История и песни Джаз-Оркестра Памяти Сальери

Это очень старая статья. Я написал её ещё в 1996 году для московского самиздатовского альманаха "Чёрный Петух", и потому я не исключаю того, что уже никому неважно, про что этот документ. Но Вы только прочтите, КАК он написан!... Впрочем, объективности ради, статья снабжена двумя её альтернативными вариантами, написанными самими участниками группы.

*

Мое знакомство с "Джаз-Оркестром Памяти Сальери" началось в душный июньский день, когда я со своим пошатывающимся от алкогольного опьянения коллегой из запрещенной газеты "Калигула ждет протеста" допивал последнюю бутылку "СтарожЫтного пива". Едва пиво подошло из бутылки к концу, мы сразу нашли подходящие кусты, где оно подошло даже дальше, в результате чего мой нетрезвый коллега пробормотал: "А пошли на концерт!". Я ответил: "Пошли", главным образом, потому что вышеупомянутый концерт находился от нас приблизительно в метрах пяти в помещении театра "СВ", что мой коллега расшифровывал то как "спальный вагон", то как "северо-восток" - в общем, постоянно путался в понятиях и ногах. Так что, застегнув ширинки, мы рванули туды.
Целый час наши доблестные души радовались прогрессу нашего советского рок-н-ролла (особенно мы отметили танцевально-развлекательную команду под непритязательным названием "Львиная Дуня"). И тут на сцену выползло НЕЧТО, состоящее на первый взгляд из четырех человек под самовлюбленной вывеской "Джаз-Оркестр Памяти Сальери". В состоянии частичного выпада налево я приступил к прослушиванию программы группы, начинавшейся с тошнотворной пародии "Улица Казановы" на столпов отечественного андерграунда группу "Крематорий". Эта песня, как и все последующие вызвали у меня немедленные проявления блевательного инстинкта, не говоря уже о моем коллеге из "Калигула ждет протеста!".

УЛИЦА КАЗАНОВЫ (Жорик)

Нас не ждут благие вести,
Они нас вечно догоняют,
И мы находим что угодно,
Когда не ищем ничего,
Когда не ищем ничего.

Но наши грезы, наши грезы -
Кто в них копался, сам нарвался,
Ведь плод был сладок только сверху,
А на поверку был червив...

Нашу улицу помыли,
Нашу улицу объявили
Улицей памяти Казановы,
Ему поставив монумент,
А может, даже мавзолей.

И я хожу вокруг колонны,
На облака гляжу с тоскою,
Они там целою грядою,
Но небо слишком голубое...

Но жизнь прекрасна, словно пламя
Над погребальными кострами,
Где мы шаманим в диком танце,
Включив зачем-то фонари...

А утром мы идем с работы,
Пардон, точнее, на работу,
Похмельно злые, как машины,
Застрявшие в нью-йоркской пробке...

Организованной толпою
Вся эта очередь стремится
В дверь мавзолея Казановы,
В строенье с черною трубою,
Что так похоже на крематорий.

Нас не ждут благие вести,
Они нас вечно догоняют,
Как тень от женщины развратной;
Любая женщина как тень,
Пардон, здесь слишком много дам.
Отвратительный вокал Жорика, бездарная игра клавишницы Юли, отвратительная сцена музыкантского братания басистки Маши с гитаристом Виталиком и жуткое возникновение какого-то там еще типа по имени Шурик произвели на меня угнетающее впечатление. Где же идеалы столь успешно сегодня засранного и заблеванного советского рок-н-ролла? И плагиат, как всегда плагиат! "Сколько дорог каждый должен пройти..." Кажется, это было уже у Дилана: "Хау мэни роудз масть э мэн волк-раунд". В одной строчке, можно сказать, уложилась вся классика мировой поэзии, а "Дж.Ор.П.С."... Стыдно должно быть!
Или ещё омерзительней:

ДЕТКА (Жорик)

Одинокое дерево в облаках,
Смотри в корень, детка,
Там будет жало змеи,
Смотри в корень, детка,
Здесь так много тусуется карт,
Но весь смысл в раскладке мастей,
А на листьях гадай не гадай,
Смотри в корень, детка...

