Сороковой день
Иногда закрадывалось сомнение, не импровизировались ли эти законы на ходу как неизбежный результат устного народного творчества, да и чётких границ между суевериями, требованиями гигиены, туземного этикета и сельскохозяйственными познаниями не существовало, но вся сумма сведений об окружающем мире, единый уклад, лишенный анализа жизненных отношений, вобрали в себя эти законы. Самодостаточного обитателя обуревало императивное сознание: сегодня сороковой день по Домне Петровне, замечательной женщине, надо, чтобы всё было comme il faut; а вчера совершили сенокос, слава Богу, всё обошлось.
Бисерово – экологически чистая местность, его до сих пор населяют сонмы чистой и нечистой силы. Местный пантеон представлен не только что элементарными ведьмами, водяными, болотными, домовыми, лешими, кикиморами, но даже мохнатыми банниками, чудаковатыми овинниками, мелочными и завистливыми жихарями, нежными и влажными русалками, грациозными мавками, реликтовыми шишигами и лихорадками (febris aquatilis, реже febris remittens), проказливыми запечниками, встречниками, юными полудницами, коварными ночницами, рожаницами, а также капризными полевыми, дворовыми, мертвяками-домовиками и т. п. созданиями, могущими вам встретится по пути. Сотнями лет живут они бок о бок с обитателем, и кто тут очутился первым – уже не вспомнит ни один старожил. Наверно, с тех самых пор, когда первому обитателю пришла забота строить починок на высоком берегу Камы, а первому лешему приходилось оспаривать его право.
И по сию пору обитателю приходится существовать в нелёгких отношениях с внешним миром: постриженные волосы не выкидывай, лучше сожги в печке, иначе вороны могут пустить их на строительство гнезда, и уж тогда не миновать головных болей. Такие боли может вызвать простое верченье рукой или пальцем шапки. Вам ни в коем случае не следует брать денег из рук колдуна или ведьмы. Лучше попросить оставить их на столе, а для надёжности дунуть на купюры, если, скажем, это небольшая сумма, с тем, чтобы они легли на другое место. На худой случай деньги можно взять левой рукой. Таким же образом можно уберечь себя от невзгод в сходных ситуациях: дунуть три раза на предложенное ведьмой питьё
и т. д. и т. д.
Сызмала каждый поступок обитателя оговорён массой бытовых предписаний, и если бы он не был с пелёнок окружён ворохом законов, кто знает, как бы он освоился с той загадочной и непредсказуемой средой, которая его окружает тут. Особенно подробно обставлен порядок похорон и поминовений. С младых ногтей подлинному бисеровцу известно, что беременным провожать мёртвых на кладбище не следует, и вообще в день похорон на кладбище нужно приходить по приглашению, тогда как на сороковой день приходят просто так, по зову своего сердца. Первый встречный покойнице в её последнем пути на могильник получит подарок: в носовом платке он найдёт иголку с ниткой, пирожок или конфетку и мелочь.
На могиле будет установлен стакан водки – он должен быть выпит покойницей, родные раздадут друг другу подарки через гроб: то, что им завещано усопшей, помянут её все вместе с теми, кому можно копать могилу, изладить гроб и заниматься прочим похоронным ремеслом. И от похорон до самого сорокового дня поминальная свеча и остатки тризны будут служить скорбным напоминанием об этом случае тем, кто остался в живых, ведь проблема сорокового дня здесь может настигнуть практически любого: кто-то замёрз после чествования сорокового дня своего гостя (которому своим чередом не повезло на чьём-то девятом дне), в свою очередь, создавая опасный прецедент для своего сорокового или иного дня. Поэтому обречённое следование своим пусть суровым, но родным законам привносило несколько античный привкус в их быт.
Торжества сорокового дня устраиваются в доме умершей, так как душа её живёт там до полуночи этого дня и лишь потом возносится в горния. По этой причине отмечать сороковины в ином месте нельзя, как и брать её вещи, специально никому не предназначенные, раньше срока. Ведь она незримо присутствует всё это время и видит, как живые чтут её память.
В этот день новую одежду не одевают, не чокаются, мясом не поминают, но существует специальное меню сорокового дня. Оно может включать в себя блюда и напитки, любимые усопшей, обязателен кисель, выпечка, начинённая рыбой, яйцом, луком; омлет, именуемый исенкой, уха, яйца вкрутую, блины, сдобы, печенье, сметанники и т. п. Поминовение началось с утра на кладбище (тем, кому это позволено), поздно вечером оно возобновилось в доме покойницы и уже не прекращалось до полуночи.
Я не знал самой бабушки, но, судя по всему, она была человеком незаурядным, требовательна к себе, сурова к нетрезвым и разболтанным, а к прочим радушна и отзывчива. Было много чего выпито и съедено. Без четверти двенадцать всех охватило неясное возбуждение, подогретое рассказами соседей о том, что накануне ночью был виден свет в окнах пустой избы. Мы вышли из дому на свежий воздух, в нос ударили запахи скошенных трав. Каждый простился с бабушкой как мог: кто словами молитвы, кто прося прощения. Вот сказаны последние слова, выпита последняя рюмка. Ровно в двенадцать гул голосов и всхлипываний стих, всё внимание ушло на чёрное прозрачное небо, освёщенное единственной луной, и далее, на заочную высь, ждали вознесения, но оно прошло незамеченным. Потом нехотя разошлись, кто за стол, кто спать, и под луной опустело.
Наверное, бабушка жила в согласии со всеми законами, отозвалась ли её душа столь искренней заботе или вознеслась безутешной, удручённая, быть может, моим присутствием – расхристанной нехристи.
Свидетельство о публикации №202111300039