Легенда о Звёздном Лебеде

(пьеса-танец)

Необъятная бархатистая чернота. Всё вокруг окутано звёздной дымкой: в почти неслышимую мелодию сплетаются тончайшие звуки органа, скрипки и маленьких золотых колокольчиков. Кажется, что сама Леди Ночь плавно кружится в звёздном вальсе…

Эти аккорды постепенно становятся всё торжественнее, глубже. И, в до того только звёздном, но пустом пространстве появляется летящий Черный Лебедь. Он летит среди вспыхивающих и гаснущих звёзд: звёзд танцующих и звёзд задумавшихся…

Он прекрасен, и радость — в каждом взмахе его широких и упругих крыльев. Черный Лебедь — само устремление: полет — без цели, — просто полет — ради полета, радость чувствовать силу и свободу движений своего тела: это — естественное состояние его души…

Гордый лебедь не обращает внимания ни на тех, кто любуясь его полетом, мечтает взлететь, но не может, так как природой не предназначен для этого, ни на тех, кто хоть и умеет летать, но не чувствует радости красивых движений…

Он просто естественен в своем эгоизме, даже не воспринимая его так. Кажется, что полет будет продолжаться бесконечно, и тайна его свободы останется с черной птицей. Ведь он в своей гордыне не замечает ничего вокруг…

И вдруг... Без всякой видимой внешней причины — ломается крыло и изящная птица стремительно срывается в смертельный штопор. Он падает — на землю, — или на что-то твердое — это не имеет значения...

Музыка в этот миг становится трагично-напряженной, все краски как бы наливаются тревогой и болью — и притухают. Кажется — природа страдает вместе с прекрасным лебедем..Ведь он — одно из её прекраснейших творений!..

Первый порыв прекрасной птицы, когда прошел жестокий приступ боли — конечно, — взлететь! Но непослушное крыло остается неподвижным…

Отчаяние, слезы, мучительное желание опять почувствовать себя свободным — всё это мгновенной лавиной обрушивается на душу птицы. Отчаянное непонимание своего состояния, страх перед тем, что взлететь больше никогда не удастся...

Цвета всего окружающего внезапно окутываются темно-красной и темно-синей дымкой. Напряжение мелодии и цвета мира становятся предельно четкими и резким, но чем дальше — тем больше в музыке внутренней глубины и света, и тем ярче и чище краски.

Второй порыв — тоже бесполезная попытка, но в этом порыве лебедь всеми частичками своей измученной души молит Небеса о помощи — вернуть возможность летать — ради радости полета: однако — он просит только для себя, он уверен, что его единственное дело — летать...

И тут Черный Лебедь вдруг замечает других лебедей, так же беззаботно, как он совсем недавно, летящих на фоне звёздного бархата. Он обращается к ним, но отклика не получает. И тогда — вспоминает себя самого...

Лебедь, наконец, осознает ту простую истину, что только тот, кто добр к другим и внимателен к ним — заслуживает того же к себе. Он понимает, что это — испытание, а выдержать его или остаться калекой — и физическим и духовным — в полной его власти…

И тогда в душу его приходят покой, понимание и надежда, он больше не тревожится о себе, его душа расширяется, он видит теперь не только себя, и не только свои страдания. Черный Лебедь медленно расправляет крылья. Он тянется вверх, вся его поза полна смысла:

«Я принимаю эту боль, я заслужил ее своим бездумным эгоизмом, невниманием к тем, кто рядом. Я ни о чем не жалею, я ни о чем не должен просить для себя: но я буду ту радость движений, которая была такой естественной тогда, и на которую я не обращал внимания. Я буду нести эту светлую одухотворенность свободы тем, кто не умеет чувствовать её в себе. И я буду помнить о свете и о том, что есть те, кто не может сам вернутся к Небесам. Но без самой возможности летать я просто не смогу делать этого наиболее гармонично и наглядно...»

Он не напрягается: покой и радость — и музыка ночи, волшебная сила счастья — захлестнули его всего..Он действительно стал творением природы, соединившись с нею не только физическим своим состоянием, но и каждой частичкой всего себя. В музыке уже нет и тени трагизма, она — как светлый и радостный звонкоголосый поток, переливающийся всеми цветами радуги...

Лебедь взлетел, крылья его сначала неуверенно, но потом всё в более широком размахе начали поглощать пространство, и постепенно музыка становилась всё более и более звучной, высокой и чистой: казалось, что звёзды сияют радостнее и ярче, а мир ночи — прозрачнее и одухотвореннее. А крылья птицы — о, крылья птицы уже не просто живые крылья! — они неотличимы от бархатистой мягкости ночи — они осыпаны звёздной пылью, и размах их — в охват всего неба...

Летящий видит впереди себя массу чего-то живого, и это живое летит вяло, без радости, без всякого чувства, просто потому что так надо для поддержания жизни. Нет гармонии в том, что само не чувствует гармонии. Это стая летящих птиц — изначально прекрасных, но не понимающих и не ощущающих своего высокого предназначения…

Взмах крыльев, — и лебедь простирает их над стаей, накрывая её всю потоками звёздного света. Он стремится отдать стае тот страстный порыв, ту мелодию, которые переполняют его самого. Он зовет всех:

«Лететь! Лететь свободно, широко расправив крылья, и отдавшись этому всей душой, не боясь сорваться! Ведь вы рождены для полета, и его легкость и гармония — для вас естественны изначально! Нет в природе ничего случайного и ненужного, вы — ее дети. Так летите — пока держат крылья и поет в сердце любовь!...»

Подождав, пока хотя бы некоторые из летящих поймут и примут его слова, и ощутят то, что поведет их дальше — самостоятельно — он тихо исчезает…

Черный Лебедь выполнил свой долг, и его больше ничто не держит в этом мире... Где-то высоко, далеко, где-то в надзвёздном мире начал разгораться яркий и теплый свет, от которого к Чёрному Лебедю протянулись лучи ослепительной красоты: звуки удивительной гармонии коснулись его души. В этой мелодии, в этом свете был слышен ласковый призыв Матери Мира...

Сильный взмах крыльев, и лебедь устремляется ввысь, к тому свету, который стал ярче и ближе. Он ясно слышит призыв, и летит навстречу своей судьбе. Великолепный Черный Лебедь растворяется в звёздном свете, и становится его частичкой. Он становится Звездным Белым Лебедем.

Звёздная пыль кружась, оседает на окрепших крыльях стаи... И птицы летят дальше, благоговейно неся данное им для  всех, кто хочет. Они — прекрасны, ведь они — гармоничная часть гармоничного целого. И вокруг этой стаи постепенно собираются другие птицы, ощутившие свет, и стремящиеся согреться в его лучах…

Создается ощущение, как будто ночь и звёзды танцуют величественно-свободный, прекрасный танец, и краски ночи переливаются по всему спектру радуги. И, с тех пор, легенда о Звёздном Лебеде остается в сердцах всех, кто когда-либо слышит ее...

1995


Рецензии