Этот город похож на шлюху,
Похабно смеется на каждом углу,
Когда наши души дают стриптиз,
Смотри в корень, детка,
Раскупили воздушные шарики
С явным умыслом скрыть причины,
Но дерево растет высоко,
Смотри в корень, детка...

Алая роза, красный фонарь,
Слетались ангелы, как мухи,
Чтобы раскидать свою сперму
И волосы наивных девственниц,
Меняя плод их джунглей
На фотографии для молитв,
Из семечка вырастет лес,
Смотри в корень, детка...

Сорвали розу, потух фонарь,
Значит, наступило утро,
Город проснулся и легла спать
Последняя проститутка,
Ангелы садятся в свой лимузин
И отправляются на небеса,
У друидов свой ритуал,
Смотри в корень, детка...

И ты могла бы быть райской пташкой,
Но скажи, зачем ты села на ветку,
Всю ночь читали Святое Писание,
А не пора ли закрыть твою церковь?
И, наверное, мы запутались в евангельском символизме,
Это дерево - наш крест,
Смотри в корень, детка,
Это дерево - наш крест,
Ведь я люблю тебя, детка...
И более того! Даже само название этой ужасной банды - плод омерзительного китча! Судите сами:

САЛЬЕРИ ПОМЕР (Жорик)

Не волнуйся за меня, детка,
Мы вчера просто выпили с другом,
Он мне кричал, что я гений,
Он мне завидовал, падла,
Значит, я еще кой-чего стою,
Ведь поэт - проститутка у Бога,
А с утра я жив, хоть похмелен,
Сальери давно помер.

Налей мне стакан, детка,
Пусть история нас рассудит,
Мы с ней не в ладах вечно,
Не здоровались даже часто,
Ведь она живет своим прошлым
Да и то перевирает,
Она трепло, детка,
Сальери давно помер.

Ну чем сейчас отравят?
Разве только плохою водкой,
Ну тогда у нас этих Сальери
В каждом ларьке по паре,
Ну тогда у нас этих Моцартов
В каждом морге валым навалом,
Все равно все там будем,
Вон, Сальери давно помер.

И мы допились до белой горячки,
Раз нам кажутся черными люди,
Маэстро Пушкин, наверно,
Был застрелен собственным глюком,
И это было б похоже на правду,
Если б так голова не болела,
А друг мой просто бездарь -
От Сальери не бывает похмелья.
А друг мой просто бездарь -
От Сальери не бывает похмелья.

Saliery not dead...

Дальнейшее знакомство с группой продолжалось в том же духе:
июль 1995 г. - на квартирнике у Сергея Жидкова оркестр в одиночку полностью расстроил своим выступлением тщательно собранную помойкам и отбалансированную звукооператорами аппаратуру.
декабрь 1995 г. - позорное выступление оркестра на сейшене в Удельном (впрочем, все были пьяные и всё равно никто никого не слушал). Обманом принуждена к сотрудничеству в качестве администратора известная фотомодель Василиса.
февраль 1996 г. - попытка испортить своим выступлением "Фестиваль Надежд". Только своевременное вмешательство доблестного Владимира Марочкина смогло сломать планы завистников.
апрель 1996 г. - совместное с группой "Происшествие" выступление в арт-кафе "Хамелеон". После торжественного изгнания обеих групп из клуба мы с Шуриком купили водки, а в данный момент... Шурик, плесните мне, пожалуйста, еще...

СТИМУЛЯТОР (Шурик)

Я не псих, не маньяк, я слегка озабоченный,
Иду просто так по разбитой обочине,
И капают слюни на грязный песок,
Словно с дерева смерти отравленный сок.
Я от похоти темно-зеленого цвета,
В голове две извилины - след от берета,
И никто не спешит ни навстречу, ни рядом,
Я бы всех распугал стремно-маслянным взглядом.

Проводив из гостей и сказав: "Не скучай" -
Мне какую-то гадость подсыпали в чай.
Стимулятор, ля-ля-...-ля.

Я дышу через раз, я в руках Сатаны,
Весь запас организма сместился в штаны,
Биоробот, субстанция, гипермаразм,
Мною правит эрекция, движет оргазм,
Быстро город пустеет, ищи дураков,
Я уже распугал даже всех мужиков,
И хотя я упорно и дико молчу,
В каждой клетке застыл супервопль "Хочу!".

