычников, русские люди в первую очередь заботились о постройке храмов, где они могли бы удовлетворять свои религиозные нужды. Харбин - сравнительно небольшой город, но в нём была построена 21 православная церковь, и все они в воскресные и праздничные дни наполнялись молящимися. В больших церковных приходах богослужения совершались ежедневно. В каждой церкви богослужение сопровождалось пением хора. Вот этим труженикам церкви автор и посвящает свой небольшой труд.
Озаглавив его Русский Харбин, автор не ставил своей целью всесторонне осветить жизнь русских в этом городе, а только показать читателям, мало или совсем не знакомым с церковной жизнью православных харбинцев, красоту храмов и богослужений, дать краткие сведения о наших замечательных иерархах и рассказать о церковных хорах - их регентах и певцах. Поскольку церковные певцы принимали самое деятельное участие и во многих светских выступлениях, пришлось слегка коснуться оперы, а также и музыкальных школ, в которых учились многие церковные певцы. Если этот небольшой труд поможет читателям вспомнить их, оценить труды их и помянуть их добрым словом, то цель автора будет достигнута.
В прилагаемых списках харбинских церковных певцов за 20-е, 30-е, 40-е и 50-е годы фамилии певцов помещены в списках той церкви, в которой пребывание их было более или менее продолжительным. Имена и отчества некоторых певцов, к сожалению, не сохранились в памяти: у некоторых при фамилии стоит только инициал имени, а других приведена лишь фамилия. Списки певцов и регентов не претендуют на абсолютную полноту, хотя в них записано более 370 человек: ведь прошло уже много лет с тех пор. как русские покинули Харбин, а человеческая память несовершенна. Автор просит снисхождения за отсутствие в этих списках фамилий тех, кто в своё время потрудился в области церковного пения, но оказался в забвении.
Сердечная благодарность всем, кто помог мне в составлении списков, а также предоставил фотографии харбинских храмов и церковных хоров.


Рецензии