На выставке Клода Моне

просто впечатления
Москва января встречает яркими огнями фонарей и праздничной новогодней и рождественской иллюминацией, на въезде бодро напоминает:  Пиво  и Колбаса копченая,  С Новым Годом!, Снегурочка с круглыми глазками, как у неваляшки и Дед Мороз в синей шубе, рядом девица с чувственно  вытянутыми губами, ” Два –ноль- ноль- два”, еще рядом “три- ноль- ноль- три”  это не новая эра, а эксченжь -курсы валют. Станция Метро Кропоткинская, рядом Собор Христа Спасителя, в столь ранний час для посетителей открыта только  нижняя Преображенская церковь в цокольной части здания.
  Через дорогу на улице Волхонка здание музея ГМИИ им. Пушкина. Перед воротами музея афиша напоминает, что открыта выставка живописи Клода Моне. Музей только что открылся, но от ворот уже выстроилась очередь до угла, и народ дружно подходит и вот уже конец очереди уходит далеко за угол. На улице прохладно, время от времени происходит энергичное вздрагивание для согрева, отсюда видны зубцы стены Кремля. Вперед продвигаемся по тридцать человек примерно за 8-10 минут, озябший милиционер охраны  регулирует продвижение, так что минут через сорок попадаем во внутрь.  После ожидания  на улице, хочется согреться, можно завернуть в буфет, здесь предлагают холодное пиво, горячий кофе, чай бутерброды, согреться можно.  Далее мраморная лестница с красной ковровой дорожкой ведет нас в храм искусства, здесь на лестнице еще можно фотографировать, а далее, ни-ни.
Кроме постоянной экспозиции в музее открыта выставка картин Клода Моне(1840–1926), одного из зачинателей французского импрессионизма, от названия его картины “Impression: soleil levant” - “Впечатление: Восход” новое течение в живописи стало именоваться  - импрессионизм. Выставка замечательная, картины Моне собраны со всего Света, позволяют поближе познакомиться с великим французским мастером. Появляется картина Стога в тумане, настраивает посетителей на спокойный созерцательный лад,  далее несколько картин: знаменитый Руанский собор, живую атмосферу вокруг которого запечатлел художник в разное время суток. Едва различимо здание Парламента в густом осязаемом Лондонском тумане. И еще один Собор привезен из Парижа, он более четко прописан с деталями.
Толпой продвигаются весьдесущие японцы и еще одна экскурсионная группа туристов из Европы, перехожу к противоположной стене, здесь желтый песочек на Берегу моря и регата, и наконец,   “Завтрак на траве” , публика восхищенно любуется, яркие зеленые краски, наверное, в Булонском лесу, теплые пятна света, синие оборки юбок, напудренная милая кокетливая Мордашка парижанки с картины приветливо обращена ко мне: Бонжур! Hi!, у края картины ствол старого дерева с потрескавшейся корой, на ней вырезано сердце, пронзенное стрелой: ЛяАмур, так и Островок Интернета оставляет наши мысли, желания, разговоры, которые не улетучиваются  как клубы рассеивающегося дыма, а остаются такие же зарубки,  как от прежней давнишней любви .
 Хмурое бушующее море у Бель-Ильских скал, так и норовит охладить путника своими студеными брызгами  - опытная экскурсовод заговорщицким тоном сообщает группе подростков, что,  оказывается,  небо, море и скалы нарисованы одной и той же краской, но выглядят по разному, так и люди хоть и сделаны из одного теста , но у каждого свой нрав, но утомленные дети немного устали, одни уже присели на лавку, а другие устроили прятки, выглядывая из-за колонны и тихонько хихикают.
  Вдоль колоннады расположилась водная стихия, за морем видим пруды и озера с дивными кувшинками, предлагающими присесть на берегу полюбоваться их изящными формами, одни прорисованы четко, а другие, как в тумане, а рядом изогнутый японский мостик, где неистово бушуют яркие драконы, разбрасывая в стороны  разноцветные брызги горячих сочных красок.
В конце колоннады небольшая экспозиция, посвященная Марселю Прусту, который посвятил немало  строк искусству, тут приведены отрывки из его книги “Поиски утраченного времени” о музыке, о творчестве художников. Рядом вывешен портрет писателя, разложены его книги, на изысканном кресле лежит его черный атласный цилиндр и белые перчатки. Рядом вывешено большое полотно индустриального  пейзажа начала прошлого века,  картина напоминает  фотообои, и  наполовину заполнена свежим паровозным паром, вид привокзальной площади. Неподалеку на треноге установлена небольшая картина Антуана Ватто “В итальянском театре”.
    В соседних залах знакомые и любимые картины,  французская живопись на рубеже веков. О чем то задумалась печально очаровательная официантка из бара на полотне Эдуарда Мане,  а рядом девушка с радужным веером на картине Ренуара. Вот удивительное полотно Красные рыбки Анри Матисса. Как то по случаю, приятельница попросила срочно подобрать какую ни будь репродукцию — яркое пятно в интерьер, и за неимением другого, изготовили репродукцию гуашью на картоне по картине Красных рыбок. Картон стоял  на полу у стены, но тут случилось странное происшествие, сестра хозяйки по проходя  возле картины почувствовала головокружение, в результате не удержала таз наполненный водой, которая жирными потеками стекла по картине на пол вместе с рыбками. 
Вот известный Натюрморт Сезанна, на картине Спелая груша, посмотришь на такую картину подольше и уже ощущаешь во рту вкус спелой груши. Несколько картин Ван-Гога , на одной волнующий момент, ветер и волны бушующего моря треплют небольшие лодки под парусами. Как-то такую же картину с Лодками встретил на одном предприятии, где был  в командировке. Никак у вас есть художник, спросил я. Да, подтвердили мне, тут есть  у нас один умелец, только он сейчас в отпуске.
Рядом, по-философски серьезная женщина с далекого острова Полинезии, запечатленная Полем Гогеном, спокойно и загадочно смотрит на нас, держа в руках свой тропический плод.  Картина Дега - Голубые Танцовщицы, впервые увидел картину как обложку на пластинке в музыкальном магазине.  Дело было зимой, на улице мороз, а  в витрине легко одетые балерины, так что пробирал озноб. Тут и другие интересные картины таких художников,  как Бонар, Пикасо, Писсаро, забавный рисунок Тулуз-Лотрека, по-своему обаятельной певицы Гильбер. Замечательная картина Коро Туман в лесу.
Заглянул в некоторые другие залы, Вытянутая фигура с картины  Эль Греко  очень выразительна, если ее поместить повыше, наверно появится  еще дополнительно эффект объема. В Греческом зале прекрасные античные небольшие вазы и скульптуры. В музее много слепков, но, к сожалению, большинство из них сделаны уже после того, как с шедеврами познакомились Вандалы, поэтому на них  отколото  все,  что только  можно. Даже Нику Самофраккийскую не пощадило время, и Александру Македонскому откололи нос, хотя вот у Дискобола дiск на месте и то хорошо.
Дальше в другом зале натуральная византийская мозаика из Ровены и рядом  плита с узором и надписью древнего армянского креста - каменный хачкар. Сюда в дальний уголок средневековый завела детишек суровая женщина экскурсовод в длинной вязаной кофте, она таинственно насказывает жуткие истории, как пугали темных прихожан  небесной карой. С балкона можно озирать Римский дворик на уровне Давидовой головы, а спускаясь по лестнице, он предстанет перед вами, как настоящий в полной пятиметровой красе  со всеми деталями. 
Посетители проходят в  залы древних культур  мимо  быко-подобных стражей хранителей вавилонских ворот,  на  встречу торопится мальчуган к приятелям и громким шепотом радостно сообщает: пойдемте скорее - там настоящая Живая Мумия, тут же все устремились в зал древнего Египта, но нам смотрительница преградила дорогу.: Уже достаточно… Незабываемую встречу пришлось отложить... Добавлю, что другой раз встреча все же состоялось, только непонятно, кто кого изучал. Было такое жуткое ощущение, что  на нас кто- то смотрит со стороны, наверное, сама мумия  нас рассматривала. В этом зале произошла еще одна любопытная встреча,  древняя скульптура головы какого-то  египетского  вельможи, широкие скулы,  рот лодочкой с ухмылкой, проницательные глаза, вот как выглядели древние египтяне ..
 В другом зале выставка из Америки: Золото Африки,  плетка ШаМана с золотой рукояткой и рядом он же шаман на современной цветной фотографии, непонятно, чем же теперь он размахивает, или он тоже где-то здесь, скрывается среди посетителей, и тайно колдует,  от этой мысли становится, неуютно.
Все посмотреть за один раз конечно невозможно, и чтобы не испытывать музейной усталости, достаточно заглянуть лишь в некоторые залы, в любом из них можно встретить замечательные работы. Хотя многие  картины знакомы по фильмам, открыткам, альбомам с репродукциями,  но чтобы увидать эту красоту воочию, почувствовать дыхание вечности, устроить праздник встречи с прекрасным,   люди приходят в музей вновь и вновь.