Проводив из гостей хохочущей толпой,
Мне еще упаковку вручили с собой.
Стимулятор...

Стиснув зубы, вслепую я сжал кулаки,
Сразу вспомнилось правило правой руки.
Вот касанье, вслепую, почти наугад,
Все вокруг взорвалось, как тротиловый склад,
Пять минут я куда-то как будто летел.
Э, е-мое, кайф, это просто предел!
На разбитой обочине, в грязной пыли,
Я очнулся, а в небе летят журавли

Проводив из гостей, подошел кто-то ближе
И ехидно сказал: "Заходи...". Ненавижу!!!
Стимулятор...
...так на чем я остановился? А, в общем, группа ничё так, мне понравилось!

ПРИНЦИП БУМЕРАНГА (Жорик)

Тот дом, что построил я,
Был без окон и без дверей
И, если верить современным ученым,
Был полон голодных червей.
А на улице все мы под Богом.
"Здравствуй! Вспомнил?" - "Конечно, да!".
Опять забыл о принципе бумеранга,
Стреляя в воздух слова.

И так было раньше, так будет потом,
Так случается даже сейчас,
И тот, кто смотрит в замочную скважину,
Может увидеть там глаз.
Но дело не в зеркалах,
с зеркалами вообще беда.
Опять забыл о принципе бумеранга,
Стреляя в воздух слова.

Но тот, что был за стеклом,
Жаль, троллейбус уже ушел.
Он был знаком, он был вхож в дом,
Жаль, не помню ни возраст, ни пол,
Пол - то самое место,
чем мы думали часто тогда.
Опять забыл о принципе бумеранга,
Стреляя в воздух слова.

И, как римский император,
Хватали волчицу за грудь,
Я был во чреве, и я видел,
Где проложен наш звездный путь,
Но, если крест - это фаллический символ,
то небо - такая дыра.
Опять забыл о принципе бумеранга,
Стреляя в воздух слова.

Но наш символ - это кухня,
Чайник, иногда LSD.
И, если кто-то спросит, где мы,
Мы искренне лгали - везде,
И, если это случалось в среду,
то весь месяц была среда.
Опять забыл о принципе бумеранга,
Стреляя в воздух слова.

Но склероз - все, что позабыл,
Уже никогда не найти,
И за белыми ночами
Наступают черные дни,
Мы так часто встречаем друг друга
и боимся смотреть в глаза.
Опять забыл о принципе бумеранга,
Стреляя в воздух слова.

И я уже никогда не воскресну,
Я исчерпал свой лимит,
Я всех вокруг гружу ентим делом,
Стал занудлив, как Вечный Жид,
И я так долго ходил кругами,
вот мой дом - остальное туфта.
Я вспомнил принцип бумеранга,
Ловя летящие обратно слова.

Я вспомнил принцип бумеранга,
Ловя летящие обратно слова.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1. SALIERY NOT DEAD. ИСТОРИЯ ДЖОР.П.С. (Шурик)

