Воронеж эссе
Я всегда улыбался ему, когда проходил мимо, но так и не решился завязать знакомство – для этого пришлось бы нарушить гармонию звука, ночи и скрадывающей окружающее пространство темноты.
Почему то мне кажется, что его звали Карлом.
Возможно он играл только для меня – иногда жизнь балует нас эксклюзивными уроками восприятия, но в большинстве случаев мы почему-то остаёмся глухи к ним.
И ходили троллейбусы и трамваи. Ими можно было попасть влюбую точку города и вернуться из неё. Пусть долго и с пересадками, но была в этом какая-то особая романтика, когда возвращаешься один ночью в пустом заднем вагоне, вжавшись носом в замёрзшее стекло, а мимо медленно проплывают огни города и ощущение того, что ты здесь и сейчас тонет в стуке колёс, образуя некое безвременье.
Отблески фар, фонарей и светофоров плывут навстречу и чёрная лента дороги свиваются в кольца огромной змеи.
Если верблюд – корабль пустыни, то трамвай – корабль ночного города.
Мы никогда не утруждали себя оплатой проезда и этим основательно сократили их флотилию, заодно лишив следующее поколение нищих романтиков возможности спонтанного и безболезненного для кармана исследования города. Когда пересаживаешься просто так с одного маршрута на другой и выходишь на первой понравившейся остановке.
Остались только пешие прогулки, но они долги и утомительны в своей монотонности. Хотя порой доходят слухи, что некоторым удавалось пройти через весь город пешком за пару часов по каким-то районам, о которых никто никогда не слышал и не видел, но это уже из области “Коротких путей для миссис Тодд”. Возможно это её дети или внуки, а может быть и она сама изредка появляется здесь.
Видимо пространство и время тогда были несколько иными и не проявляли таких свойств. Нам тогда незачем было торопиться, и в них просто не было необходимости.
Нынче всё по-другому.
Вахты превратились в блок посты и из узких бетонных амбразур выглядывают не менее бетонные лица ОМОНа, которые не пропустят без пропуска даже самого Бога, не говоря уж о президенте. Видимо поэтому он и не спешит с отправкой мессий – ведь к тем, кто ещё в состоянии услышать их всё равно не пробьешься через непреодолимые кодоны, а откуда у Мессии пропуск или паспорт?
Лестницы на все крыши и чердаки заварены тюремными решётками и завешены амбарными замками, лишая романтики и возможности быть ближе к небу.
Переходы переполнены круглосуточными ларьками и тусующимися вокруг толпами гопников и ни о какой акустике уже нету и речи.
Наверное поэтому в том переходе больше не слышно саксофона.
Даже трамваи не те. В какое бы время суток ты не возвращался домой, твоё созерцание каждые пять минут будут прерывать настойчивыми предложениями оплатить проезд, даже если ты его уже давно оплатил и битый час сидишь в вагоне один.
Да и половины маршрутов больше нет, а рельсы всё продолжают и продолжают снимать.
Атмосфера стала иной, теперь раствориться с ней, слиться сгородом, стать частью его намного трудней – он постоянно выталкивает тебя на поверхность: плыви! плыви! вместе со всеми!! быстрей! быстрей!!!
Города стал более жёстче и динамичней и уже не успеваешь за его темпоритмом.
Деньги плотно взяли его в оборот, проведя наступление по всем фронтам и вытеснив последние остатки некой необузданности и первозданности, из которых черпали мы свои откровения.
Каменные джунгли окультурили до степени городского парка.
Что ж, может это и к лучшему.
И, может, и к лучшему, что я больше не живу в этом городе, а только изредка приезжаю туда, и с каждым разом он отторгает меня всё сильней и сильней, и теперь даже к кому просто зайти в гости, не то что переночевать.
Если ты ещё жив, твоя миссия на земле не закончена.
Я уже не живу в этом городе, следовательно моя миссия в нём завершена. Возможно, она завершилась, так и не начавшись…
А может, она и состояла в том, чтобы запомнить, каким он был в годы моей юности, запомнить, впитав его атмосферу всем сердцем…
Помнить, и ничего более…
Свидетельство о публикации №202102000030