Рецензии
Я не могу, к сожалению, разделить вашего энтузиазма в отношении изобразительного искусства: оно для меня слишком сухое и статичное. Но мне понравилось, как написано: плавно, прозрачно и немножко старомодно, как в советских научно-популярных книжках для юношества, которые я беззаветно любил в своё время.

Константин Смелый   05.03.2003 09:59     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв, если долго стоять у картины с морским пейзажем, то не только перед глазами , но и под ногами очутимо заколышется пространство, даже если стоять с закрытыми глазами.

Alexfor   05.03.2003 12:25   Заявить о нарушении
Обязательно ли для этого стоять у картины?

Константин Смелый   05.03.2003 15:29   Заявить о нарушении
Если будет рядом картина, тогда это встреча с искусством, а без картины будет неввопатология.

Alexfor   07.03.2003 13:41   Заявить о нарушении
Или богатое воображение.

Константин Смелый   09.03.2003 16:08   Заявить о нарушении
Извините , что встреваю в вашу дискуссию.Согласна с Константином, что написано "плавно и прозрачно" А вот о старомодности восприятия хочется уточнить. Время идёт вперёд и появляются новые формы экспозиций. Я недавно была на интерактивной выставке Моне в Тель Авиве.И я, как зритель при помощи спец. шлема или очков могла находиться, как бы внутри картины.И маки и стога и паровоз были реальны и объёмны. А на выставке Дали , когда мимо тебя жирафы горящщие шагают, крышу снести может. Я была на таких выставках Леонардо , Ван Гога , Клинта, Дали и Моне

Наталия Фрехтман   20.01.2024 23:49   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.