В последнее время меня очень часто просят рассказать чего-нибудь за прославленную группу "Дж.Ор.П.С.", и когда, проснувшись утром, увидел я себя заваленным письмами, телеграммами, звонками, окурками и пустыми бутылками, решил читателям всю прав- ду-матку вырезать аж в глаза, для чего с командой этой свидеться и взять у них это самое... Короче, забыл. Короче, эксклюзив, ети его мать, с прибамбасами.
Вооружившись ручкой, блокнотом и початым пузырем "Столичной", попробовал я связаться с ритм-гитаристом (а заодно и одним из авторов песен) и все у него из первых рук услышать. Однако куда бы ни позвонил я, всюду отвечалось мне, что он работает, а на вопросы "где?" и "когда будет?" - умалчивалась полная тишина. Хотя узнал зато очень хитрое сведение, что Сальери звали Антонио, родился он в 1750 году, а умер в 1825. Вот только к чему все это - понятия не имею.
Попытка связаться с соло-гитаристом имела гораздо более лучшие успехи. Сквозь хрип простуженной таксофонной мембраны иногда прорывался нудный сонный голос, вещающий что-то о логичности, о том, что я нешаришь и дети мои нешаришами будут, о том, что работать никто не хочет и о том, что он (т.е. соло-гитарист) в этой конторе играть не будет, т.к. у них аппарат хреновый. Этот разговор в корне подтвердил упорные слухи, что Дж.Ор.П.С. - политически активная группа и тесно связана с творчеством политических объединений, что еще доказывается аббревиатурой самой группы, значение которой до сих пор находится загадкой.
При встрече с басистом в атмосферу дыхнуло перегаром и заявлением о том, что без опохмелочного вышеназванный языком ничего не развяжет. После третьей дозы опохмелочного он уже не развязывал лыка и корябал струнами по пальцам что-то средне-сумбурное, находящееся в промежности джаза и панка, после чего вырубился вусмерть. Когда мы уже нечленораздельно прощались, я заметил на стуле рубашку "Saliery not dead". К сожалению, что это значит, осталось неизвестным, т.к. английского я никогда не говорил, а басист к тому времени уже забыл русский.
Оставалась последняя надежда на информацию - клавишница. О свидании мы договорились встретиться раза три. На первый раз в последнюю минуту мне было сообщено, что у клавишницы гипертрофическая каталепсия с ментальными проявлениями вегетативной дисфункции. Вторично я уговаривал ее купить слона и у меня чуть не отвалился хобот, и в последний из разов я четырнадцать с половиной часов прождал ее на диком морозе у третьего телеграфного столба на 27-ом километре Казанской железной дороги, после чего был увезен в клинику с обширным обморожением мозгов и потерей ориентации в астральном подпространстве. Вот в этой клинике мне наконец-то повезло. Моим соседом оказался какой-то тоже крайне отмороженный, который сообщил, что все легко решаемость имеет, ибо у "Дж.Ор.П.С." есть директор, и что надо с ним связаться и просто узнать, когда репетиция, для взятия этого самого эксклюзива. Вот тут-то и начинается мой рассказ про эту гениальнейшую группу!
Связавшись с директором, я понял, что, во-первых, лучше бы я с ним не связывался, во вторых, что директор имеет, тык-скыть, женский пол. И в-третьих, что она не знает, когда репетиция, что записей группы не существует в природе и что она вообще впервые слышит о существовании группы "Дж,Ор.П.С.". После нашего разговора, по непроверенным данным, она уехала в Норвегию, и больше я ее не видел.
Да. Видимо, группа "Дж.Ор.П.С." - всего лишь красивая легенда, но хочется верить, что где-нибудь сотрясаются уши местных жителей от прекрасной музыки, которую никто никогда ни хрена не слышал.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2. ДЕТСТВО В ДЖ.ОР.П.С.Е, ИЛИ МАНИФЕСТ ПИНКА. (Капитан Ульяна, Дж.Ор.П.С.)

