Говорит Радио Череповца!

Радио наших бабушек и дедушек умирать не собирается. Скорее наоборот.
Интервью с главным редактором городского радио г. Череповца Н. Калугиной

Из истории городского радио:

  Городское проводное радио ведет отсчет своего дня рождения с 29 апреля 1925 года, когда в городе возникло общество «Друзей радио». Первое радиовещание в Череповце состоялось 7 ноября 1925 года. В 1927 году радиоточки появляются на улицах. В 41- году в городе насчитывалось более 3 тысяч радиоточек. На сегодняшний день в городе 70000 домашних радиоточек  и около 10 тысяч промышленных радиоточек.
  Вначале вещание в городе представляло собой короткие сообщения о важных политических событиях. С момента образования в Череповце студии телевидения в ее структуре появляется редакция городского радиовещания со штатным расписанием – 1 редактор, хронометраж вещания городских новостей – 20 минут ежедневно. До 1994 года редакция городского вещания входила в состав Вологодской телерадиокомпании. Затем городское радио стало муниципальным. Штат редакции – 6,5 шт. единиц, хронометраж 2 часа ежедневно. Официальное название: МУ редакция «Радио Череповца».

- Наталья! Как не странно, несмотря на то, что городское проводное радио является одним из старейших СМИ Череповца, многие наши читатели довольно смутно представляют себе, что оно представляет из себя сейчас.
- Мы, как и 75 лет назад, по прежнему, являемся средством массовой информации, которое информирует население Череповца и Череповецкого района о наиболее главных и значимых событиях в сфере политики, экономики, культуры, общественной жизни города и Вологодской области в целом.
  Городское радио вещает на канале «Радио России». В ежедневной сетке вещания – две часовые программы: утренняя – «Свет в окне» и вечерняя «Вечер». Обе программы носят информационно-познавательный характер. Программа «Вечер» - это в первую очередь новости, расширенные репортажи, короткие интервью на темы дня. В утренней программе «Свет в окне» радиослушатели в прямом эфире встречаются с ведущими специалистами администрации города, известными или интересными земляками – спортсменами, поэтами, музыкантами и получают от них ответы на волнующие вопросы. Кстати, эта программа выходит при поддержке спонсоров.
- Отдают ли работники городского радио себе отчет - для чего они работают? В чем смысл его существования?!
- Как - то при анкетировании своих сотрудников мы задавали им подобный вопрос. Общий ответ можно было бы свести к такому мнению: «Городское радио должно создавать хорошее настроение у своей аудитории».
- Эта аудитория в основном бабушки и дедушки?
- Не совсем так. Это те, кому от 50 лет и старше, т.е. самая внимательная, требовательная и склонная к анализу аудитория. Да, в ней преобладает группа пожилых людей, но в ней есть немалая доля и тех, кого можно отнести к среднему возрасту. В основном это женщины, пенсионеры, домохозяйки, работники бюджетных организаций, материальное положение которых оставляет желать лучшего. В целом наша аудитория интеллигентная, требовательная, воспитанная в духе русских народных традиций, классических примеров музыки, языка, манеры ведения (и восприятия) передач. Концепция нашего радио строится на том, чтобы в наших программах создавалось уникальное психологическое пространство, в котором было бы солнечно, радостно, комфортно. Нас можно упрекнуть, что это «поддержка формы» той идеи, которой придерживалось радио в лучших советских традициях. А почему бы и нет?! Мы хотим быть радио «без чернухи», что на фоне сумасшедших социальных перегрузок и потрясений должно дать людям островок хорошего настроения.
- Как я понял, вы считаете, что проводное радио не устарело?
- С проводным радио, кстати, единственным в мире (остальные страны всегда использовали радиоэфир), всех жителей страны объединяет и связывает многое: вместе с радио под звуки гимна просыпалась вся страна, радио было единственным самым оперативным источником информации, его слушали, любили, ему доверяли.
  С появлением в нашей стране эфирных радиостанций к проводному радио часть населения несколько охладела, а некоторые «специалисты» радиоэфира стали прочить ему полное забвение и постепенную гибель.
  Однако шли годы, эфирные радиостанции переходили с УКВ-диапазона на FM –режим, но проводное радио пока еще живо. Более того, такие старожилы как «Радио Россия» и «Маяк» являются лидерами всех проводимых рейтингов по числу предпочтений у радиослушателей, качеству радиопрограмм, высокому вкусу оформления музыкального полотна.
  Понятно, что в век совершенных технологий и высокой конкуренции проводному радио живется нелегко. В условиях выживания находится даже Питерское городское проводное радио. В Череповце же даже идет планомерное отключение радиоточек. Тем не менее, в других городах (Анапа, Иркутск, Красноярск и др.) под общим руководством на базе проводного радио и параллельно с ним функционируют эфирные радиостанции. Это служит наглядным доказательством того, что, адаптировавшись к условиям рынка, а также параллельно перейдя на эфирный режим проводное радио может успешно существовать и даже конкурировать с другими эфирными радиостанциями.

- Итак, что же дальше мы можем ожидать от нашего старейшего городского радио?
- Общее развитие радиорынка идет в сторону развития т.н. брэндов,  перепозиционирующих уже завоевавшие когда-то признание радиоформаты на современный стиль жизни и более тонкие психографические характеристики аудитории. Можно сказать, что сегодня мы наблюдаем триумфальное шествие русскоязычных форматов. Появление «Русского радио», а потом и «Нашего радио» окончательно доказало, что в России будут популярны станции на родном для большинства населения языке. Однако общее число радиослушателей уже нигде не увеличивается. Поэтому идет постоянный передел рынка.
  В таких условиях становится ясным, что городскому радио, чтобы выжить надо срочно меняться. Сейчас, в настоящий момент, у нас есть несколько стратегий, которые мы можем принять как  руководство к действию, в зависимости от появления или отсутствия каких-то условий и факторов. Например, стратегия роста «Радио Череповца» может быть реализована тогда, когда на базе городского проводного радио (и параллельно с ним) может появиться новое эфирное радио, ретранслирующего сетевого партнера с собственной информационной и рекламной службой.  В этом случае в сетевые партнеры мы предполагали взять санкт-петербургскую радиостанцию «Мелодия», в музыкальном формате которой великолепно «уживаются» советские песни и западная эстрада. Но в этом случае мы должны быть уверены в помощи местного бюджета, надежности наших спонсоров и мощной работы нашей рекламной службы, что не слишком вероятно.
  Вторая стратегия – ограниченного роста – предполагает наше сотрудничество с «Регион –Медиа» в формате FM «Радио Ретро» по взаимному соглашению сторон, а также увеличения объема проводного вещания путем ретрансляции на третьем канале проводного радио программ радиостанции «Мелодия». Потребности в инвестициях в этом случае будут значительно меньше. Есть и другие возможные стратегии. Напомню, что «Радио Череповец» это единственное на сегодняшний момент городское СМИ, целиком принадлежащее муниципалитету.
- Смотрю – затевается большая интрига?!
- На счет интриги сказать ничего не могу, но в конце хочется, все-таки, заметить: радиорынок в целом меняется, он становится более прагматичным, все более актуальной становится комбинация идеи с анализом рынка. Настал период «сознательных форматов», расчетов и шахматных ходов, учитывающих конкурентное поле и вкусы сегодняшних слушателей…


Рецензии