2. 9 Сознание и мышление

Где грань между бессознательным трудом и сознательным? Долгое время, очевидно, что и сегодня, в деятельности человека
совмещается уже сознательный труд и еще бессознательный. Точно так же, как и обыденное сознание (им люди руководствуются в своей обыденной жизни) совмещается с научным. Процесс перехода от полностью бессознательного к совмещению бессознательного и сознательного и далее к совершенно сознательному - весьма постепенен и происходит с накоплением исчерпывающей информации во Вселенной и, в частности, в сообществе (ОИС) человека, как нынешней вершины иерархии развития мира.
 Сознание свойственно только человеку и появилось в своей первичной обыденной форме одновременно с рождением речи и началом производства орудий труда. Бытовое сознание - переходная форма от психики животных к космическому сознанию. Последнее же можно понимать как ясное представление своего места и роли в глобальной информационной системе, Вселенной. А именно: осмысление себя в роли инструмента самопознания и саморазвития материи. Сознательный труд ставит целью своей не только удовлетворение насущных потребностей, как у животных, но также познание и развитие - лично себя и всего бесконечного мира! Он возможен, начиная с некоторого уровня мирового устройства, когда прямые потребности организма в пище, жилье и прочем снимаются, сначала у отдельных, а потом у все большего числа людей, т.к. гарантированно удовлетворяются.
 Появление сознания связано с накоплением некоторого количества информации о мире и организации ее в систему представлений, дающую достаточно совпадающую картину идеального и материального.
Достаточную не только для сиюминутного поддержания жизнедеятельности, но и для более сложного, длительного, целенаправленного контроля и изменения ситуаций. В результате этого сознание оказывается способным к активному дальнейшему развитию и познанию себя и окружающего мира.
 Сознание может целенаправленно: - выявлять в объективном мире некоторые, по каким-то признакам сходственные объекты и связи, формировать их в понятия и вносить в идеальный мир; - создавать в идеальном мире новые связи и понятия и затем через органы воздействия на среду переносить их в материальный мир, выполняя функцию управления его развитием.


Жесткая ассоциативная связь, которая после своей активизации в идеальном мире непременно приводит в действие органы индивида (ведет к действию в материальном мире) - рефлекс. Связь между понятиями в идеальном мире (вызванная или не вызванная воздействием материального мира), не повлекшая за собой раскрытие программы понятия в материальном мире (т.е. не повлекшая действия) - мысль. Разрыв между идеальным и материальным, выражающийся в проигрывании явлений и ситуаций материального мира в идеальном мире (в самой разной степени сложности и соответствия идеального материальному), в основном свойственен высшим животным, располагающим психикой, и особенно развит у человека, обладающего сознанием. В совокупности ассоциативно связанные между собой понятия дают некоторую систему представлений, создающую картину материального мира в мире идеальном, в той или иной степени отвечающую (в зависимости от числа сторон) объектам и связям материального мира и позволяющую информационной системе в нем ориентироваться, предвидеть в идеальном мире явления материального мира, проигрывать в идеальном мире варианты своего поведения среди возможных явлений среды. Все это дает биологической информационной системе дополнительные шансы на выживание по сравнению с другими объектами мира материального.
 Язык - средство передачи понятийной схемы. Построение языка косвенно отражает ее построение, но далеко не исчерпывает. Упрощенно можно представить корни слов как названия понятий. Части речи, построенные на однокорневой основе, объединяют два или более понятий. Например:


бежать <--- бег ---> бегун
   ^                ^
   I                I
   I                I
движение            человек

В предложении передается сложная понятийная схема. Восприятие смысла понятия при передаче его названия посредством языка требует знания программы данного понятия. Для усвоения простого понятия необходимо наличие органов ощущений, определяющих его содержание. Обучение понятию высокого уровня требует ознакомления с его схемой, знания понятий более простых, его составляющих, и связей между ними. Построение языка, наличие связей между частями речи (классами понятий) - косвенные понятийные связи (связи между понятиями не в результате опыта) подталкивают мышление к творчеству, установлению новых прямых связей между понятиями и группами понятий.


В материальном мире, может быть, каждая связь - качество. В идеальном связи накапливаются в рамках уже определенных человеком понятий до тех пор, пока новое никак нельзя будет называть по-старому, т.е. разница между старым и новым не составит для человека предмет жизненной значимости и не будет отвечать его познавательным возможностям на данный момент.
 Ограниченность возможностей сознания проявляется и в неоднозначности отражений различными субъектами одной сущности. Каждый конкретный субъект отражает не всю сущность объекта, а лишь одну или несколько важных сторон, соответственно наличествующим органам ощущений и созданному у него ранее пространству понятий. Настоящая ограниченность сознания - залог его будущего развития.
 Мозг - физический носитель сознания, информации. Он осуществляет функции хранения понятий и их ввода-вывода по каналам информации, т.е. отношений между идеальным и материальным мирами. Развитый мозг человека, после набора некоторого начального количества понятий, отражений материального мира (первые годы жизни) активно реализует способность самогенирирования новых понятий, уже не связанных напрямую с материальным.
 В идеальном мире понятия ассоциативны друг к другу. Ассоциации (связи) между понятиями устанавливаются в результате опыта. Человек с чистой памятью (допустим такую возможность, хотя это уже не человек) не может реагировать на ситуации, принимать решения, действовать. У человека с опытом, например, понятие "опасность" вызывает ряд понятий: "защищаться", "бежать", "прятаться" и др. При принятии решения производится сравнение аналогичных ситуаций, накладываются дополнительные косвенные связи. Естественно, у человека это процесс крайне сложный. Вероятно, сознание оперирует множеством понятий в многомерном пространстве с огромным количеством связей, осуществляя одновременно несколько (десятки) цепочек. Однако можно утверждать, что между отдельными понятиями или/и их группами существуют именно прямые ассоциативные связи различной значимости. Быстрота мышления осуществляется за счет ассоциаций на основе опыта, а не перебора всех возможных сочетаний. (Сравним в шахматах - ЭВМ и человек). Можно назвать человеческое мышление ассоциативным. Оно заключается в быстро сменяемой череде ассоциативно связанных между собою понятий и их групп с много вариантностью возможностей. Гениальные догадки - это установление прочных, общественно значимых связей между ранее не сочетаемыми понятиями, образование тем самым новых понятий и их групп.
 Понятия - это только первоэлементы идеального мира, но из этих первоэлементов построено здание сознания.


Рецензии