У той немногочисленной аудитории, что знакома хотя бы косвенно с творчеством Джаз-оркестра Памяти Сальери (в дальнейшем просто ДжОрПС), сложилось неодинаковое впечатление как о стиле, так и об эстетической ценности этой музыки. Тексты же, как правило, не слушаются; если слушаются, то не всегда поняты, если же и поняты, то не так. Но о текстах мы поговорим отдельно. Пока речь о музыке. Мы не претендуем на профессионализм, мы просто оттягиваемся. Почему так?
Группа старательно создавала себе имидж раздолбаев-пофигистов. И это во многом оправдано. Не буду жаловаться на отсутствие базы, инструментов, приличного аппарата - а кому легко? О времени и говорить нечего - все четверо заняты на весьма специфических работах. Выходных нет. Вообще. О концертах же ДжОрПСу имеют обыкновение сообщать за два-три дня до. В результате группа выезжает на оттяге, вся лажа из-за отсутствия репетиций преподносится как будто так и надо. Все смотрят на то, что мы вытворя- ем, и никто не вслушивается в тексты. Запоминаются однодневки.
Серьезные тексты публика принимает как красивую перефразировку давно известных образов. Ну, кто скажет мне, о чем речь в "Детке"? Что ж, давайте по куплетику, по строчечке:
Одинокое дерево в облаках,
Смотри в корень, детка.
О чем спич? Спич о дереве мира, Yggdrasil, о библейском дереве. О фаллическом символе, наконец! А что там в корне, в который предлагается зреть,
Там будет жало змеи.
Смотри в корень, детка.
Применительно к первым двум объяснениям, это змея библейская, Великий Змей. Во втором же, фрейдистском, - ком-плексы, вообще нечистота.
Здесь так много тусуетсякарт,
Но весь смысл в раскладкемастей,
А на листьях гадай негадай,
Смотри в корень, детка.
Значит, карты. У каждой свое значение, своя ценность, своя роль. И каждый человек в этом прочтении карта. Как его затусует, не так уж и существенно. Важнее, где его выбросит и сумеет ли он там раскрыться. Листья на дереве - люди, если обратиться ко второму прочтению, люди же карты, а что можно ожидать от гадания на картах? Карты часто врут...
Шуриковы тексты менее запутаны в сложных ассоциациях, чем тексты Жоры. Но и песни Шурика не только красивая картинка. Если вслушиваться, то и над ними можно сломать голову. И даже нужно. Над хитовым "Стимулятором" толь-ко смеются, а мне порой хочется плакать: из живого человека сделали механизм для оттяга. Почему-то о тех же зомби мы поем с серьезнейшим выражением лица. И так же серьезно отодвигаем "Стимулятор" подальше.
Оттяг оттягом. ДжОрПС с удовольствием оттягиваются. Но возникает желание еще и быть услышанными. Это не зна-чит, что все должны заслушиваться НЕСЧАСТНЫМ СЛУЧАЕМ, ВЕЖЛИВЫМ ОТКАЗОМ, ВОДОПАДАМИ имени ВАХТАНГА КИКАБИДЗЕ и собственно нами. Или учитываться В.Успенским, Л.Гумилевым или Жоркиными текстами. Но если кто-то выразит желание хорошо понять, о чем изгаляется ДжОрПС, одной "Чайки по имени..." будет явно не-достаточно.
ДжОрПС не любит тусоваться и дословно ничего объяснить не сможет, а хотелось бы. Мы вообще не имеем привычки сниматься с места на место по впискам и препочитаем спать в своих постелях. Для того, чтобы вести вышеописанный образ жизни, нужно отсутствие всяких занятий и присутствие здорового чувства романтики + презренных денег. День-ги же лучше зарабатывать тем, что лучше всего умеешь. Поэтому ДжОрПС никогда не станет крутым. Да и особого устремления нет: мы не относимся к этому чересчур серьезно.
Мы уже свое отхипповали - как американские детки большей частью состоятельных родителей, поиграв в Свободу, всегда возвращались домой, если не умирали от своих игрушек. Из всей этой псевдооэлитарной тусни, дай Бог, десять человек сделали что-то существенное. Остальные же, вернувшись назад, продолжали бизнес своих папаш или начина-ли свой. И умнели - современная российская молодежь презрительно называет это "обмажориться". Почти все из ДжОрПС хотели бы обмажориться - так, чтобы приносить хоть какую-то ощутимую пользу, если не другим, так хоть себе. И хотелось бы сделать это по возможности эстетски - чтобы потом, когда отыграет детство в жопе, за нашим дура-чеством проглядывала бы работа - действительно работа, а не ошибки молодости.
А никому не нужные идеалы и тенденция к постоянному эскапизму так же, как и детство в жопе, проходят годам к три-дцати.
И дай Бог, чтобы не было мучительно стыдно за бесцельно прожитые годы, потраченные на дуракаваляние.
Джаз-оркестру Памяти Сальери стыдно, надеюсь, не будет.
Примечание: мнение автора статьи может НЕ СОВПАДАТЬ.

впервые опубликовано в в альманахе "Чёрный Петух", № 2, 1996.


Рецензии
(Растеряно) Очарована или разочарована? Чего больше?
Задумалась...

Нина Дубович   10.12.2002 12:39     Заявить о нарушении
ой, и так бывает?
:00
а я ничего особенного не хотел
нашёл старую рассказку,
а она - как-то в тему оказалась...
я вообще стихи пишу, в основном
проза у меня только в смысле бублицистики...
))))

спасип

Ян Прилуцкий   10.12.2002 12:52   Заявить о нарушении