1. 12 О трансцендентном

"Помещает сущность в существование", "интенциональным называют то, что содержит в себе интенцию"... Ощущение, что современным философам не хватает слов. На самом деле здесь нет ничего, кроме разжижения известной мысли, что "масло масленое".
 Мы выражаем одно через другое; и нет ничего, что можно было бы выразить само через себя. Понятийная сфера разума замкнута. Поэтому нет оснований сознания. Любое из "оснований" выводится из "оснований" других, и объяснить что-либо можно только все более расширяя и детализируя идеальную сферу, приближая структуру ее к информационной структуре сферы материальной. Сверх напряжения мысли типа "сущность существования", "возможность возможного" не дают ничего.


Вряд ли люди, оперирующие словами "трансцендентность" или "трансцендентальность", действительно думают, что они ими что-либо объясняют. Эти понятия исключительно спекулятивные, отодвигающие, подменяющие собою истинный поиск сути. Убогая псевдо-научность подменяет здесь бесконечное многообразие жизни идей. От подобных "теорий" просто воротит. В них искусственное ограничение человека. К подобным "открытиям" прибегают, когда видят полное собственное бессилие в познании и выражении сущего.
 "Вещь в себе", "вещь не в себе"... - Разве, не ерунда? Зачем напускать туман там, где можно ясно сказать? Если, конечно, есть что сказать. Некоторые, безусловно, специально, иногда - по наивности или глупости, наворачивают в своих трудах в непомерных количествах иностранные слова, "научные" термины, чтобы скрыть от других, и даже себя, отсутствие в трудах собственных малейшего позитивного смысла. Разве можно назвать этих философами?
 Однако, с другой стороны, кто же может уверен быть, что истина именно у него и излагает ее он так ясно, что все его адекватно поймут? Каждый изъясняется, как он может. Великая тайна и чудо - донесение смысла, содержания личного идеального от одного человека к другому.
 В любом случае, у обманывающего - себя ли, других - не может быть истины. Ближе к истине тот, кто более искренен.


Я против всяческих мета-, сверх-, пост- или трансцендентальных физик. Глупо отрицать ограниченность человеческих знаний. Но еще глупее пробовать объяснить мир понятиями, о которых вообще не существует никакого четкого представления ни у кого. То, что метафизику ставят за физикой, нимало не говорит о том, что есть такое сия "за-физика".
 Можно строить самые разные, но конкретные предположения, правдоподобность которых близка даже к нулю. Но нельзя же каким-то одним, двумя или тремя, абсолютно не определенными относительно материального мира словами пытаться что-либо объяснить! Если присмотреться серьезно, таким образом некоторые просто делают вид, что они, в отличии от всех прочих, что-то понимают в устроении мироздания. На самом деле, это то же, что оперирование пустыми звуками, которых не понимает никто, но которые одна, малая часть людей хочет представить всем остальным как выраженный еще тысячи лет назад и ныне понятный одним только им, "избранным", смысл всех вещей.


Рецензии