Бродя по пустынным дождливым улицам Питера,после 26 октября,когда главные события в Москве уже закончились,я размышлял о праве человека на убиство другого и ,в частности ,на политический и иной террор.Насколько человек с точки зрения общечеловеческого разума может иметь право на убийство в этих случаях.Первое и самое актуальное-это религиозное право.Может ли человек знать волю Бога ,которая дает право убивать?С точки зрения традиционных и самых больших религий,таких как во многих Писаниях этих религий содержаться упоминания,когда Бог давал право на захват земли и ,как следствие, убийство.Хорошо известен пример из Ветхого завета,когда иудеи вышли из Египта и захватывали землю бетованную,при этом заповедь-не убий ,есть в том же самом тексте;или Махабхарата,где на одной стороне выступает сам Бог Кришна и люди ведут войнй по его приказу.Хотя общеизвестно индийское понятие ахимса,то есть не убий ничего живого.Можно,конечно продолжить примеры и найти им подтверждения в деяниях религиозных прошлых лет,например,крестовые походы,в католической церкви или раскол в русской православной церкви,я уж не говорю о богословских спорах патрологического христианства первых восьми веков,когда из-за богословских споров кровь текла рекой.И с позиции сегодняшнего времени,после Канта,когда человек не выходит за рамки своего опыта эмпирического,в эпоху науки,какое разумное обоснование может представить человек для убийства другого по религиозным мотивам.Очевидно,что многочисленным маджахедам Аллах не являлся и не говорил им :иди ,подорвись и убей детей.Вероятно,эти люди поступают исходя из каких то религиозных максим или формул,истолкование которых и создание принадлежит нескольким идеологам этих поступков.Смогут ли эти идеологи что-нибудь внятное сказать по- поводу их оснований создания идеологий убивающих невинных ,ни в чем не повинных людей.Вряд ли.Разве что будут фанатично и глупо,с точки зрения доказательного разума ,твердить,что так повелел Аллах и Коран.Хотя общеизвествно,что многие мусульмане понимают Коран по-другому,понимают Коран как мирное сосушествование среди других религий и убеждений.И выглядит это как одна книга ,Коран,понимаемая разными людьми по-разному и догматическое ,стремящееся убить людей других убеждений прочтение Корана,выглядит только как частное мнение,приносящее горе многим людям.И с точки зрения философии и общечеловеческого разума,представителем которого является в настоящее время наука,религиозные убеждения приводящие к террору не состоятельные.Единственное,что здесь может иметь разумное основание ,так это только самозащита.Известно,что в Африке и Индонезии да вообщем по всюду в большей или меньшей степени происходят убийства и притеснения на религиозной почве.Как же в этом случае быть?Но,во-первых,поскольку ни одна из сторон не может руководствоваться Богом в деле убийства людей,то их распри переходят из религиозных в национальные,культурные и экономические.И здесь право на защиту уже основывается не на воле Бога ,которой никто не знает в принципе,а на защите собственных интересов.Наиболее звучащий интерес сегодня -это экономический.Здесь право выходит из области его обоснования с точки зрения общечеловеческого разума,потому что,если убивают протестанты католиков и католики протестантов в Северной Ирландии,то понимая это как убийство по культурым причинам,где религии католицизм и протестанцизм уже выступают не религиями,потому что Бог не дает право на убийство, и воли Его в этом случае никто не знает,а только как культурные причины.И в этом случае,если один убивает и захватывает дом,то другой вынужден защищаться и судьей между ними ,на основе разума ,никто не может быть.А регулирует это только закон государства или международный,но разумного основания права на это нет.Кто сможет отрицать право самозащиты или его утвердить.Никто.Здесь только мнения.Но в случае религиозного убийства,с точки зрения разума можно сказать,что оно не законно,потому что Бог не может дать право на убийство и человек Бога не знает.А многочисленные Писания и религиозные формулы есть только предмет различного толкования,а не право на убийство. 2002
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.